18 ноября понедельник
СЕЙЧАС -3°С

«Красная армия»: советские супергерои

На экраны вышел американский фильм про непобедимых советских хоккеистов — гораздо интереснее «Легенды № 17»

Поделиться

«Красная армия» (Red Army; США – Россия, 2014) — документальный, спорт. Реж. Гейб Польски. 84 мин. 12+

Рецензия на «Красную армию» в New York Times начинается с напоминания: американцы определенного возраста, даже равнодушные к спорту, обычно помнят, что это был за день в 1980 году — день, когда на зимней Олимпиаде команда США выиграла у считавшихся непобедимыми советских хоккеистов.

Снятая сыном эмигрантов из СССР Гейбом Польски, спродюсированная Вернером Херцогом, впервые показанная на Каннском фестивале-2014 «Красная армия» — большой кусок этой славной истории. Не вся история советского хоккея, конечно, — но более широкий взгляд на нее, чем, скажем, вышедшая три года назад «Легенда № 17».

«Красная армия» выстроена вокруг фигуры защитника и капитана команды ЦСКА и сборной СССР Вячеслава Фетисова и его соратников из пятерки, — что позволяет рекламировать фильм на российских афишах как кино о «легендах № 24, № 7, № 11, № 2, № 9». Афиш, впрочем, не очень много — кино идет одним-двумя сеансами в день в одном кинотеатре.

Фетисов выступает рассказчиком. Хотя это не совсем верное слово: с режиссером и интервьюером Гейбом Польски, явно сознательно выбравшим стратегию придурковатого наивного репортера, он держится вальяжно и местами пренебрежительно (в какой-то момент, когда вопрошающий пытается оторвать его от телефона, суперзвезда молча показывает средний палец).

Но стратегия работает: из ответов (да и пауз) Фетисова складывается феерическая история сбывшейся мечты, одержимости, довольно изумительной со стороны жизни супергероев ЦСКА, которые были одновременно кумирами миллионов — и совершенно подневольными; одновременно жуткой и смешной схватки Фетисова с дряхлеющим советским государством за право поехать играть в НХЛ; эмиграции и возвращения по приглашению Путина в чиновники и сенаторы.

«Но я играл в игру. Играл в хоккей! Я был счастлив», — неизменно говорит Фетисов, когда его собеседник бывает особенно шокирован.

Также Польски интервьюирует других хоккеистов ЦСКА (некоторых из них ему даже удается довести до слез) и вкрадчивого пенсионера КГБ в темных очках и непримечательных усах, сопровождавшего команду за границей (его, конечно, не удается).

«Красная армия» — это документальный фильм для тех, кто не очень любит документальные фильмы. И кино о хоккее (в том числе и) для тех, кто не очень-то им интересуется. Их подцепляют в самом начале — рассказывая, как

тренер Анатолий Тарасов консультировался с шахматными гроссмейстерами и изучал балет, создавая хоккей, который одновременно — еще и высокое искусство, и интеллектуальная игра (именно такой стиль игры и отличал советских хоккеистов от более простых, грубых и напористых соперников).

Даже у того, кто всю эту физру ненавидел с детства, должно дух захватить от красоты этой параллели — подкрепленной эффектной подборкой черно-белых хроник, доказывающих, что да, все так и есть. Вообще создатели «Красной армии» блестяще управляются с видеоматериалами: кинохрониками игр, тренировок, советского быта; в клиповом, стремительном монтаже сталкивают социалистическую и капиталистическую эстетику, официозную и приватную жизнь; переосмысливают советский стиль в комиксовой эстетике, жонглируют передовицами газет и плакатами (вот в толпе американских болельщиков мелькает плакат «Я назову своих детей Vyacheslav»). Видно, что всего этого перелопатили тонны — и закрутили отборное в калейдоскоп, в котором есть и спорт, и искусство, и политика, и человеческий интерес.

«Красная армия» в первую очередь изучает вынесенную в название метафору. Хоккей и вообще спорт — как передний край холодной войны (раз она холодная, вообще резонно что ее фронт — на льду). Спортсмены — как солдаты, а не поп-звезды, как на Западе.

Это сопоставление было бы слишком простым и лобовым, если бы главный герой «Армии» Фетисов не объединял все это в своей персоне: он, очевидно, и солдат империи, о чем сам настойчиво говорит, и харизматичная и брутальная рок-звезда (кульминация фильма, его бунт против государства выглядит не столько восстанием солдата, сколько конфликтом рок-звезды с чересчур уж обнаглевшим менеджером), и функционер, и член «Единой России» в финале. Причем по вяловатости этого финала видно, что американцу эта нынешняя Россия в принципе не очень интересна.

Как человеческая история и как высказывание «Красная армия» выглядит определенно умнее, тоньше, живее и полнокровнее, чем имевшая грандиозный успех «Легенда № 17». Это, кстати, — при всем заложенном в него изумлении жестокостью системы и многими нелепостями советского быта, — очень уважительный к своему предмету взгляд.

Фильм идет на английском с русскими субтитрами.

Оценка НГС.АФИША: 4,5 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Иван-2000
4 сен 2015 в 03:17

Не интересно. Смотреть не буду

срамота
4 сен 2015 в 08:23

Очень жаль. Когда-то мы уважали этих людей. Но так опускаться и так продаваться непозволительно мужчине.

4 сен 2015 в 11:03

Легенду номер 17 посмотрела минут 20, дальше не смогла.. Хорошо, что хоть дома, а не в кино.