12 ноября вторник
СЕЙЧАС -5°С

«Песчаный коктейль попадает в воздух, и вы им дышите»

Эксперты рассказали, почему в Новосибирске решили сократить применение песко-соляной смеси

Поделиться

18 959
Город переходит на современные реагенты

Город переходит на современные реагенты

Этой зимой дороги Новосибирска решили обрабатывать не только смесью песка и соли, но и реагентом. Город закупил 500 тонн многокомпонентного реагента «Бионорд». Это разработка отечественного производителя, который располагается в Пермском крае. Опробовали новый состав на магистральных улицах — Красном проспекте, Вокзальной магистрали, Кирова, Нарымской, Гоголя, проспекте Димитрова.

Как отмечают дорожники, реагент пока что показывает хорошие результаты: содержать проезжую часть стало намного легче. Эффективность продукта как плавящего средства увеличивается, при этом он менее агрессивен для окружающей среды, чем используемая сейчас смесь.

Правда, привыкшие к песку новосибирцы, услышав про реагенты, вспоминают страшилки из сети. Журналисты разбираются, почему власти решили пересмотреть способы противогололедной уборки.

Серый город

Директор компании «Гормашэкспорт» Андрей Степаненко один из тех, кто выступает против обработки Новосибирска песко-соляной смесью. Больше 10 лет назад он проанализировал, из чего состоит пыль в городе, и оценил, что один из ее источников — песок с дорог.

«Дело в том, что основной источник сырья, которое используется для песко-соляной смеси, — это речной практически не переработанный песок. В прошлом году мы его исследовали и выяснили, что полезного компонента, который способствует торможению, там всего 20%. Все остальное грязь», — рассказывает Андрей Степаненко.

Он говорит, что сторонник использования современных материалов в комплексе. «Город сложный, есть мосты, дамбы, в каждой зоне нужны свои материалы. Это упростит уборку снега, снизит скользкость, травматизм и пылевую нагрузку на город», — считает специалист.

По мнению руководителя Ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, еще один важный факт, который влияет на переход городов с песка на реагенты, — стремление властей улучшить содержание инфраструктуры при разумной экономии. Например, песко-соляная смесь, несмотря на большую дешевизну при закупе, обходится дороже в применении.

Так происходит, потому что расходы пескосоли для достижения результата в разы больше, чем реагента, а затем нужно потратиться еще на целый комплекс мер: очистку ливневки от песка, мытье улиц, рекультивацию земель.

«Песко-соляной смеси на один квадратный метр нужно 350 граммов, столько же реагентов хватит обработать в пять раз большую площадь. Если реагент растворяется и утилизируется, то песок остается на дорогах после каждой зимней уборки», — уточняет эксперт.

Катушка, а не дорога

Андрей Степаненко рассказал, что он и другие активисты проводили эксперименты по торможению автомобиля. На дороге, посыпанной песко-соляной смесью, машина останавливается с заносом, юзом, и дистанция торможения довольно большая.

Тормозить на дороге, правильно обработанной реагентным составом, проще: лед ведь плавится.

«Я видел, что в Академгородке и в центре использовали и реагент, и дробленый отсев альбитофира. Получили хороший эффект. Некоторые тротуары только отсевом обрабатывали: чтобы было нескользко, достаточно несколько песчинок под ногой. А если встаешь на глинистую смесь из пескосоли, нога неустойчива, вероятность падения высокая», — уверен новосибирец.

Что касается новосибирцев, то их волнует состояние автомобилей при использовании реагентов. По словам Анны Климентовой, противогололедные материалы должны как можно меньше воздействовать на металл. И здесь важно, какие показатели коррозионной активности у используемых ПГМ. Самыми агрессивными является хлорид натрия в чистом виде, который как раз используется в песко-соляной смеси.

«К реагентам предъявляют требования по коррозионной активности, максимально допустимый показатель — 0,8 мг на квадратный сантиметр в сутки. Это предельно допустимая норма. Такой показатель имеет хлорид натрия, который применяется в песко-соляной смеси», — поясняет руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог.

В реагенте, который сейчас применяют в Новосибирске, показатель коррозионной активности — порядка 0,4–0,6 мг на квадратный сантиметр в сутки за счет введения специальных ингибиторов коррозии.

По словам собеседницы, важно помнить еще один момент: коррозия неизбежна, если целостность покрытия кузова повреждена. Пагубно влияет на металлы обычный талый снег и кислород из воздуха. Кстати, именно от влияния последнего рассчитан максимальный показатель коррозионной активности в сутки.

Поэтому, как отмечают эксперты, автовладельцам нужно понимать, что за автомобилем нужно ухаживать. Желательно, обрабатывать кузов специальными защитными составами и не допускать возникновения сколов.

Белая обувь и бедные собачки

Все новосибирцы хоть раз видели на своих ботинках белые разводы. К сожалению, воздействия на обувь не избежать, но ущерб от разных видов соли будет отличаться. Например, у песко-соляных смесей действие основано на хлориде натрия. Это вещество способно приводить к возникновению трещин, появлению пятен, которые смыть будет трудно.

Как отмечает Анна Климентова, в современных противогололедных реагентах производители стараются минимизировать содержание хлорида натрия за счет других солей. Например, органической соли — формиата. Этот компонент более экологичен и безопасен по отношению к почвам, животным, людям, обуви и одежде. Именно поэтому их используют на объектах, к которым предъявляются требования повышенной безопасности. Например, в авиации.

«А еще важно соблюдать нормы расхода материала и вовремя убирать талый снег, чтобы обувь не промокала», — добавляет собеседница.

Она же рекомендует все-таки обувать животных зимой, поскольку опасность для них может представлять не столько химический состав талого снега, сколько сама жидкость. Как известно, вода является хорошим теплопроводником, поэтому у домашнего любимца при попадании лапой в лужу при отрицательной температуре может возникнуть обморожение.

Опасная пыль

Каждый год Новосибирск закупал от 100 до 120 тысяч тонн песка для смеси и высыпал до 80 тысяч тонн грязи. Получались грязно-рыжие дороги. При этом песок вывозят с дорог только частично.

«Песок на дороге — не тот, который на пляже. Он становится очень опасным: смешивается с частицами асфальта, покрышек, тормозных колодок, выхлопными газами. Этот песчаный коктейль попадает в воздух, и вы им дышите. Кстати, есть мнение, что реагенты испаряются. Это неверно, соли не испаряются», — рассказывает Анна Климентова.

Здесь стоит сказать, что активные компоненты ПГМ могут по-разному влиять на экологию. Например, в Москве десятилетие назад активно использовали песко-соляные смеси, а после перешли на техническую соль — хлорид натрия. Из-за того что хлорид натрия, который содержится в песко-соляной смеси в чистом виде, имеет свойство засолять почвы, столичные газоны постепенно превратились в «пустыни». В итоге после исследований мэрия города перешла к многокомпонентным реагентам, в составе которых есть другие соли, которые снижают уровень засоления. Сейчас, по данным Мосэкомониторинга, 97% московских почв здоровы.

Такой же многокомпонентный состав используют сейчас в Новосибирске. Кстати, подобные смеси солей активно применяют и за рубежом. В том числе в Норвегии и Швеции. Количество реагентов, применяемых в Скандинавских странах каждую зиму, — около 450 тысяч тонн. Ими обрабатывают дороги с интенсивностью движения свыше 3000 автомобилей в сутки, чтобы вычищать проезжую часть до асфальта. В накате содержатся только региональные малоинтенсивные дороги, которые посыпают гранитной крошкой. Но улиц с такой низкой интенсивностью в Новосибирске нет.

Поэтому можно смело говорить, что город начал переходить на мировой уровень содержания с современными технологиями.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter