15 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -8°С

«Они поддержали неонацистский режим»

Эксперты объяснили, почему в Новосибирске запретили концерт Дианы Арбениной и чем рок-музыканты опасны для горожан

Поделиться

Организаторы не объясняют причину отмены концерта Дианы Арбениной, который должен был пройти в ДКЖ 30 ноября (билеты 1200–3500 руб. уже поступили в продажу). Директор компании «Артистика» Наталья Шпигальских проигнорировала НГС.НОВОСТИ — услышав, что звонит журналист, бросила трубку. В начале ноября рок-певица Диана Арбенина в видеообращении к поклонникам рассказала, как срывались концерты осеннего тура Unplugged. «Причины очень разные: протекала крыша, был ремонт в клубе, площадку внезапно забирали под другие городские нужды. И все это, конечно же, вранье», — заявила певица, но истинную причину не назвала, а от дальнейших комментариев отказалась.

и тогда же заявила: «Я по-прежнему люблю Украину и украинский народ. Я его знаю не по газетам, не по политической конъюнктуре. Я знаю людей, которые здесь живут, и я им верю. Я бы хотела попросить прощения за своих коллег, которые до сих пор вас не поддержали в страшное для Украины время». Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с политологом, прокатчиком, депутатом и деятелями культуры, задав им три вопроса:

Была ли отмена концертов давлением со стороны государства или самоцензурой?

Чем рок-музыканты опасны для режима и почему пострадали именно они?

Стоит ли ждать новых запретов в будущем и есть ли у них исторические аналогии?

Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «На вопрос, чего здесь больше — давления или самоцензуры, нельзя ответить однозначно. За этим стоит сложный клубок разных интересов и фобий: одни зарабатывают себе политический капитал, другие перестраховываются, власть, не имея собственной позиции по вопросу, боится как бы чего не вышло. Это, конечно, похоже на запреты и «Пастернака не читал, но осуждаю» советских времен, — но сейчас история повторяется уже больше как фарс. Конечно, это противно и опасно — хотя бы потому, что сегодня запрещают рок-певицу, а завтра это может перейти на уровень театра, классической музыки и т.д.

Но через год-полтора, я думаю, эту историю будут вспоминать с легкой краской стыда. Все эти вещи много раз происходили и в нашей, и в мировой истории — и всегда заканчивались одним: позором и попытками сделать вид «мы не знали, что происходит».

Все эти запреты не имеют на самом деле отношения к культуре, к политике, к религии — это просто «пена дней». Почему нельзя выступать на Украине, почему надо бояться певцов, имеющих собственную точку зрения по Украине, — это все вопросы к психиатру, потому что фобии надо лечить, а нормальное существование общества без разных точек зрения невозможно».

Алексей Пахомов, директор агентства Rockstars Concerts: «В ситуации вокруг отмен концертов есть два тренда. Один — неофициальный — «православные активисты»: подпольные структуры, которые действуют в частных интересах, под кого-то копают, вероятно, — используются в недобросовестной конкурентной борьбе. Другой тренд — официальный, государственный, и в него попадают Макаревич и Арбенина. Не скажу, что я этот тренд поддерживаю, но это, вероятно, вынужденная мера. Обратите внимание, никто нам раньше ничего не запрещал. А сейчас, вероятно, появилась такая угроза расшатывания общества, что гайки пришлось закрутить сильно. Вначале — вежливо.

Как было у нас с «Океаном Эльзы», когда на площадку позвонили и очень вежливо посоветовали этого концерта не проводить.

(Кто позвонил? — Е.П.) Не могу знать — таких людей не называют. Государство обезвреживает все поводы думать отлично от официального тренда. Это не репрессии, это стабилизация курса. Не то чтобы я курс целиком разделял, но я вижу, что это — действия против тех людей, которые осуждают политику России, возможно, не до конца разобравшись в ситуации, и это — защита нашей страны от работающих против нее сил. (Кого? — Е.П.) Мы никогда не узнаем истину. Будущее зависит от того, как будет развиваться ситуация на Украине. Если будет найден консенсус, то, возможно, тренд на закручивание гаек сменится противоположным».

Наталья Ярославцева, экс-министр культуры НСО: «Это абсолютно точно давление на организаторов концерта, — но в этом они никогда не признаются, чтобы не иметь неприятности. Мы уже видели на примере клуба «Рок Сити», что им грозит: проверки «что у вас с лицензиями на алкоголь? что с пожарной безопасностью?». В ситуации противостояния ты не можешь сидеть на верху баррикады, — ты должен выбрать сторону. И те, кто дает команды (по отмене концертов — Е.П.), находится именно в состоянии противостояния с миром или в данном случае с Украиной. Персоны Макаревича или Арбениной выбраны просто потому, что они очень популярны в среде думающих людей.

Общество, безусловно, поддерживает сегодня государство, Путина и позицию «Надо показать миру силу» — это ощущается. Но вмешивание в эту ситуацию работников культуры, полагаю, многим не нравится. Эти концерты не призывали к войне и не были направлены против России, это были концерты с тем репертуаром, который люди всегда любили — и вдруг начали поносить, а его авторы стали врагами. Люди должны активнее высказываться на эту тему, чтобы было видно, что им не нравится, когда так используют деятелей культуры. Если люди будут молчать — запретов будет все больше. Нужно разговаривать, нужно выносить позиции на поверхность, а не прижимать тех, с кем не согласны.

Если вы считаете, что Макаревич враг интересам страны… ну поступите, например, как Собчак, которая вступила в переписку с Михалковым.

Так позиции станут ясны, завяжется дискуссия, полезная для общества. Запретами ничего решить нельзя, да и не надо, потому что они уводят наше общество в варварство».

Анатолий Кубанов, депутат Законодательного собрания НСО, экс-кандидат в мэры Новосибирска, инициатор кампании против выставки «Родина»: «Очевидно, решение принималось исходя из ясной и прозрачной логики: война на юго-востоке Украины проходит через наши сердца, мы не можем оставаться безучастными, реинкарнация фашизма и любая политическая поддержка карателей Киева вызывают оправданный гнев и протест у людей доброй воли.

Отказ от гастролей пособников карателей был, я уверен, гражданской позицией местных представителей шоу-бизнеса, а не давлением государства. Потому что, к сожалению, наше государство здесь недорабатывает.

В это грозное — предвоенное! — время культура должна быть консолидирована, но государство до понимания этого пока не доросло. (Почему организаторы тогда не высказывают свою позицию открыто? — Е.П.) Очевидно, они боятся травли со стороны либеральных фашистов.

Макаревич поддержал неонацистский режим, не считая зазорным выступать в Киеве во время карательной операции. Сами такие люди не опасны, но их зломыслие общественно опасно для России. Организм здорового цветущего человека огромен по отношению к микробу, но мелкая вирусная инфекция — как и инфекция неонацизма — может разрушить организм. Государство должно определить, какие режимы в мире являются человеконенавистническими или нацистскими — и запретить любые акции в поддержку политики этих государств. Ты вправе любить украинскую культуру, но ты должен ненавидеть карательные акции. То, что они еще официально не названы таковыми, — неуклюжесть государства. К моему сожалению, подобных (отменам концертов Макаревича и Арбениной — Е.П.) случаев не станет больше. Государство, к сожалению, находится в аморфном состоянии и не реализует жесткие, но необходимые меры, поэтому мы с вами видим разные точки зрения».

Сергей Козлов, декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления — филиала РАНХиГС (СибАГС): «Происходит консолидация общества вокруг центральной идеи, владеющей умами и элит, и обывателей, — идеи, что мы находимся в сжимающемся кольце врагов, которых внутри страны представляет «пятая колонна». Наиболее активными ее представителями воображаются медиаперсоны — просто потому, что они всем известны и узнаваемы. Запреты концертов — однозначно самоцензура региональных администраций.

Чиновники — из инстинкта самосохранения — стараются принимать решения, которые следуют генеральной линии партии и правительства, которая при этом официально не артикулируется, поэтому региональным администрациям приходится придумывать, как угодить — и перестраховываться.

Никакой угрозы режиму певцы, естественно, не несут и едва ли могут повлиять даже на политические взгляды своих поклонников. Думаю, в будущем подобных случаев станет меньше — люди поостерегутся высказывать позицию, закрутится спираль молчания, — потому что на самом деле мало кто готов вызывать огонь на себя.

Что касается исторических аналогий, то наша ситуация уникальна: не было в истории, чтобы такое крупное и самостоятельное государство попыталось встроиться в западные структуры и ценности, а потом от умеренного западничества развернулось к радикальному антизападничеству».

Елена Полякова

Фото wikipedia.org

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
АТО
12 ноя 2014 в 00:20

До сих пор не укладывается в голове как всего лишь за поддержку и сочувствие к братскому народу можно стать изгоем в своей стране. Про бред с фашистами и нацистами даже смысла нет говорить. Но как мы дальше жить будем с ближайшим соседом если из них средствами лжеТВ сделали врагов?

Mordor
12 ноя 2014 в 00:30

Утомили своими музыкантами. Запретили и запретили. Представляю, что сейчас напишут про "цензуру и свободу душат".

Фото пользователя
12 ноя 2014 в 08:11

"Диана Арбенина ", а это вообще кто, то что ей посвятили целую статью?
Мне как то от того что она не споет на нашей сцене ни тепло ни холодно.