От Пашино до ОбьГЭС

Строители скоростного трамвая заключили сделку с банками, чтобы полностью изменить транспортную сетку сибирского мегаполиса

Скоростной трамвай в Кривом РогеПосмотреть все фото
Проект скоростного трамвая, разговоры о котором ранее отдавали прожектерством, наконец обрел реальные очертания. В минувшую пятницу мэр Новосибирска Владимир Городецкий, а также представители госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подписали меморандум о развитии скоростного трамвая в Новосибирске. Как заявил 20 февраля вице-мэр Андрей Ксензов, банки согласились оплатить 70–80 % стоимости проекта, которая ориентировочно составляет 15 млрд руб. В результате этой сделки через 20 лет в Новосибирске должна появиться принципиально новая транспортная сеть, призванная объединить метро, скоростные трамваи и электропоезда.
17 февраля в Красноярске произошло событие, которому, возможно, суждено стать ключевым в создании новой транспортной инфраструктуры Новосибирска, а именно создании трех линий трамвая, по километражу превышающих сетку нынешнего метро.

Как значится в меморандуме, подписанном мэром Владимиром Городецким, а также представителями ВЭБ и ЕБРР, «скоростной трамвай будет представлять собой систему рельсового городского общественного транспорта, которая соединит северную и южную часть Новосибирска через реку Обь, а также существующую систему метро с основными жилыми районами города, снижая таким образом загруженность улично-дорожной сети и улучшая качество атмосферного воздуха».

Пока что в России скоростные трамваи ездят лишь в Волгограде, теперь же подобные проекты внедряются во многих городах. Среди сибирских — Новосибирск и Красноярск.

По словам вице-мэра Андрея Ксензова, в 2012 году новосибирские специалисты будут обосновывать инвестиции (на эти и другие подготовительные работы мэрия выделила 20 млн руб.), в 2013-м окончательно решится роль банков в финансировании проекта, а в 2014 году (по оптимистичным прогнозам) начнется строительство первого трамвайного «коридора» — от площади Маркса до ОбьГЭС, через Затулинку и Краснообск. Ориентировочный срок работ — 5–7 лет, столько же времени закладывают на строительство одной станции метро.

В этом году роль банков — прежде всего ВЭБа — будет заключаться в безвозмездной помощи по консультированию обоснования инвестиций.

«ВЭБ является государственной корпорацией и основным экспертом при распределении бюджетных средств инвестиционного фонда РФ на такие проекты, — рассказывает Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ и идеолог проекта скоростного трамвая в Новосибирске. — Поэтому если город по итогам обоснования инвестиций даст заявку в инвестфонд, то все равно экспертизу он будет проходить в ВЭБе — так что хорошо, что мы заранее заключили с ним протокол о сотрудничестве».

Скоростной трамвай в Киеве
Скоростной трамвай в Киеве
Меморандум предполагает, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства. Форма этого партнерства пока не ясна, также у мэрии нет четкого понимания, кто станет владельцем скоростного трамвая.

«Сейчас мы думаем, что это будет акционерное общество со стопроцентным муниципальным капиталом», — отметил господин Ксензов. Оперативного комментария от банков получить не удалось.

Стоимость строительства трамвайного коридора намного дешевле, чем метро. «В мировой практике 1 км линии метрополитена мелкого заложения стоит 100 млн евро (4 млрд руб.), средняя стоимость километра для скоростного трамвая стоит от 10 до 50 млн евро, то есть в 2–5 раз дешевле», — рассказывает Михаил Никулин.

Сейчас планируется построить три ветви скоростного трамвая: от площади Маркса до ОбьГЭС, от площади Маркса до «Толмачёво» (через Западный жилмассив и новый Экспоцентр) и от площади Калинина до Пашино (через «Родники» и «Снегири»).

Пускать скоростной трамвай в Первомайский район, Кольцово и Академгородок не целесообразно, считает господин Ксензов: в этом направлении будет работать «Экспресс-пригород» (проект скоростной электрички). Последний, впрочем, находится в глубоком финансовом кризисе, и планы его поэтому крайне туманны.

Средняя скорость скоростного трамвая (с учетом остановок и торможения) составит 24–35 км/ч. Для сравнения: средняя скорость у наземного транспорта в Новосибирске сегодня 16–20 км/ч, а у метро — до 40 км/ч. Перекрестки, по словам разработчиков, он будет преодолевать по надземным эстакадам и подземным туннелям. В случаях пересечения трамвайной линии с мелкими дорогами (например, внутриквартальными) безостановочному движению трамвая будут помогать светофоры.

Мэр Владимир Городецкий назвал безосновательными страхи ветеранов метростроя о том, что скоростной трамвай помешает строительству метрополитена. По его словам, трамвай наоборот обеспечит больший пассажиропоток метрополитена и увеличит его рентабельность. «Никто не покушается на те направления, куда будет подводиться метро: аэропорт «Северный», Ключ-Камышенское плато и МЖК, — объясняет Михаил Никулин. — Что же касается слов о неудобстве поездки трамвая зимой, то это полная ахинея. Двойной стеклопакет и печка решают все проблемы».


Владимир Иткин
Фото yugopolis.ru (1), eveningkiev.com (2)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено