Молоко вскипело

Московский министр объявил, что западные марки «Простоквашино», «Веселый молочник» и «Летний день» лишают новосибирцев молока, — это вызвало общероссийский скандал

Поделиться

Все новости

28 ноября министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров прибыл в Омск на традиционное межрегиональное совещание, на котором должны были обсуждать состояние и перспективы развития животноводства в Сибири. Заурядная поездка обернулась скандалом, когда во время подхода к прессе министр сделал заявление о транснациональных корпорациях, работающих на российском молочном рынке. Федоров заявил, что транснациональные молочные компании Danone и PepsiCo фальсифицируют молочную продукцию растительными жирами, сообщило государственное информагентство ТАСС.

«В этих [зарубежных] продуктах максимум 20 % настоящего молока, остальное — преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки», — процитировало министра ТАСС.

Федоров попросил губернаторов не позволять корпорациям «выкачивать средства из регионов, снимать «сливки» с дешевого сырья, которое производят наши небогатые крестьяне», передало ТАСС. В этом же сообщении ТАСС процитировало директора департамента животноводства Минсельхоза РФ Владимира Лабинова, который отметил тенденцию к закрытию предприятий, выпускавших традиционную для России продукцию из цельного молока из-за доминирования западных компаний.

«В Сибири это наглядно проявилось в регионах наиболее развитого животноводства — Алтайском крае, Новосибирской, Омской и других областях», — цитирует Лабинова ТАСС.

«Вимм-Билль-Данн» (вошла в группу компаний PepsiCo в феврале 2011 года) владеет такими брендами, как «Веселый молочник» и «Домик в деревне». Компании Danone (объединила свой молочный бизнес с компанией «Юнимилк» в 2010-м) принадлежат марки, среди которых «Простоквашино», «Летний день», «Для всей семьи». По данным президента Национального союза производителей молока Айрата Хайруллина, оба производителя занимают примерно по 20 % российского рынка.

В Новосибирской области доля «Вимм-Билль-Данн» и Danone составляет около 50 %, говорит анонимный источник в одной из компаний.

На выпад министра незамедлительно и жестко отреагировали Danone: «Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире».

По заверениям компании, ни на один молочный завод Danone в России не закупается ни грамма растительных масел — у производителя есть только один глазированный сырок с растительными жирами, это указано на упаковке.

Зато в PepsiCo предпочли высказывание Минсельхоза не заметить. «Мы не видели заявления главы Минсельхоза, в котором бы он упоминал нашу компанию. Более того, официальный представитель Минсельхоза подтвердил, что министр не называл какие-либо компании», — сообщила корреспонденту НГС.НОВОСТИ директор по коммуникациям PepsiCo Марина Зибарева. Действительно, спустя два дня после совещания все тот же Лабинов заявил РИА Новости, что глава Минсельхоза РФ не называл компании Danone и PepsiCo, — однако СМИ успели растиражировать сообщение агентства ТАСС, в котором упоминались конкретные бренды. Тот же Лабинов пояснил, что в целом министерство от претензий в отношении западных гигантов не отказывается. «Поводом для заявления министра сельского хозяйства стало мое выступление на совещании в Минсельхозе по поводу деятельности компаний Danone и PepsiCo на российском рынке», — рассказал Лабинов РБК. По его словам, эти компании несколько лет подряд сокращают закупки сырого молока у производителей.

Заявления чиновников Минсельхоза вызвали полное недоумение у игроков рынка, указывает анонимный собеседник в Danone, ссылаясь на сайт самого Минсельхоза, где говорится, что объемы закупок молока компанией у фермеров растут. Растет и производство молока: за 10 месяцев оно составило 102,1 % к соответствующему уровню прошлого года. В Новосибирской области, по данным Союзмолока, этот показатель за 9 месяцев составил 5,2 % На заседании с Федоровым также было сказано об увеличении объема закупок молока крупными переработчиками в регионах СФО. Например, за период с 2008 года Danone увеличил объем закупок молока в Красноярском крае на 14 %, в Новосибирской области — на 13,9 %. У PepsiCo закупки молока у новосибирских фермеров выросли на 50 % по сравнению с прошлым годом, сообщили в компании.

Подтверждений вопиющего нарушения стандартов качества корреспонденту НГС.НОВОСТИ найти не удалось: в областном управлении Роспотребнадзора претензий к маркам молочной продукции Danone и PepsiCo припомнить не смогли. В ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае», где регулярно занимаются изучением качества продуктов, сообщили, что по итогам недавно проведенной экспертизы основных российских производителей серьезных претензий к ним в целом нет.

При этом, по наблюдению аналитиков, доля рынка у местных молочных марок выросла по сравнению даже с летом 2014 года, так как местная продукция традиционно дешевле продукции «Вимм-Билль-Данн» и Danone.

Среди местных производителей в лидерах — марки «Ирменское молоко», «Зеленый луг», «Алтайская сказка», «Снежный городок». «В связи с существенным падением покупательной способности населения неизбежно произошло переключение на более дешевые торговые марки», — пояснили в BCGroup.

Юрий Бугаков, глава ЗАО «Племзавод «Ирмень», выпускающего «Ирменское молоко», о разоряющей ценовой политике западных компаний в отношении местных фермеров ничего не слышал, но уверен, что министр пытается поддержать местных производителей: «Он заинтересован в том, чтобы прекратить кормить западных фермеров. Злопыхательства я здесь не вижу, а есть заинтересованность в том, чтобы местные сельхозтоваропроизводители выглядели получше — я в этом с ним согласен». Новосибирский политолог Дмитрий Пучкин увидел в словах Николая Федорова желание подстраховаться: «Он заранее подкладывает себе соломки, так как, несмотря на широко разрекламированное в России импортозамещение, оно существует на словах. Скоро будут названы виновные в том, что в России повысились цены, поэтому г-н Федоров и назначает козлов отпущения».

Настя Гринёва

Фото Ольги Бурлаковой

Комментировать

СВЯЗЬ С РЕДАКЦИЕЙ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

Круглосуточный телефон службы новостей +7 923 157 00 00