19 ноября вторник
СЕЙЧАС -23°С

Макбет Н-ского уезда

На сцене Большого театра Сибири поставили самую дорогую оперу с французскими спецэффектами

Поделиться

Идея постановки принадлежит интенданту Парижской национальной оперы Жерару Мортье. Увидев привезенного на гастроли в Париж «Евгения Онегина» Дмитрия Чернякова, Мортье предложил режиссеру поставить «Макбета». «Я бы сам вряд ли выбрал «Макбета», — говорит господин Черняков. — Сейчас кажется, что все сложилось правильно. Но в первый момент было недоумение». В итоге было принято решение о совместной постановке, которая после четырех премьерных показов в НГАТОиБ отправится во Францию и весной пройдет на сцене Opera Bastille (официальное здание Парижской оперы) — оба театра принадлежат к немногим способным вместить крупные декорации «Макбета».

В этой версии «Макбета» нет мистических сил — вместо них действует толпа

В этой версии «Макбета» нет мистических сил — вместо них действует толпа

«Если вы откроете репертуар следующего сезона Парижской оперы, то увидите, что там через страницу — совместные постановки, — говорит экс-директор НГАТОиБ Борис Мездрич. — Европейские оперные дома уже давно живут совместными спектаклями. Кроме творческих вопросов, это дает возможность уменьшить расходы».

Вкладом французской стороны в «Макбета» стали декорации, изготовленные в цехах Парижской оперы (а также световые эффекты и видео). Новосибирская сторона отвечала за костюмы (после новосибирской премьеры костюмы вместе с декорациями поедут в Париж). Кроме ведущих солистов НГАТОиБ в качестве приглашенных звезд участвуют Димитрис Тилякос (Греция) и Лариса Гоголевская (солистка Мариинского театра) — они исполняли партии Макбета и леди Макбет в первый премьерный день. Именно в исполнителях будет заключаться различие между новосибирскими и парижскими спектаклями: 2 спектакля в апреле 2009 года будут сыграны совместным русско-французским составом, остальные 11 — уже французским. Планируется, что в 2010 году «Макбет» вернется в Новосибирск.

Димитрис Тилякос и Лариса Гоголевская исполняли партии Макбета и леди Макбет в первый премьерный день

Димитрис Тилякос и Лариса Гоголевская исполняли партии Макбета и леди Макбет в первый премьерный день

Пока же у новосибирцев было всего четыре вечера на знакомство — билеты, стоившие от 350 до 5000 рублей, были раскуплены уже за неделю до премьеры (в Париже билеты будут стоить от 5 до 170 евро).

Самое впечатляющее в визуальном оформлении «Макбета» — синтез видео на большом экране и традиционных декораций. Между действиями в темноту сцены проецируется панорама, напоминающая снимки Google Maps, постепенно надвигающаяся на зрителя, пока на экране не останется только темное окно одного из домов. После того как в окне зажигается свет, происходит главный фокус — и видео сменяется живым действием актеров «за стеклом».

Как сообщает пресс-служба театра, декорации для «Макбета» доставлены в Россию в 9 сорокафутовых морских контейнерах — и они поместятся далеко не в каждом театре

Как сообщает пресс-служба театра, декорации для «Макбета» доставлены в Россию в 9 сорокафутовых морских контейнерах — и они поместятся далеко не в каждом театре

Как и в «Аиде», вневременная суть произведения подчеркнута современными декорациями и костюмами: Макбет одет вначале в строгий костюм с галстуком, а затем, по мере распада личности, остается в пиджаке и трусах.

Главная декорация — гостиная с простым современным интерьером, в которую зритель заглядывает через окно, — ассоциируется с Европой, благополучной до скуки. Макбет до нервного срыва выглядит харизматичным политическим лидером, а леди Макбет — не блистательной, но консервативной и преданной первой леди в домашней вязаной кофте, «надежным тылом» для мужа, без печати демонизма. Такую пару не собьют с толку мистические пророчества, поэтому знаменитых макбетовских ведьм в этой постановке нет: их реплики отданы хору «людей с улицы» — толпе, одетой в современную демисезонную одежду немарких бежевых цветов, — и та же толпа, толкнувшая Макбета на преступление, придет за ним в развязке. Гладкость и благопристойность интерьера, в котором творятся кровавые дела, с самого начала наводит на предчувствие, что в развязке этот мирок будет разрушен на глазах зрителя в прямом и зрелищном смысле — и это ружье выстреливает.

На спектакле присутствовали столичные журналисты — газет «Известия», «КоммерсантЪ», «Труд» (уже выпустившей рецензию, в которой работу Чернякова называют «очень зрелой, очень глубокой и столь же неожиданной»), представители французской прессы, а также комиссия премии «Золотая маска». В прошедшем на НТВ сюжете «Макбета» назвали «театральной премьерой европейского масштаба». Отзывы же простых зрителей на форумах, в блогах и в гостевой книге на официальном сайте российско-французского «Макбета» варьируют от возмущенных (заигрыванием со зрителем медийными фокусами в ущерб музыке) до восторженных, которые преобладают.

Елена Полякова

Фото Евгения Иванова предоставлены пресс-службой НГАТОиБ

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Amok
23 дек 2008 в 09:29

В Парижскую оперу за 5 евро? Не смешите! Цена ниже 100 евро - крайняя редкость.

Фото пользователя
23 дек 2008 в 00:48

нет уж... после \"Аиды\" я только на классические постановки в классическом исполнении.. даже бесплатно не пойду на такое смотреть..

BOBAH911
23 дек 2008 в 00:32

Были б деньги обязательно сходил...