Пробки — не продохнуть

Новосибирцы поплатились здоровьем за личные автомобили и тепло в домах

3 июня была опубликована статистика экологической ситуации в Новосибирской области за 2009 год. В Новосибирске третий год подряд растут показатели превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, 70 % которых вылетает из выхлопных труб автомобилей. Цифры гласят, что пробки на дорогах и автопрогрев двигателей в зимние морозы во дворах жилых домов приносят в 7 раз больше вреда, чем пугающие дымовые столбы ТЭЦ. Эксперты-экологи предупреждают, что через 10 лет современное поколение 20- и 30-летних новосибирцев ждет повышенный риск рака легких и советуют перебираться из города в коттедж с газовым отоплением.
Справка: ПДК (предельно допустимая концентрация) — концентрация химических соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии на организм человека в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний. Бензпирен — представитель семейства полициклических углеводородов, вещество первого (наивысшего) класса опасности.

По данным государственного доклада Роспотребнадзора по НСО за 2009 год, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха для Новосибирска в прошлом году стали автомобильный транспорт (358 тыс. тонн, до 70 % от валового выброса загрязняющих веществ) и предприятия теплоэнергетики (до 11 % от валового выброса). Соответственно, наибольшую долю в структуре выбросов составили загрязняющие вещества, связанные с процессами сжигания различных видов топлива: взвешенные вещества (сажа и пыль), бензпирен и оксид углерода (угарный газ). При этом увеличение удельного веса проб с превышением гигиенических нормативов отмечено по взвешенным веществам, мышьяку и бензпирену. Такое превышение означает, что концентрация названных веществ близка к опасной для здоровья.

Отчет Роспотребнадзора гласит, что превышения ПДК обнаружены на автомагистралях, а также под факелами выбросов в зоне влияния промышленных предприятий.

В ретроспективе экологическая ситуация в Новосибирске в 2009 году продолжила ухудшаться. За последние 3 года специалистами фиксируется двукратный рост удельного веса проб атмосферного воздуха, в которых зарегистрированы превышения ПДК загрязняющих веществ. До этого наблюдалось резкое падение в 2003-м (в 2 раза меньше, чем в 2002-м) и в 2006-м (в 6 раз меньше, чем в 2005-м).

Эксперты объясняют отрицательное влияние автотранспорта на экологию Новосибирска перегруженностью магистралей.

По словам начальника центра мониторинга загрязнения окружающей среды ГУ «Новосибирский ЦГМС-РСМЦ» Виктора Чиркова, наибольшее выделение вредных веществ происходит при торможении автомобиля. «Коэффициент выделения при разгоне составляет примерно 1,1, при движении — 1,09, а при торможении количество вредных веществ увеличивается в 9 раз. Поэтому на тех участках дорожной сети, где наблюдаются постоянные заторы, вредные выбросы достигают максимальной концентрации». Стоит отметить, что дышать выхлопными газами пробок крайне вредно для организма. Взвешенные вещества провоцируют увеличение продолжительности периодов обострения заболеваний верхних дыхательных путей (ОРВИ и ангина). Кроме того, бензпирен и сажа являются доказанными канцерогенами, они опасны даже в малых концентрациях и способны к биоаккумуляции, то есть накоплению в организме.

По мнению независимого эколога, сотрудника Института химической кинетики и горения СО РАН Сергея Пащенко, воздух загрязняют не только пробки на автомагистралях, но и зимние прогревы двигателя во дворах жилых домов:

«В холодное время года атмосфера на высоте до 100 метров плохо перемешивается, а большинство новосибирских хрущевок спроектировано так, что вентиляция («дырка» на кухне) обеспечивает только 30 % воздухообмена, остальное — через форточки. Из-за увеличения количества автомобилей за последние 10 лет выхлопная нагрузка на каждого горожанина увеличилась в среднем в 8–10 раз. Если учитывать особенности развития раковых заболеваний, то примерно через 10 лет можно ждать роста заболеваемости формами легочного рака в 3–8 раз, преимущественно среди граждан, которым сейчас от 20 до 30 лет».

По данным Новосибирскстата, в 2009 году выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выделения (преимущественно ТЭЦ) составили 233,5 тыс. тонн, в 2008 г. — 231,5 тыс. тонн, а в 2007 г. — 207,4 тыс. тонн.

Несмотря на это, экологи считают загрязнения предприятий энергетики ничтожными по сравнению с влиянием выхлопных газов. «Трубы ТЭЦ достигают 300 метров в высоту, где движение ветра значительно сильнее, в связи с чем выбросы подобного рода слабо влияют на близлежащие территории. На этом фоне можно утверждать, что автотранспорт дает до 90 % загрязнений», — считает Сергей Пащенко. В то же время не все новосибирские специалисты по окружающей среде склонны бить тревогу. Как отметил Виктор Чирков, в 2009 году особо грязным воздух был только в Первомайском районе: «В этом районе выросли показатели по пыли. В целом опасных превышений ПДК в 2009 году в Новосибирске не было».

Реалии городской жизни и основанные на них неутешительные прогнозы относительно здоровья целого поколения новосибирцев не имеют современной панацеи. «Выносились предложения по установке фильтров на выхлопные трубы автомобилей, однако европейские устройства быстро выходят из строя по причине очень низкого качества местного бензина. Оптимальный и, пожалуй, единственный выход — жить в коттедже в зеленой зоне пригорода, используя газ в качестве топлива», — считает Сергей Пащенко.


Марк Волков
Фото Сергея Ляшко


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено