«Условия жизни у вас очень хорошие. И люди удивительные!»

Буддийские монахи рассказали, как новосибирцам избавиться от страданий и стать счастливее

Туптхен Гьяцо: «Нам доверили основать монастырь на юге Индии, для этого нам выделили место в джунглях»Посмотреть все фото
С 11 по 18 мая в музее природы Новосибирской области происходило нетипичное для этого заведения мероприятие: с утра до вечера буддийские монахи, приехавшие из южно-индийского монастыря Гоман, сидели на полу, занятые странной для европейского человека, чрезвычайно кропотливой работой — они делали необычную картину, песочную мандалу, которая, по их словам, должна принести в этот мир сострадание, доброту, а также исцеление от ненависти, гнева и зависти. В задачу монахов не входила проповедь и миссионерство. Как выяснилось, они просто путешествуют по миру и дарят людям то, что могут подарить. Корреспондент НГС.НОВОСТИ решил побеседовать с главами делегации об их сибирских впечатлениях и жизненной философии.
Справка: Геше Туптхен Гьяцо, старейший монах делегации, родился в 1934 году, в Лхасе. В 20 лет, после китайского нашествия, он покинул Тибет, около десяти лет жил в лагере для беженцев на границе Бутана и Индии, а затем, вместе с другими монахами, отправился строить буддистский монастырь Гоман в диких джунглях Южной Индии. Более 20 лет геше Туптхен преподавал буддийскую философию. За пределы Индии попал впервые. Лама Тензин Чокланг Ринпоче (Ринпоче — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев) родился в 1974 году в Непале, в возрасте 6 лет признан реинкарнацией настоятеля монастыря Гоман.

Какие у вас сложились впечатления о Сибири и России в целом?


Геше Туптхен Гьяцо: Раньше я о России только слышал. Когда же я увидел ее своими глазами, то убедился, что мои представления не имеют ничего общего с действительностью. Очень удивлен, что народ здесь живет по-другому. Условия проживания у вас очень хорошие. И люди удивительные! Сразу видно, что в России на совсем другом уровне поставлено обучение грамоте. Не так, как в других азиатских странах. Очень чувствуется культура.

Какой смысл в этой песочной картине, которую вы делаете в краеведческом музее? Вы правда думаете, что мир от этого станет лучше? Каким образом?

Лама Тензин Чокланг Ринпоче: Песочная картина, которую мы делаем здесь, называется мандала. Это своеобразная энергетическая проекция божественного дворца, который обладает способностью устранять многие проблемы, предотвращать войны, болезни. Когда происходит построение мандалы в Новосибирске, эта энергия благотворно сказывается на благополучии и здоровье людей.

А что значит «божественный дворец»?

Лама Тензин Чокланг Ринпоче: Божественный дворец — обиталище божества. В нашей традиции божество — это учитель или тот, кто полностью избавился от всех изъянов. Одним из таких существ является Будда Медицины, он помогает избавиться от болезней и омрачений.

Лама Тензин Чокланг Ринпоче: «Даже если человек не придерживается религии, он может взращивать качества, которые помогают ему и другим, — добро и сострадание к живым существам»
Лама Тензин Чокланг Ринпоче: «Даже если человек не придерживается религии, он может взращивать качества, которые помогают ему и другим, — добро и сострадание к живым существам»
В буддизме нет понятия Бога?

Лама Тензин Чокланг Ринпоче: В буддизме вместо понятия Бога существует понятие Трех Драгоценностей (в буддизме они называются: Будда — просветленное состояние ума, Дхарма — учение, ведущее к достижению этого состояния, и Сангха — сообщество практикующих. — В.И.).

Как вы относитесь к другим религиям — христианству, исламу?

Лама Тензин Чокланг Ринпоче: Мы с уважением относимся ко всем религиям и конфессиям, которые учат быть добрее и человечнее.

Откуда берется в мире зло?

Переводчик: Я не смогу перевести этот вопрос. В тибетском языке нет такого понятия и слова. Есть лишь слово и понятие «страдание».

Тогда вопрос о страдании. По сравнению с Индией в Новосибирске очень много хмурых и грустных людей. Почему так происходит? Что бы вы посоветовали им, чтобы избавиться от хмурости и грусти?

Геше Туптхен Гьяцо: Недовольство и скорбь возникает потому, что человек очень сильно цепляется за себя. Он думает: у меня проблемы, моя семья, дети, я… я страдаю, мне плохо. Эти мысли крутятся постоянно, и он становится раздражительным. Цепляние за собственное «я», которого на деле нет, приводит к таким последствиям. Или по-другому. Возьмем меня: я смотрю на других людей и не чувствую к ним зависти, хотя у меня нет ничего, человек я небогатый. При этом я не думаю, что я бедный — если бы я об этом думал, у меня были бы душевные терзания, муки. Я просто смотрю на других людей, обладающих материальным достатком, и просто понимаю, что их достаток — сила их кармы, они заслужили его. И я радуюсь за них, у меня нет терзаний и душевных проблем. Проблемы никогда не приходят извне, человек формирует их своими мыслями, которые и доставляют ему неудобства.

Монахи считают, что, делая мандалу, они приносят пользу обитателям Новосибирска
Монахи считают, что, делая мандалу, они приносят пользу обитателям Новосибирска
Что же может сделать человек, чтобы стать счастливее?

Геше Туптхен Гьяцо: Если человек не принадлежит к какой-то религии, он все равно хочет счастья. Все мы одинаковы в своем желании счастья и неприятии страдания. Поэтому основная практика — это учиться понимать других существ, будь то человек или животное. Понимать, что все хотят быть счастливыми. Если человек постоянно думает об этом, то, видя и человека, и собаку, он сочувствует и понимает их положение, сопоставляет с собой и спонтанно развивает в себе чувство доброты, становясь в результате более открытым для общества. В результате и он будет счастливым, и те, с кем он контактирует, будут спокойными. Если люди, обладающие властью, таким же образом будут думать о благе других, они действительно смогут принести пользу. Все зависит от мотивации.

Я слышал, что в буддизме одним из главных понятий является «пустота» или «пустотность». Что это значит?

Геше Туптхен Гьяцо: Это очень сложный вопрос, ответ на который требует много времени. Пустота ни в коем случае не обозначает «ничто» или «не-существование», как иногда думают европейцы. Попытаюсь дать наметки объяснения. Вот, например, я, Туптхен, пытаюсь найти себя. Где я нахожусь? В ноге, в руках, в печени, животе? Или лучше с четками пример. Вот я в руках держу четки, и они воспринимаются как четки. А давайте найдем их. По бусинке перебираем, каждая бусинка — это не четки. Четки они только объединенные. То есть как общее понятие. Однако когда начинаем искать, мы четки не находим.

Дальше сознание играет с нами игру: когда мы видим объекты, оно приписывает им качество — например, этим четкам качество «четки». А когда в реальности начинаем искать, то уже не сможем найти эти объекты. Потому что объект придуман нашим воображением. И поскольку мы приписываем эти качества, мы говорим о том, что феномены номинальны, то есть имеют номинальное существование. И если человек понимает номинальность всех объектов и понимает, что они свободны и пусты от этой номинальности, это называется постижением пустотности.

Как пустота соотносится с счастьем?

Геше Туптхен Гьяцо: Напрямую. Когда человек постигает пустоту, тогда отсекаются омрачающие эмоции — такие, как гнев, страсть и действия, производные от них, —человек становится свободным, освобождается от круговерти сансары. Он освобождается от мук и проблем.


Владимир Иткин
Фото Сергея Ляшко


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено