Сам себе кассир

Интернет-продажи билетов на поезда и самолеты выросли в два раза

Западно-Сибирская железная дорога продала в первом квартале этого года в два раза больше веб-билетов, чем за аналогичный период прошлого года. Двукратный рост платежей за билеты Яндекс.Деньгами наблюдают и в компании «Яндекс», а продажи билетов S7 Аirlines в интернете превышают количество проданных в собственных кассах. Онлайн-сервисы по бронированию грозят составить серьезную конкуренцию привычным туроператорам. Откусить свою долю рынка решил даже сотовый ритейлер — компания «Евросеть», начавшая продавать авиабилеты в своих салонах.
Западно-Сибирская железная дорога зафиксировала рост продаж веб-билетов — в первом квартале 2010 года проездные билеты через интернет оформили более 17 700 человек. Это более чем в 2,5 раза превышает аналогичные показатели прошлого года, при этом на 35 % больше людей оплачивали билеты по банковским картам. Основной причиной такого роста в пресс-службе ЗСЖД называют отсутствие сборов за оформление приобретенных в интернете билетов на поезда дальнего следования.

В компании S7 Аirlines по итогам 2009 года продажи билетов через интернет составили 17 % от общего числа проданных авиабилетов, превысив продажи через собственные кассы S7.

В первом квартале 2010 года продажи билетов S7 Аirlines через интернет составили 22 %, существенная доля авиабилетов по-прежнему продается через агентские сети, а наиболее популярным способом оплаты стали банковские карты.

Опрос читателей НГС.НОВОСТИ показал, что 30 % людей планируют отправиться в отпуск этим летом на самолете, столько же никуда не поедут, предпочли автомобиль 22 % и лишь около 10 % выбрали поезд. Любителями железнодорожных перевозок наиболее востребовано направление на Черноморское побережье — Адлер, Сочи, Анапа, Симферополь.

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирины Колесниковой, наиболее популярные направления — короткие рейсы из Москвы: до Санкт-Петербурга, Краснодара, Сочи, а маршрут Новосибирск – Москва входит в пятерку лидеров. Самые популярные направления у пользователей Яндекс.Расписаний из Новосибирска — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск, Алматы, Сочи. Из дальнего зарубежья с сильным отставанием лидируют Анталия и Берлин.

Первые электронные билеты появились у российских авиакомпаний в 2007 году, и уже с 1 января 2008 года перевозчиков, летающих за рубеж, обязали ввести такую услугу.

С апреля этого года «авиапроект» начала развивать компания «Евросеть» — около 3700 салонов компании заработали в режиме «авиабилетных касс», осуществляя бронирование и продажу билетов полного цикла. Партнером «Евросети» в этом проекте выступает ООО «Билет-он-лайн». По данным компании, в 2010 году рост российского пассажиропотока по авианаправлениям возрастет примерно на 25 %, а в планах «Евросети» — занять не менее 3 % рынка пассажирских авиаперевозок за 1-2 года, что привлечет в их оборот порядка 0,8–1 млрд руб. в месяц.

Двукратный рост популярности интернет-сервиса по приобретению билетов констатируют в компании «Яндекс». «Посещаемость сервиса Яндекс.Расписание, по данным TNS Россия, увеличилась за последний год примерно вдвое — до 1,1 млн человек в месяц. Конечно, не все посетители приходят, чтобы купить билеты, некоторые узнают расписание электричек. Но можно предположить, что динамика числа покупающих растет в тех же пропорциях — так, за последний год количество платежей за билеты Яндекс.Деньгами тоже выросло в два раза, — говорит руководитель сервиса Яндекс.Расписание Дмитрий Крюков. — Что касается способа оплаты, то крупнейшие продавцы билетов считают для себя практически обязательным иметь несколько способов оплаты — и с помощью пластиковых карт, и электронными деньгами, и наличными через платежные терминалы».

Интернет-продажи билетов являются прямой угрозой для традиционных продавцов туристических услуг — в кризис путешественники стали чаще заниматься самостоятельным онлайн-бронированием.

В феврале 2010 года один из лидеров электронной коммерции в России Ozon.ru завершил построение сервиса бронирования авиабилетов, железнодорожных билетов и отелей Ozon.travel, одной из особенностью которого являются услуги по оформлению виз. А в апреле в самарском салоне «Евросети» был принят рекордный платеж за авиабилет в размере 229 000 рублей. География его маршрута включила в себя три страны — ОАЭ, республики Маврикий и Мадагаскар. Путешествие продлится две недели, а клиент «Евросети» посетит Дубай, остров Маврикий, Антананариву, а затем через Маврикий и Дубай вернется в Россию.

Правда, самостоятельно забронировать билеты не на регулярных, а на чартерных рейсах пока сложно — туроператоры заранее выкупают места, сами перевозчики редко оставляют билеты. «Компаний, предлагающих онлайн-бронирование, становится больше, и конкуренция, конечно, растет. Но менталитет нашего туриста предполагает, что кто-то, но ни в коей мере не сам турист, должен нести ответственность за путешествие, поэтому люди обращаются в турагентства», — считает Ольга Кобец, директор турфирмы «Ольга-Райзен». Эксперт рассказала, что когда авиакомпания «Сибирь» ввела интернет-продажи, люди шли в агентство с просьбой забронировать и оплатить билеты банковской картой вместо них. «Кроме того, на сайтах бронирования система возвратов усложнена. Ситуация с вулканом это продемонстрировала — нам звонили за консультациями и спрашивали, что делать. Все это пока тормозит рынок», — констатирует Ольга Кобец.


Елена Сафронова
Фото Татьяны Кривенко

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено