12 августа среда
СЕЙЧАС +21°С

Она воевала за «Родину»

Депутаты потребовали уволить министра культуры Ярославцеву из-за скандальной выставки — на ее защиту поднялась культурная общественность города

Поделиться

Уволить министра культуры Наталью Ярославцеву потребовали в начале мая депутаты Заксобрания от партии «Справедливая Россия» Анатолий Кубанов и Игорь Умербаев. Аргумент — выставка современного искусства «Родина», исследующая клише о России. Буквальные изображения того, как Россия представляется ее обитателям (так, гастарбайтер-уборщик, по версии художника, видит страну как бесконечные грязные полы и половые тряпки, среди которых проходит его жизнь), разгневанные депутаты сочли угрозой национальному самосознанию.


Справка: Ярославцева Наталья Васильевна родилась в поселке Чернышевка Приморского края. Окончила гумфак НГУ. С 1980 г. — учитель, в 1991–2008 гг. — директор престижной гимназии № 10. С 2008 г. — руководитель департамента культуры НСО (с 2010 г. — министр культуры НСО). Член регионального политсовета «Единой России».

Председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Анатолий Кубанов заявил, что министр слишком покровительствует современному искусству в ущерб другим отраслям — например, сельским библиотекам.

Деятельность СЦСИ и краеведческого музея (на его базе создан центр), по словам господина Кубанова, и вызвала жалобы. Среди недовольных, на которых ссылается депутат, — скульптор Арам Григорян и свыше 30 общественных организаций («Фонд содействия целостности России», «Фонд ветеранов СОБР» и др.). Также поддержавшая инициативу депутатов руководитель фонда «Сибирский вернисаж» Анна Наволоцкая пояснила, что недовольна перекосом: министерство культуры пускает на бюджетные площади искусство, насчет которого «у общества нет единодушия» и которое «нельзя показывать детям», но не оказывает поддержки, например, проекту музея игрушки.

Сам депутат Анатолий Кубанов производит парадоксальное впечатление. Он признается в любви к Александру Бенуа и Александру Сокурову, а также отдельным проявлениям русского авангарда, серьезно объясняет, что директор краеведческого музея как бывший сотрудник фонда Сороса — «человек чуждый нашей стране и нашим интересам»; сравнивает деятельность куратора «Родины» Марата Гельмана с творчеством нацистского архитектора и рейхсминистра Альберта Шпеера, высказывая предположение, что он будет так же осужден человечеством.

«Под видом искусства действуют силы, которые проталкивают определенные политические идеи, разрушительные для национального сознания», — комментирует господин Кубанов «Родину». К экспертизе разгневанные депутаты и граждане не прибегали. Анатолий Кубанов пояснил, что они руководствовались «здравым смыслом», а ключевым экспертом по искусству выступил скульптор Григорян.

«Культура — это сфера, которая должна давать человеку возможность научиться делать осознанный выбор среди огромного разнообразия культурных форм, — объясняет свою позицию сама Наталья Ярославцева.

— Я, как управленец, должна решить главную задачу — обеспечить эту свободу осознанного выбора, выстроить такую систему, которая могла бы удовлетворять разнообразные культурные запросы граждан». Госпожа Ярославцева поясняет, что не относит себя к поклонникам актуального искусства, но убеждена, что «люди должны знать и иметь возможность судить о современных культурных процессах».

«Я предполагаю, что это случай, когда можно проявить принципиальность и привлечь внимание, особо не рискуя, — скептически комментирует инициативу депутатов политолог Алексей Мазур. — Это собственное мнение этих депутатов, которое они едва ли согласовывали с партией (своих товарищей по партии уже осудил депутат Госдумы Илья Пономарев. — Е.П.). Депутат Игорь Умербаев — бывший офицер, и я понимаю, что некоторые работы «Родины» могли его оскорбить. Но эти работы можно прочитать по-разному — кто-то увидит в изображениях обезьян в орденах оскорбление ветеранов, а кто-то — образ нашей власти, которая рядится в чужие ордена».

Если же атака на министра была проявлением борьбы внутри аппарата, она, по мнению господина Мазура, вероятно, обойдется без последствий: «Наш губернатор не любит принимать решения под публичным давлением, воспринимая его как шантаж».

Тем временем, 17 деятелей культуры подписали письмо в защиту министра. Руководители библиотек и крупнейших театров города («Красный факел», «Глобус»), а также представители культурных отделов администраций районов области характеризуют министра как грамотного и прогрессивного руководителя. Авторы письма сообщают, что на сельские культурные учреждения (за которые беспокоятся депутаты) только в 2011 году было потрачено 440 млн руб.

Руководитель НГДТ Сергей Афанасьев назвал конфликт «попыткой цензуры». «Современного искусства в городе катастрофически мало. Надо быть абсолютно некомпетентным, чтобы считать, что ему уделяется чрезмерное внимание, — говорит господин Афанасьев. — Именно при этом министре у нас дышится достаточно свободно, появились ростки работы с молодежью в театральном направлении: опыты с новой драмой, гранты, конкурсы современной пьесы».

«У нашего общества — проблемы с общими ценностями, — продолжает Алексей Мазур. — Современное искусство, гомосексуалисты — точки, где консолидируются консервативные силы. А консерваторы — это и те, кто за православие, и те, кто тоскует по стране, где храмы взрывали. Каким-то образом это уживается. Власти возмущения выгодны: она получает возможность выступить защитником консервативного большинства, которое начало от власти отворачиваться. В итоге, если посмотреть на повестку дня, покажется, что главные проблемы России — Pussy Riot, гомосексуализм, часы патриарха и современное искусство».

Елена Полякова

Фото etoday.ru3 (1), transit.red-torch.ru (2)

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!