19 февраля среда
СЕЙЧАС -9°С

Розницу смыло

Новосибирск захлестнула волна закрытий магазинов — первыми жертвами стали магазины бытовой техники, товаров для ремонта и десятки продуктовых «у дома»

Поделиться

Торговые сети в Новосибирске переживают тяжелые времена. В январе 2015 года оборот розничной торговли упал сразу на 37 %, если сравнивать с декабрем 2014 года. По сравнению с январем 2014 года падение составило 14,5 %, свидетельствуют данные Новосибирскстата. Статистики подтверждают, что в январе показатели традиционно меньше декабрьского уровня, однако в начале 2014 года сокращение «январь к декабрю» составило только 23 %.

Покупательская активность упала после ажиотажного спроса в декабре — тогда люди потратили все свои сбережения. В январе реальные заработные платы снизились на 8 %. Отчасти в этом виновата растущая инфляция — к июню она достигнет 18–19 %, что вряд ли вернет покупателей в магазины, предупреждает аналитик.

Директор маркетингового агентства BCGroup Юлия Мосина добавила, что население отказалось от «импульсных» покупок — примерно половину оборота магазинов составляли именно они. Многие потеряли работу или перешли на неполный рабочий день — в такой ситуации в долгий ящик откладываются ремонт и покупка крупной бытовой техники.

Уже в феврале на фоне падения покупательского спроса с новосибирского рынка начали уходить первые игроки.

Прекратил работу последний магазин бытовой техники и электроники федеральной сети Domo на ул. Дуси Ковальчук. Еще в конце декабря 2014 года Domo оповещала покупателей о вынужденном повышении цен на технику в связи с «колебаниями валютного курса в России и существенным ростом закупочных цен у поставщиков», писал «КоммерсантЪ». В казанском офисе компании не смогли оперативно прокомментировать причины закрытия — официальный запрос остался без ответа.

По данным газеты «Ведомости», готовится к закрытию сеть супермаркетов товаров для ремонта «Перестройка» — владелец сети и гендиректор фирмы «Феникс К» Николай Минеев выставил на продажу принадлежащие ему площади. Источник в компании «Феникс К», пожелавший сохранить анонимность, подтвердил, что в январе перестал работать магазин в ТК «Левобережный», сток-центр в ТК «Толмачевский», супермаркеты на ул. Никитина, Бердском шоссе и магазин «Декомарт». Причина закрытия — «оптимизация ресурсов компании». Магазины «Перестройка» в «Большой Медведице» и ТРЦ «Континент» продолжают работать — решений об их закрытии пока не принималось, уверил источник.

В магазине строительных материалов «Стройпапа» объяснили, что товары для ремонта в январе существенно выросли в цене. Сильнее всего подорожала сантехника — ценники на китайских смесителях поменялись с 900 до 1600 руб. На 20–30 % дороже стали сухие смеси, обои, пластиковые панели, краски и инструменты.

Из-за высоких цен в январе объем продаж в магазине сократился вдвое. Руководство решило пересмотреть ассортимент и отказалось от обоев, сантехники и мебели. На старые запасы объявили скидки, которые вернули покупателей. К середине месяца торговля вышла в плюс и магазин закрываться не планирует.

Коммерческий директор компании «ТехноСити» Сергей Которов подтвердил, что с начала 2015 года спрос упал на все группы товаров.

«Люди стали экономить и перестали покупать лишнее», — заметил он. Флешки и комплектующие для компьютеров — винчестеры, системные блоки — подорожали в два раза. Стоимость техники Apple увеличилась настолько, что сети предлагают гаджеты дешевле, чем на официальном сайте компании, где цена достигает 70 тыс. руб. В интернет-магазине «ТехноСити» iPhone 6 Plus выставлен за 63 990 руб.

О массовом закрытии магазинов, по мнению г-на Которова, говорить пока рано — основной удар по сегменту начнется через несколько месяцев, когда все исчерпают старые запасы. Тогда цены, вслед за курсом доллара, увеличатся в 2 раза. Из-за падения продаж самые слабые игроки будут вынуждены свернуть бизнес — начнется пора распродаж ниже себестоимости, рассуждает Сергей Которов.

О росте январских продаж с удовольствием рассказали только в магазине «Альянс» — здесь на протяжении всего месяца наблюдали ажиотажный спрос на подержанные ноутбуки «Тошиба» и «Асус» за 12–14 тыс. руб. Раньше за эту сумму можно было купить новый ноутбук с минимальным набором функций. Сейчас ценники в розничных сетях начинаются от 20 тыс., заметил продавец магазина.

Коммерческий директор компании «Быстроном» Тимофей Герасько сообщил, что компания закрывает магазин в Бердске на ул. Первомайская, однако с кризисом закрытие напрямую связывать не стал: неподалеку открылся новый «Быстроном», а старый перестал пользоваться спросом, объяснил г-н Герасько.

По его словам, волна закрытий уже докатилась и до продуктового сектора. С начала года с десяток мелких продуктовых магазинов формата «у дома» закрылись, уступив площадь другим арендаторам.

Раньше удержаться на плаву многим бизнесменам помогали кредиты, но рост ключевой ставки и падение спроса увели их в глубокий минус. «Сейчас ничего не откладывают — закрывают сразу. Не та ситуация, чтобы ждать», — отрезал г-н Герасько. По его мнению, в 2015 году на рынке останутся только крупные сети, которые могут дольше покрывать растущие издержки, считает топ-менеджер «Быстронома».

Заведующая кафедрой коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК) Людмила Русалева уверена, что продовольственных магазинов закрытия коснутся в меньшей степени. Значительные изменения претерпит рынок электроники и бытовой техники — из-за падения спроса сети сведут к минимуму число торговых точек и перейдут на продажи через интернет, чтобы сэкономить на аренде и зарплате для сотрудников, рассуждает эксперт. По ее мнению, обороты предприятий продолжат падать вплоть до 2016 года. По ее словам, агония магазинов будет оборачиваться бонусами для покупателей — цены на распродажах перед закрытием могут опускаться ниже докризисных.

Дарья Староверова

Фото depositphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
АТО
25 фев 2015 в 00:26

При всех вышеперечисленных ужасах, самое страшное что если выборы будут напрмиер в это воскресенье, то подавляющее большинство выберет все ту же власть не задумываясь и не соотнося факты кризиса и результатов правления, ведь мы стали более лучше одеваться и у нас стабильность

25 фев 2015 в 03:47

Цены то конечно растут, но куда больше и быстрее растет количество статей на тему "мы все умрем" Об этом уже напоминают все кому не лень на каждом углу ежеминутно. Видать, чтобы мы не забыли что на дворе кризис и что "все плохо" Даже статистику приводят, цифры всякие. Правда, за подобную "статистику" любого маркетолога с треском выперли бы с работы, потому как 1- нельзя сравнивать декабрь ни с каким другим месяцем в году по причине того что это самый "жирный" месяц. 2- по той же причине нельзя сравнивать и январь с другими месяцами, потому как это самый "дохлый" месяц. А уж сравнивать январь с декабрем это полный бред. И уж если в январе 2015 было падение по сравнению с январем 2014 то неплохо было бы добавить как выросли продажи декабря 2014 к декабрю 2013 а иначе все эти цифры ни о чем не говорят вообще. Вроде бы простенькие манипуляции с цифрами, а на душе как-то нехорошо становится человеку не искушенному в подобных делах.

Павел
25 фев 2015 в 06:10

Да страшного и нет ничего.
Закрываются магазины не умеющие работать с покупателем и для покупателя в условиях возросшей конкуренции.
Это и к лучшему.
А то ,,развелось,, их, магазинов, на каждом углу!
Все кому не лень торгуют стройматериалами, электроникой, продуктами...
Покупатель-то никуда не делся, покупатель просто, в отличии от прошлых лет, стал думать и считать свои деньги.
А торговцы к этому не готовы оказались.