20 октября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

От Пашино до ОбьГЭС

Строители скоростного трамвая заключили сделку с банками, чтобы полностью изменить транспортную сетку сибирского мегаполиса

Поделиться

Скоростной трамвай в Кривом Роге

Скоростной трамвай в Кривом Роге

17 февраля в Красноярске произошло событие, которому, возможно, суждено стать ключевым в создании новой транспортной инфраструктуры Новосибирска, а именно создании трех линий трамвая, по километражу превышающих сетку нынешнего метро.

Как значится в меморандуме, подписанном мэром Владимиром Городецким, а также представителями ВЭБ и ЕБРР, «скоростной трамвай будет представлять собой систему рельсового городского общественного транспорта, которая соединит северную и южную часть Новосибирска через реку Обь, а также существующую систему метро с основными жилыми районами города, снижая таким образом загруженность улично-дорожной сети и улучшая качество атмосферного воздуха».

Пока что в России скоростные трамваи ездят лишь в Волгограде, теперь же подобные проекты внедряются во многих городах. Среди сибирских — Новосибирск и Красноярск.

По словам вице-мэра Андрея Ксензова, в 2012 году новосибирские специалисты будут обосновывать инвестиции (на эти и другие подготовительные работы мэрия выделила 20 млн руб.), в 2013-м окончательно решится роль банков в финансировании проекта, а в 2014 году (по оптимистичным прогнозам) начнется строительство первого трамвайного «коридора» — от площади Маркса до ОбьГЭС, через Затулинку и Краснообск. Ориентировочный срок работ — 5–7 лет, столько же времени закладывают на строительство одной станции метро.

В этом году роль банков — прежде всего ВЭБа — будет заключаться в безвозмездной помощи по консультированию обоснования инвестиций.

Скоростной трамвай в Киеве

Скоростной трамвай в Киеве

«ВЭБ является государственной корпорацией и основным экспертом при распределении бюджетных средств инвестиционного фонда РФ на такие проекты, — рассказывает Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ и идеолог проекта скоростного трамвая в Новосибирске. — Поэтому если город по итогам обоснования инвестиций даст заявку в инвестфонд, то все равно экспертизу он будет проходить в ВЭБе — так что хорошо, что мы заранее заключили с ним протокол о сотрудничестве».

«Сейчас мы думаем, что это будет акционерное общество со стопроцентным муниципальным капиталом», — отметил господин Ксензов. Оперативного комментария от банков получить не удалось.

Стоимость строительства трамвайного коридора намного дешевле, чем метро. «В мировой практике 1 км линии метрополитена мелкого заложения стоит 100 млн евро (4 млрд руб.), средняя стоимость километра для скоростного трамвая стоит от 10 до 50 млн евро, то есть в 2–5 раз дешевле», — рассказывает Михаил Никулин.

Сейчас планируется построить три ветви скоростного трамвая: от площади Маркса до ОбьГЭС, от площади Маркса до «Толмачёво» (через Западный жилмассив и новый Экспоцентр) и от площади Калинина до Пашино (через «Родники» и «Снегири»).

Пускать скоростной трамвай в Первомайский район, Кольцово и Академгородок не целесообразно, считает господин Ксензов: в этом направлении будет работать «Экспресс-пригород» (проект скоростной электрички). Последний, впрочем, находится в глубоком финансовом кризисе, и планы его поэтому крайне туманны.

Средняя скорость скоростного трамвая (с учетом остановок и торможения) составит 24–35 км/ч. Для сравнения: средняя скорость у наземного транспорта в Новосибирске сегодня 16–20 км/ч, а у метро — до 40 км/ч. Перекрестки, по словам разработчиков, он будет преодолевать по надземным эстакадам и подземным туннелям. В случаях пересечения трамвайной линии с мелкими дорогами (например, внутриквартальными) безостановочному движению трамвая будут помогать светофоры.

Мэр Владимир Городецкий назвал безосновательными страхи ветеранов метростроя о том, что скоростной трамвай помешает строительству метрополитена. По его словам, трамвай наоборот обеспечит больший пассажиропоток метрополитена и увеличит его рентабельность. «Никто не покушается на те направления, куда будет подводиться метро: аэропорт «Северный», Ключ-Камышенское плато и МЖК, — объясняет Михаил Никулин. — Что же касается слов о неудобстве поездки трамвая зимой, то это полная ахинея. Двойной стеклопакет и печка решают все проблемы».

Владимир Иткин

Фото yugopolis.ru (1), eveningkiev.com (2)

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Попугай
    22 фев 2012 в 00:19

    Думаю скоростной трамвай - это хорошо!
    Кстати, обычный то трамвай существует, и например можно было бы МЕГЕ организовать регулярное трамвайное сообщение между Затулинкой и МЕГОй. Это очень актуально для тех, кто живет на Затулинке, т.к. трамваи ходят нерегулярно, а так бы ходили фирменные меговские трамваи с интервалом каждые 15 минут, между Затулинкой и Бугринкой, мимо МЕГИ, хотя бы например вечерами и в выходные (когда актуально возить покупателей ).

    22 фев 2012 в 00:19

    сроки впечатляют :(

    Фото пользователя
    22 фев 2012 в 00:16

    Ещё б разобрались с горе-автомобилистами, устраивающими заторы на трамвайных путях - щтраф для них тройной (больше 10 тысяч рублей) сделали что ли, чтоб неповадно было.
    Преимущественно, практически все простои трамвайного движения связаны, что два автомобиля столкнулись на трамвайных путях, аварии чаще всего мелкие, но часами ждут инспекторов. Обособить пути, как на Никитина. Авиастроителей, Связистов - и аварий аких становится меньше.
    Рельсовые экипажи живут дольше шинных. У трамвая гораздо больше как рассчётный, так и фактический срок эксплуатации. При этом, конечно, четырёхосный трамвайный вагон стоит больше, чем двенадцатиметровый автобус, но он и чуть вместительнее будет, чем 6-местный автомобиль. А работать служить будет гораздо дольше. Инвестиция в трамвайный вагон - выгоднее, чем в автобус.