В стране проданных уроков

Средним школам разрешили легально торговать дополнительными знаниями

Новая реформа образования предполагает, что дополнительные уроки в школе теперь могут быть платнымиПосмотреть все фото
В конце прошлой недели президент Дмитрий Медведев подписал революционный законопроект, отныне позволяющий любой средней школе самостоятельно осуществлять всю финансово-хозяйскую деятельность, в том числе легально брать деньги с родителей учеников за предоставление дополнительных образовательных услуг. Новый поворот в реформе образования испугал родителей, которые по всей стране выходят на митинги против коммерциализации школ, и обрадовал директоров образовательных учреждений, которым наконец-то развязали руки. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял, насколько оправданы опасения митингующих об отмене в будущем бесплатного образования и какими знаниями сможет торговать обычная средняя школа.
23 апреля Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений», через неделю его одобрил Совет Федерации, а 8 мая подписал президент Дмитрий Медведев. Таким образом, разговоры на протяжении последних лет о предоставлением образовательным учреждениям полной свободы в своей финансово-хозяйственной деятельности логически завершились.

Суть новой реформы, как объяснил ее вчера, 13 мая, на специальной пресс-конференции начальник управления образовательной политики департамента образования Новосибирской области Владимир Щукин, в том, чтобы повысить финансовую самостоятельность образовательных учреждений.

Каждому образовательному учреждению с 1 января 2011 года предстоит выбрать — или ничего не менять, или перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа.

«В настоящий момент у образовательных учреждений сметное финансирование, — объяснил Владимир Щукин. — Его особенность в том, что оно очень жесткое, и чтобы деньги, предназначенные на одно, потратить на другое, необходимо пройти через массу бюрократических проволочек. Статус автономной организации позволит школе самостоятельно решать, на что ей тратить деньги, а также заниматься коммерческой деятельностью».

Директор гимназии № 10 Сергей Бирюков со временем собирается получить для своего образовательного учреждения автономный статус.

«Сейчас чтобы купить посуду для летнего лагеря к 1 июня, мне нужно примерно два месяца, чтобы пройти всю бюрократическую цепочку и «перебросить» деньги с одной строчки нашей сметы на другую, — говорит Сергей Бирюков. — В новых условиях для принятия такого решения особого времени не потребуется». Его мысль развивает завуч гимназии № 2 Элина Фомина: «Например, у нас заложена строчка на покупку новой мебели, и тут неожиданно лопается труба в подвале. Казалось бы, бери деньги на мебель и трать их на ремонт, но мы не можем этого сделать так просто — необходимы долгие бюрократические согласования».

Вторым плюсом реформы для школ, перешедших в автономный статус, станет то, что им разрешат вести коммерческую деятельность.

Новосибирский чиновник от образования Владимир Щукин уверяет, что школа в любом случае пойдет навстречу ребенку, если у его родителей не будет денег на оплату факультатива
Новосибирский чиновник от образования Владимир Щукин уверяет, что школа в любом случае пойдет навстречу ребенку, если у его родителей не будет денег на оплату факультатива
«Речь идет только о дополнительных образовательных услугах, выходящих за рамки стандартного учебного плана, — говорит начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Галина Черкасова. — Никто не будет брать деньги за обязательные часы в учебном плане, потому что никто не отменял нашу Конституцию, гарантирующую общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Но так называемая «вариативная часть», действительно станет платной».

Как уточнила завуч гимназии № 2 Элина Фомина, платными могут стать всевозможные кружки и индивидуальные дополнительные занятия:

«Родители нам уже высказали пожелание, чтобы мы организовали при школе центр помощи в выполнении домашних заданий. Особенность автономного статуса позволяет нам моментально реагировать на любой запрос и тут же отвечать на него адекватным предложением». Сейчас вести подобную коммерческую деятельность в стенах муниципального образовательного учреждения нельзя. Выручку от собственных доходов школа может тратить по своему усмотрению — можно на ремонт, можно на премирование учителей. Минусом же такой свободы станет полная ответственность за свои расходы и теперь уже — доходы. «Молодому человеку давали деньги родители, и он знал, что этот поток точно не иссякнет. А теперь вроде как ему нужно будет зарабатывать самому. Вроде как будет поток, но кто его знает…» — привел аналогию директор гимназии № 10 Сергей Бирюков.

По мнению директора фонда родительской поддержки гимназии № 1 Раисы Салминой, пока что главным родительским опасением является то, что до конца еще не ясно, что войдет в обязательный стандарт обучения, а что попадет в категорию дополнительных образовательных услуг. «Не хотелось бы, чтобы прикрываясь реформой, бесплатные образовательные услуги вдруг становились платными, — говорит Раиса Салмина. —

Одно дело, когда деньги берут за кружок японского языка или обучение игре на скрипке, и другое — если будут брать плату за подготовку к ЕГЭ. Хотя это прямая ответственность образовательного учреждения — подготовить ученика к сдаче экзамена».

Согласился с опасениями Салминой и один из организаторов предстоящего в эту субботу в Первомайском сквере митинга против новой реформы образования Алексей Шмагирев. «Слишком много туманного в новом законопроекте, например, до сих пор четко никто не сказал, будет ли урезано финансирование бюджетным учреждениям нового типа и насколько активно им придется заниматься коммерческой деятельностью, — говорит Алексей Шмагирев. — Поэтому мы боимся, что со временем это выльется в то, что бесплатными будет первых три урока, а если хочешь учиться дальше — надо будет платить».

Справка: По состоянию на май 2010 года известно точно, что в Новосибирске с 1 января 2011 года перейдут в статус автономных гимназии № 11, 15, 6, 2, лицей № 9, лицей информационных технологий, средняя школа № 163, средняя школа «Диалог». (Данные департамента образования НСО)


Андрей Ткачук
Фото trud.ru (1), Татьяны Кривенко (2)


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено