Электрические «ГАЗели»

Новосибирский завод батареек для машин получил первый заказ от отечественного автопрома

Поделиться

Группа «ГАЗ» обещала выпустить «ГАЗель-Электро» уже в этом году

Thunder Sky — единственная в мире компания, которая серийно производит аккумуляторные батареи для электроавтобусов и микроавтобусов, подчеркивают в «Роснано». Кроме того, китайская корпорация — один из крупнейших мировых производителей электроавтобусов. На одной зарядке такие автобусы могут проехать до 350 километров.

Доля «Роснано» в новосибирском проекте составит чуть более 2 млрд рублей. Кроме того, госкорпорация предоставит проекту займ на сумму до 5,5 млрд рублей. Thunder Sky инвестирует около 2 млрд рублей в виде денег и технологий.

После подписания контракта «Роснано» раскрыла третьего участника проекта: им станет Сбербанк, который предоставит кредит в объеме 3900 млн рублей, сообщили НГС.НОВОСТИ в пресс-службе госкорпорации. Кроме того, сроки проекта несколько сдвинулись, а сам завод будут размещать не на площадке НЗХК, а по соседству, признали в пресс-службе. К 2015 году оборот завода составит 13,1 млрд рублей (ранее называлась цифра в 17,1 млрд).

В Новосибирске будут производить литиево-ферро-фосфатные батареи — в основном, для установки на электроавтобусы.

Мощность завода на 500 рабочих мест к 2012 году позволит оснащать батареями 12 тысяч машин в год, уверяют в госкорпорации. Причем первые четыре года большую часть аккумуляторов будут отправлять в Китай — для обеспечения контрактов самой Thunder Sky. Кроме того, батареи планируют продавать операторам связи и владельцам дата-центров в качестве источников резервного питания.

Позднее завод сменит китайскую технологию на новосибирскую, которая позволит повысить запас хода электромобилей примерно в два раза, рассказывал НГС.НОВОСТИ ученый секретарь СО РАН Николай Ляхов.

Первые четыре года китайцы планируют обеспечивать собственный рынок

Первые четыре года китайцы планируют обеспечивать собственный рынок

НЗХК должен обеспечить завод собственным сырьем — катодным материалом и литиевой основой для производства батарей. «В 2013 году должно произойти полное замещение импорта для этого производства. Китайцы лидируют в дешевом секторе этого рынка — почти 100 % недорогих аккумуляторов, причем они постоянно наращивают качество. Однако в самом Китае нет кадров. Народу много, а квалифицированных кадров нет», — уверен Николай Ляхов. Впрочем, новосибирскую технологию, в отличие от китайской, еще только предстоит пустить в серию. Для этого Новосибирск получит от проекта научный центр стоимостью 900 млн рублей, в декабре обещал глава «Роснано» Антолий Чубайс. Дополнительные деньги нужны и для модернизации производства на самом НЗХК.

Зато источник спроса внутри страны — отечественные грузовые «ГАЗели» с электродвигателями — уже разработан, подчеркивают в «Роснано».

Ранее группа «ГАЗ» обещала запустить их в производство уже в 2010 году. Запас хода «ГАЗели-Электро» — чуть более 100 километров, максимальная скорость всего 80 км/ч, свидетельствует сайт разработчика «ГАЗели-Электро», московского НИИ комбинированных энергоустановок. Зато километр поездки обойдется всего в 45 копеек, а подзарядить батарею можно за 20 минут, рассказал НГС.НОВОСТИ гендиректор НИИ Сергей Иванов.

Кроме того, разработчики создали отечественный электроавтобус на базе КАвЗ-4239 (запас хода 250 км) и дуобус (бензиновый и электрический моторы в паре) на базе автобуса ПАЗ-3237. Однако, признает Сергей Иванов, «кризис ударил по этим проектам», и теперь сроки создания в России собственных электроавтобусов отложились на неопределенный срок. Зато в том же НИИ готовят в серию модернизированный Fiat Ducato (конкурент «ГАЗели-Электро»), а также обещают модернизировать электропогрузчики. Все они получат батареи от Thunder Sky.

В городской черте электротранспорт уже способен на равных конкурировать с бензиновым, полагает Сергей Иванов: «Например, при развозке какого-нибудь фастфуда по городу такие электромобили окупаются за 2-3 года. Городские электроавтобусы тоже доказали, что они экономически обоснованы. А вот выгодных легковых автомобилей пока нет. Но и они уже на подходе».

«Наибольший спрос на батареи для электротранспорта сейчас приходится на страны Европы, США и Китай. У рынка есть огромный потенциал долгосрочного роста: предполагается, что 10 % автомобилей в мире в ближайшее время будут электрифицированы, и рынок батарей для них может достигнуть 60 млрд долларов США», — описывают потенциал новосибирского завода в «Роснано».

Петр Малков

Фото itogi.ru (1), thunder-sky.com (2)

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
DDMZ
26 апр 2010 в 01:20

Давно пора! кстате, китайские автомобили электрички уже продаются, выглядят как обычные седаны либо универсалы, скорости правда разные примерно 60км/ч, максимум 120 видел у какой-то модели. Стоят примерно 15000$ новые.
А ещё они (китайцы) стали продовать комплекты электрификации обычных авто!!! комплект стоит 60-90 т.р.

чек
26 апр 2010 в 00:58

А я и не знал что электромобили так близко, причем отечественного производства.

26 апр 2010 в 00:17

Интересна примерная стоимость такой "батарейки"?