20 октября воскресенье
СЕЙЧАС -5°С

НовоТомКемерАул: 4 области сведут воедино

Новосибирскую область делают центром конурбации — специальные электрички со скоростью 250 км/ч соединят Новосибирск, Томск, Барнаул и Кемерово с аэропортом «Толмачёво»

Поделиться

В пятницу, 22 мая, в «Новосибирск Экспоцентре» открылась II Всероссийская конференция «Развитие городских агломераций России». На нее съехались более 400 участников из разных городов России. В списке докладчиков были региональные министры, главные архитекторы и два мэра — Челябинска и Барнаула. Из Москвы должен был приехать министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, из Найроби — советник департамента городского планирования ООН Хавьер Торнер. Первый ограничился краткой вступительной речью, второй прислал видео, в котором пожелал успеха российским коллегам и помахал рукой.

Официальные приветствия сменились выступлениями, под которые аудитория быстро задремала — из дальних углов отчетливо доносился храп. Оживление внесли директор института «Гипрогор» Михаил Грудинин и вице-президент Центра экономики инфраструктуры «Новый экономический рост» Павел Чистяков. Они представили схему движения поездов между центрами сибирских агломераций, которую готовят по заказу ОАО «РЖД» в рамках программы развития скоростного движения в РФ.

Схема предполагает строительство новых путей на участках Новосибирск – Юрга, Новосибирск – Барнаул и Юрга – Кемерово – Новокузнецк. По ним поезда поедут по рельсам со скоростью 250 км/ч.

По его словам, время в пути сократится почти вдвое, в результате сожмется и пространство. Вокруг Новосибирска в зоне двухчасовой доступности сформируется «сибирская конурбация» — общность сибирских агломераций с населением более 5 млн человек.

Справка: Конурбация - вид агломерации; тип системы расселения, возникшей в результате слияния географически близких городов с общими социальными, экономическими, культурными и бытовыми связями.

Развитие транспорта потянет за собой экономику. Вырастет благосостояние жителей пригородов — работодатели будут вынуждены поднять им зарплату, чтобы удержать от поездки в большой город. Бизнес получит новые рынки сбыта, коммерсанты переедут в пригород, где более низкая арендная ставка.

Люди переедут из шумных мегаполисов — поселятся в просторном жилье на лоне природы, заверил он. Срок реализации проекта и размер вложений в докладе г-на Чистякова не прозвучал.

Важное замечание сделал заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский. Он заявил, что впредь развитие агломераций станет критерием для федерального финансирования: «Самые успешные проекты будут учитываться при распределении средств». Вице-губернатор НСО Сергей Сёмка поспешил доказать, что НСО — достойный претендент. Область сделала к созданию агломерации целых три шага. Первый — в 2012 году, когда в областном правительстве издали документ о намерениях. Второй и третий — 22 мая 2015 года, когда главы 12 муниципалитетов и районов области подписали два документа — соглашение о создании агломерации и бумагу об информационном сотрудничестве.

В документах прописано, что границы и полномочия членов агломерации останутся неизменными. Главы районов и городов будут заседать в координационном совете при губернаторе. Вмешиваться «во внутренние дела муниципалитетов в части распоряжения земельными участками» совет не будет. На суд всей агломерации, по словам Семки, будут выноситься только градостроительные вопросы. Какие именно, вице-губернатор не уточнил. «Время покажет, где мы находимся», — резюмировал он и удалился с трибуны.

Критика прозвучала из уст губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, которого не было в списке докладчиков. Бывший полпред пришел с опозданием и поднялся на сцену случайно — ему предложил выступить модератор заседания. Толоконский поблагодарил всех за внимание и тяжело вздохнул. «А дальше я немного поворчу», — предупредил он, объяснив, что это возрастное.

По словам экс-губернатора НСО, прежде чем задумываться о конурбации и агломерации, нужно научиться «управлять простыми процессами» — наладить транспортное сообщение вокруг города и медицинское обслуживание в селе.

«До сих пор из некоторых поселений НСО едут лечиться в Краснообск», — знает губернатор Красноярского края. Экспромт бывшего полпреда сорвал шквал аплодисментов. «Умничка редкая!», «Хоть кто-то правильно говорит», — шептались соседи корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Час спустя 12 глав муниципалитетов и районов Новосибирской области собрались за круглым столом, чтобы подписать соглашение о создании агломерации. Главы Бердска, Искитима, Кольцово, Оби, а также Искитимского, Колыванского, Коченевского, Мошковского, Новосибирского, Тогучинского и Ордынского районов теребили в руках ручки с гербами Новосибирской области, которые им только что раздали. По правую руку от губернатора Владимира Городецкого сидел мэр Анатолий Локоть. Он решил поставить подпись собственной ручкой и долго искал ее в кармане пиджака.

Губернатор, кажется, заметил заминку — свои очки в золотой оправе он водружал на нос чуть дольше, чем следовало. Подписи все поставили одновременно.

Позже Городецкий объяснил журналистам, что документы имеют исключительную значимость. «Мы перешли от правильной риторики к пониманию конкретных мер, которые будем осуществлять в рамках объединенности 12 муниципалитетов», — заявил губернатор. О каких именно конкретных мерах идет речь, губернатор не уточнил. На конференции речь шла только об одном конкретном проекте — деловом центре «Новосибирск-сити». Комплекс из офисных, торговых и гостиничных помещений еще в 2008 году московский девелопер ЗАО «Олимпик-сити» собирался строить на областных землях возле Экспоцентра.

Сейчас застройщик вернулся к своим планам. Директор ЗАО «Олимпик-сити» Алексей Семеняченко и Владимир Городецкий подписали соглашение о сотрудничестве. По словам губернатора, область будет вкладываться в инфраструктуру, а компания, в свою очередь, возведет комплекс зданий, который «будет подбадривать ситуацию аэропорта» — даст толчок к появлению жилья, социальных объектов и транспортных развязок между Новосибирском и «Толмачёво». В проекте Новосибирской агломерации вокруг аэропорта должна сформироваться зона опережающего развития — Аэросити, куда переместится деловой центр города.

Заместитель директора ЗАО «Олимпик-сити» Дмитрий Рябов рассказал, что развитию проекта мешали земли, зарезервированные под развязку, — изменения пришлось согласовывать в нескольких инстанциях. Проект потребовал корректировки из-за санкций — одним из инвесторов была европейская компания, которая не может больше участвовать в финансировании.

ЗАО «Олимпик-сити» вкладывает в проект около 1 млрд долл. и готово сделать все, чтобы проект окупился, уверил Дмитрий Рябов. Работы, по его словам, начнутся в 2016 году.

Параллельно компания будет вести переговоры с ОАО «РЖД» о строительстве новой станции возле «Толмачёво». Туда будет прибывать аэроэкспресс, курсирующий между городами и аэропортом. Девелопер готов вложиться в проект на условиях софинансирования. Станция будет крытой — там разместятся торговые площади. Подобные проекты ЗАО «Олимпик-сити» реализует в Мумбае — там нет отбоя от арендаторов, объяснил г-н Рябов коммерческую выгоду компании.

Судя по макету, который застройщик выставил в холле Экспоцентра, «Новосибирск-сити» будет выглядеть привлекательно. Четкие линии сине-зеленых небоскребов отразятся в озере Медвежье, в центре пройдет 2-уровневая развязка в форме четырехлистного клевера. 970 тыс. кв. м займут деловые центры, 3- и 4-звездочные гостиницы, апарт-отели, парковки, торговые центры, предприятия общепита, зрелищные и досуговые учреждения. Несмотря на свою живописность, ни макет, ни презентация проекта не привлекли внимания участников конференции. Презентация собрала несколько десятков человек, а макет одиноко возвышался в дальнем углу холла. До него добирались немногие — путь лежал мимо фуршетных столов с канапе и пирожными, которые пользовались гораздо большей популярностью у экспертов по агломерационному развитию.

Дарья Староверова

Фото depositphotos.com (1), автора (2)

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Новосибирец-77
    26 мая 2015 в 00:14

    Вот кто, кто, а Толоконсикй бы вообще помолчал об НСО, не он ли её возглавлял до недавнего времени? Так почему он не сделал элементраных вещей в транспортной инфраструктуре, А???
    А про РЖД тоже насмешили, строительство скоротсных жд путей, да они даже не могут восстановить отменённые скоростные электрички до Томска и Кемеров с расписанием, которое удобно для людей, а не для пробега РЖД!
    Новосибирску до конурбации ещё лет 250 с таким управлением!
    И вообще, я говорил и ещё раз повторю, как специалист, нельзя искусственно сформировать ни агломерацию, ни мегаполис, это следствия развития городского пространства в связи с созданием предпосылок для такого развития, первым делом - это нормальное транспортное сообщение, а мы 2 станции метро не можем 5 лет построить, а электрички зимой ходят раз в 3 часа, до Москвы самолёты чаще летают!
    Сейчас одна надежда на Локтя, может ему хоть что-то удастся сделать в городе

    26 мая 2015 в 00:08

    Опять НьюВасюки?

    garri
    26 мая 2015 в 00:13

    Хохотал до слёз!!! Найроби, экс-постпред и компания ... Нью-Васюки увидим воочию! Ну фантазёры, наконец-то порадовали на ночь!