«Новосибирск — это пять городов»

Идеолог создания Новосибирской агломерации Юрий Воронов дал интервью НГС.НОВОСТИ

Создатели Новосибирской агломерации хотят приучить инвесторов и чиновников не замечать границПосмотреть все фото
Первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко 19 мая сделал первый официальный шаг к созданию Новосибирской агломерации. Он провел совещание с министрами областного правительства, мэром Новосибирска и руководителями прилегающих к столице муниципальных районов. «Де-юре агломерации не существует, а де-факто некоторые ее элементы есть. Единодушное мнение, что такой документ нужен, есть у всех участников совещания, — подчеркнул Юрченко. — Эффект от агломерации должен быть один — точно скоординированная работа. На большой территории мы должны получить синергетический эффект, создать комфортные условия для проживания граждан, становления бизнеса и привлечения инвестиций». На вопросы НГС.НОВОСТИ о перспективах развития Новосибирской агломерации отвечал автор специального исследования на эту тему генеральный директор консультационной фирмы «Корпус», кандидат экономических наук Юрий Воронов.
Справка: Агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа (городская агломерация). Известны городские агломерации в Руре (Германия), Донбассе, Большом Лионе (Франция). В городской агломерации Бомбея проживают 18,4 млн человек, хотя в самом городе — чуть более 11 млн. Аналогично в Мюнхене — 1,2 млн в городе и более 2 млн в агломерации, Рио-де-Жанейро — 5,8 млн и 12 млн человек соответственно. В Японии город Иокогама вместе с Токио образует городскую агломерацию Кейхин. (lingvo.yandex.ru)

Как проводился анализ возможностей создания новосибирской агломерации?


В схеме территориального планирования Новосибирской области, которая разрабатывалась москвичами, нет агломерации в явной форме, но есть Новосибирский планировочный район, который намекает на то, что такая агломерация вполне возможна. Кроме того, в стране попросту бум создания агломераций. С 2006 года этой темой занимался Центр социально-стратегического развития «Северо-Запад» в Санкт-Петербурге. Из этого центра вышли тогдашние руководители Минрегионразвития, и через какое-то время и в министерстве был составлен список будущих российских агломераций. В этот список не попали Новосибирская и Саратовская области, в которых агломерации, тем не менее, складываются.

Мы выполняли разработку методических и методологических основ концепции долгосрочного социально-экономического развития Новосибирской агломерации. Сам по себе этот документ — еще не концепция.

Мы должны были ответить на такие вопросы, без которых работа перешла бы в дискуссию. Первый вопрос — это критерии формирования агломерации. Их в мире принято три. Номер один — это транспортная доступность. По какой причине этот критерий был отодвинут? Потому что транспортная доступность считается по районам со сложившейся дорожной сетью. Даже по советским нормативам у нас только треть необходимых дорог в районе областного центра. Если бы мы признали, что дорог достаточно, и согласились со сложившейся транспортной ситуацией, тогда критерий транспортной доступности мог быть положен в основу работы.

Второй критерий — расселение. Все советское время старались строить жилье ближе к месту работы. А с горбачевских времен и до нынешних — более 20 лет — жилищное строительство не привязано к потенциальным местам работы будущих жильцов. Вот они и добираются так, что толкают друг друга в общественном транспорте, стоят в пробках. Поэтому данный критерий тоже не годится.

У нас в основу агломерации должен быть положен экономический принцип. То есть развертывание мест работы и обеспечение этих мест всеми необходимыми ресурсами.

Прежде всего, это инженерные сети, поскольку электричество идет только по проводам, а канализация — только по трубе. Потому что если ты построил где-то микрорайон, как на севере Новосибирска (ж/м «Родники», «Снегири»), где нет мест работы, то ты должен быть готов к тому, что у тебя будет запружена улица Б. Хмельницкого. Чем больше там строим, тем больше будет пробок. Я не говорю о том, что с помощью такой стратегии можно ликвидировать дорожные пробки. Но не обращать на это внимание нельзя, потому что основная загрузка транспорта — это поездки на работу.

Зачем нужно создавать агломерацию вокруг Новосибирска?

Есть ряд очевидных вещей, когда разрозненное использование территории городом и пригородами (районами области) приводит к несуразице. Например, проект третьего моста не учитывает того, что мост пересекает железную дорогу. Это означает, что третий мост, решая транспортные проблемы Новосибирска, игнорирует интересы тех людей, которые едут на электричках из Академгородка, Бердска и Искитима, и которые могли бы пересесть здесь на транспорт, чтобы уехать на левый берег. В трехстах метрах от трассы будущего моста в частном секторе стоит станция Камышенская, которая практически не используется. И в проекте нет возможности запланировать здесь пересадочный узел с отстоем автобусов, маршруток и так далее, чтобы человек вышел из поезда, сел на любой вид транспорта и переехал по этому мосту. Почему? Потому что исходно третий мост рассматривается исключительно как решение проблем областного центра. При территориальном планировании на уровне агломерации подобные проблемы, не замечавшиеся ранее, станут очевидными.

Другая проблема на уровне агломерации, не всеми осознаваемая, но более масштабная, чем пересадочный узел у третьего моста, — это развитие высшего образования в Новосибирске. Ни один из вузов Новосибирска не имеет перспектив пространственного распространения. Кроме разве что НГУ и НГПУ.

Поэтому, работая в дружном коллективе разработчиков генплана Новосибирска, мы предлагали зарезервировать землю вдоль будущего дублера Бердского шоссе (от НГПУ через западную окраину наукограда Кольцово до НГУ) под будущие студенческие кампусы. Когда это будет — не знаю. Более того, ясно, что эту идею не все будут одобрять. Но можно потерять все конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг, если смириться с тем, что в XXI веке новосибирские студенты будут жить в общежитиях в комнатах по 4–6 человек, а выходя из общежития, будут оказываться на улице с интенсивным транспортным потоком. Это означает признание того, что мы готовим людей, которые не имеют амбиций на хорошую жизнь и вряд ли будут себя уважать. В любой стране мира сейчас университет — это огромная территория, пруды, парки. Это совершенно другой стиль жизни. Это ключевой вопрос в воспитании жизненных потребностей, амбиций, наконец.

Мы участвовали в разработке генплана Бийска, и хотя Бийск в 7 раз меньше Новосибирска, там на окраине города, в Заречье, у соснового бора зарезервирована земельная площадка под будущее расширение Бийского образовательного комплекса. Губернатор Виктор Александрович Толоконский постоянно говорит, что мы должны экспортировать образовательные услуги, что высшее образование должно быть мощной отраслью. А как мы это будем делать, если у образовательного комплекса нет возможностей для пространственного развития?

Почему трудно было зарезервировать землю под будущие студенческие кампусы? Потому что в той полосе вдоль будущего дублера Бердского шоссе задействованы земли не только Новосибирска, но и Новосибирского района. И в то же время это проблема не совсем областная. Получается, что областной центр пытается диктовать Новосибирскому району, как ему использовать его территорию, а для Новосибирского района — это проблема соседнего муниципального образования, которую сосед сам должен решать — как развиваться его вузам.

На этом примере вы показываете, как агломерация реализует разные интересы на одной территории?

Совершенно верно. Вместо трактовки агломерации как новой организационной структуры мы попытались методологически выстроить исходные положения как следование уже сложившимся тенденциям. Новосибирск сам по себе уже агломерация, так исторически сложилось. Многие еще помнят, как на левом берегу был другой часовой пояс. Когда-то Первомайский район считался самостоятельным городом, имел свой бюджет.

Новосибирск — это фактически пять городов, которые разделены двумя реками — Иней и Обью — и железной дорогой. Поэтому агломерационное мышление уже присутствует.

Есть масса других проблем. Например, ты запускаешь какое-то здание в Речкуновке и в принципе ты мог бы подвести туда электроэнергию из города. Но на практике оказывается, что проще проложить ЛЭП от Искитима, чем решать проблемы межмуниципального взаимодействия.

Юрий Воронов: «Новосибирск сам по себе уже агломерация, так исторически сложилось»
Юрий Воронов: «Новосибирск сам по себе уже агломерация, так исторически сложилось»
Как будет выглядеть Новосибирская агломерация на бумаге?

Процесс организационного оформления мы принципиально считаем компетенцией областной власти и затрагиваемых агломерацией муниципалитетов. Организационные формы агломераций разные. Алтайский край, например, пошел по пути формирования городских округов. Бийск и Барнаул одновременно и города, и городские округа. В городской округ Барнаула уже входят 25 сел, Бийска — 7 сел. Кстати, в Бийске сельские поселения от включения в городской округ явно выиграли: идет строительство асфальтированной кольцевой дороги, что резко увеличило привлекательность территории для дачников и коттеджного строительства, появилась работа, земля и недвижимость выросли в цене, подтягивают газ.

Прекрасно понимая, что выбор организационной формы Новосибирской агломерации — компетенция власти, мы предлагаем рассмотреть вариант агломерации в форме многостороннего межмуниципального соглашения.

Под это соглашение делается отдельный бюджет и создается структура, которой вменена обязанность курирования межмуниципальных проектов, на которые выделены средства членов агломерации. В бюджетном процессе появляется новый субъект, но никакого изменения административных границ не происходит, во всяком случае в ближайшем будущем.

Какие еще примеры агломераций вас вдохновляют?

Я упомянул алтайский опыт, есть еще красноярский вариант. Там проделана очень большая работа, на разработку концепции агломерации израсходовано 77 млн рублей. Там создана хозяйственная структура как юрлицо — «Красноярск-2020». Незначительные деньги идут туда из муниципальных бюджетов, а основная часть — из краевого. Есть более простые формы агломераций. В городе Остин (штат Техас) 16 муниципальных образований. У них есть охотничий клуб, где мэры собираются и обсуждают различные проблемы. Никогда никто ничего не записывает, но за десятилетия существования этого клуба никто даже не подумал нарушить данное обещание.

Понятно, что у самого большого города — Новосибирска — есть свои интересы в рамках этой агломерации. А какие интересы могут объединить Бердск и Обь?

Это только проблема комплексного развития. Почему я привлек внимание к необходимости пересадочного узла у третьего моста? Это как раз та тема, которая волнует всех. Это волнует город Новосибирск, потому что часть людей не будет заезжать в центр. Это волнует жителей других городов, потому что им проще будет ездить. Или взять проект общего вузовского кампуса. Ты уже имеешь огромное количество вузов, ты имеешь преподавателей, которых нет ни в каком Сибирском федеральном университете в Красноярске, и теперь ты им создаешь условия и пространство, чтобы развиваться. Пусть делают лабораторные корпуса, испытательные полигоны, строят общежития, как в любом нормальном университете мира. Я считаю, что обсерватория и планетарий, которые строятся в районе Ини, — это начало этой интеллектуальной зоны. Но как только мы начинаем учитывать административные границы, сталкиваемся с многочисленными организационными и правовыми сложностями. Агломерация — средство содействия реализации межмуниципальных проектов.

Как должны действовать участники агломерации при привлечении крупного инвестора?

Есть набор проблем, которые нужно решать, не замечая границ. И ясно, что если ты вовлекаешь инвестора в решение проблем взаимоотношений между соседними городами, районами или сельсоветами, то тогда он может отказаться от инвестиций.

Главное в агломерации — снятие тех проблем, которые связаны с реализацией межмуниципальных проектов, нарушающих границы.

Еще один пример: пляж у станции Береговая. Бердск отказывается убирать этот пляж, потому что там отдыхают новосибирцы, не бердчане мусорят. Этот вопрос можно было бы решать на уровне горизонтальных договоренностей соответствующих служб Бердска и Новосибирска. Но из-за неумения договариваться проблема уборки мусора на отдельно взятом пляже становится проблемой областного уровня. Агломерация — это полигон для формирования горизонтальных связей, которые работают независимо от вертикали власти. Понятно, что если нет горизонтальных связей, вертикали власти приходится заниматься мелочами.

Отвечая на вопрос НГС.НОВОСТИ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий сказал, что он видит будущее новосибирской агломерации, в частности, в объединении инженерных сетей с соседями. Как в вашей концепции учтены интересы естественных монополий, таких как РЖД и «СибирьЭнерго»?

В ОАО «Экспресс-пригород» мы докладывали о необходимости формирования пересадочного узла в точке пересечения третьего моста с Алтайской железной дорогой. Мы также расцениваем как очень перспективную работу создание пересадочного узла «Университет» в районе пересечения Бердского шоссе и той же железной дороги с переносом туда конечной остановки автобусов и маршруток «Цветной проезд».

С «СибирьЭнерго» нет никаких разногласий: и для потребителей, и для них является большим препятствием, что участки земли под застройку выделяются по каждой площадке отдельно, когда инвестор уже принял решение о стройке. В нормальных условиях по каждой из площадок должны быть заранее определены технические и финансовые условия подключения к инженерным сетям. Кстати, подобную работу мы три года вели в Бийске. По каждой из 16 площадок, выделенных в этом городе под застройку, теперь рассчитаны уровни обременения в расчете на 1 кв. метр площади жилья: по инженерным сетям и по расселению ветхого жилого фонда. У нас же пока решение проблем подключения и присоединения начинается уже после выделения площадки под застройку. Инвестор, начиная решать вопросы с подключением, только тогда узнает, что это дорого или невозможно. Хочу отметить, что с развитием Новосибирской агломерации монополизм отдельных владельцев инженерных сетей будет не столь очевидным.

Очертите, пожалуйста, границы новосибирской агломерации.

Документ, который мы подготовили, передается из Минэкономразвития Новосибирской области в Министерство строительства и ЖКХ. Там этот вопрос пока открыт, но есть предложение решить его по схеме «5 + 5». Пять городов плюс пять районов — Новосибирск, Обь, Бердск, Искитим и Кольцово, Новосибирский, Мошковский, Колыванский, Ордынский и Искитимский районы. Но, оговорюсь еще раз, границы агломерации пока не определены, это — предмет обсуждения.


Константин Пономарев
Фото автора (1) и предоставлено фирмой «Корпус» (2)


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено