7 июля вторник
СЕЙЧАС +18°С

«Битва за Севастополь»: бедная смерть

Россия и Украина совместно сняли красивый и душераздирающий фильм о подвигах лучшей в мире девушки-снайпера во время Великой Отечественной

Поделиться

Справка: «Битва за Севастополь» (Россия – Украина; 2015) — военная драма. Реж. — Сергей Мокрицкий. В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм. 110 мин. 12+

Только что поступившая в Киевский университет дочь офицера НКВД Людмила Павличенко, потерявшая надежду порадовать папу (потому что дочь), случайно забредает в тир, берет ружье назло насмешливым парням — и попадает на заметку к системе как молодое дарование. Папа снова не рад, потому что не сомневается, что будет большая война и этой большой войне потребуются молодые дарования. Войну предчувствуют и говорят о ней долго — пока хмурая Павличенко усиленно учится и отваживает самоуверенных ухажеров-летчиков и знакомится с засидевшимся в женихах доктором из хорошей еврейской семьи. Почти час проходит перед собственно первой битвой героини, в которой она чуть не окажется раздавлена обрушившимися на нее грохотом, раскуроченным железом и паникой,

Война перемежается вылазками в мир — эпизодами визита советской делегации в США в 1942 году: поехали убеждать открыть второй фронт и прихватили с собой несколько молодых героев, включая комиссованную после контузии Павличенко. Своим неплохим английским (доставшимся от мамы-учительницы) и невероятным для кого угодно, а не только для тихой девушки, снайперским результатом она притягивает и завораживает публику, прессу и первую леди Элеонору Рузвельт. Элеонора — к ужасу сопровождающих Павличенко партийных работников — беспрецедентно зовет делегатку пожить у себя в Белом доме, режет с ней свеклу для борща у себя на кухне — и ненавязчиво дает полезные советы о том, как делать историю. В итоге вместо того, чтобы зачитать с бумажки подготовленные ответственными товарищами призывы,

«Леди Смерть», как ее прозвали репортеры, комкает бумажку и ввергает зал вначале в оцепенение, а потом в овации фразой: «Джентльмены, мне 25 лет. Я убила 309 фашистских захватчиков. Сколько вы еще собираетесь прятаться за моей спиной?».

Уже в трейлер «Битвы за Севастополь» вытащили безвкусную реплику «бойцы идут в бой с ее именем на устах» (это вот так спорят старые солдафоны в штабе на повышенных тонах — и, видимо, с краской на ланитах и дрожанием персей). Впрочем, этим картонным языком школьного сочинения в фильме написаны все реплики персонажей из Киева, Одессы, Севастополя. Всех их призвана компенсировать появляющаяся на полторы минуты пожилая еврейская чета, которая, наоборот, травит небывалой концентрации анекдот. Украинскими акцентами никто не заморачивается.

Но при откровенной слабости диалогов и периодических драматургических авариях «Битва за Севастополь» вызывает, скорее, симпатию.

Хотя бы уже потому, что этот фильм — артефакт довоенного — мирного — времени, и только одно это трогает. «Битва за Севастополь» — совместная российско-украинская продукция, которую начали делать в 2012 году, а сняли в основном в начале 2014-го. Успели поснимать в Одессе до пожара в Доме профсоюзов, а в Севастополе — когда Крым был еще не наш, — короче, до разрыва и ненависти. В итоге «Битва за Севастополь» — это фильм, в котором нет взаимных упреков, нет дележки (чтэто было, чья победа), нет попыток нахлобучить на кого-нибудь из современников вражескую фуражку с «мертвой головой».

Единственная, видимо, уступка новому времени — то, что фильму напоследок дали новое название, вроде актуальное, но на самом деле нелепое, потому что битвы за Севастополь в фильме практически нет. Это вообще не блокбастер с двухчасовым парадом цифровых взрывов и массовых атак (как можно было подумать по трейлеру и названию, конечно), — а военное кино среднего калибра, довольно красиво и изобретательно снятое. Изначально он назывался «Несокрушимая» (по-украински до сих пор называется «Незламна»), и это куда ближе к сути, потому что это личная история женщины на войне. И эта женщина у актрисы Юлии Пересильд получается живой и очень трогательной, продуманной и сыгранной явно под сильным влиянием советской военной кинолирики.

В фильме вообще много (возможно, даже чересчур) мелодраматизма. Его бы вообще можно было назвать скорее женским, чем мужским, если бы не его главный источник энергии. Как это недавно сделал Клинт Иствуд в «Снайпере», а ранее — Кэтрин Бигелоу в оскаровском триумфаторе «Повелитель бури», «Битва за Севастополь» изучает, что такое оказаться идеальным оружием, прирожденным убийцей: вот ты находишь свое дело, то, что возбуждает тебя больше всего, то, что ты умеешь делать лучше всего и лучше всех, — а что если это твое дело и твой дар — это война?

При этом — и это, пожалуй, самое симпатичное в «Битве за Севастополь» — в нем нет стремительно расползшегося и по российскому кинематографу, и вообще по общественной жизни упоения смертью на войне и смакования каждого пикселя цифрового кровавого ада.

Это честно антивоенный (и лишенный пиетета к советскому руководству) фильм. Его создатели не смущаются включить эпизод, в котором неуклонно стервенеющая героиня стреляет, смеясь, немецкому связисту вначале в одно колено, потом в другое, пока ее не останавливает напарник. Не все авторы решаются так обойтись с героями (во всех смыслах слова), хотя такие вещи — куда более эффектное и страшное обвинение войне как явлению, чем любые виды катастрофических разрушений.

Наконец, у фильма просто есть в основе потрясающая реальная история, которой он распорядился получше, чем, скажем, недавний «Батальонъ». Это тот случай, когда правда местами выглядит более голливудской, чем сам Голливуд. Например — в эпизоде знакомства героини с американским фолк-певцом, который сочиняет для нее песню «Мисс Павличенко», — и она потом звучит фоном, когда Павличенко, словно тарантиновская героиня, весело и решительно размазывает по лицу маскировку, целует любовника и отправляется в бой.

Был действительно такой певец Вуди Гатри, и на его гитаре действительно было написано «Это машина для убийства фашистов», и он правда пришел к славе, спев про знаменитую девушку с улыбкой, которая «сияет как утреннее солнце», пристрелившую «триста нацистских собак».

На самом деле, если у вас нет особой потребности в «наших хороших военных фильмах» или если вы придирчивы, — то вы преспокойно обойдетесь без «Битвы за Севастополь». Но если же потребность есть и вас, например, впечатлила «Брестская крепость» — то на «Битву» стоит идти, она гораздо человечнее и симпатичнее, чем можно было ожидать. В последнее время мало кто еще способен говорить о Великой Отечественной войне, не пытаясь использовать ее для лечения политических травм, случившихся сильно позже, или для поисков врагов и фашистов идентичных натуральным, да и вообще без агрессии, — а просто с невыносимым сочувствием и благодарностью к тем, кто ее прошел. «Битва за Севастополь», хотя и местами коряво, пытается говорить именно так — как-то по-человечески.

Оценка НГС.АФИША: 3,5 из 5

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!