6 июля понедельник
СЕЙЧАС +22°С

Местами без «Дождя»

В Новосибирске заблокировали оппозиционный телеканал — интерес к нему горожан вырос более чем в два раза

Поделиться

«Дождь» в Новосибирске был частично заблокирован с 28 января 2014 года. Вещание телеканала прерывалось и возобновлялось в кабельных сетях, пока 30 января руководство телеканала констатировало факт: «Дождь» там, где погоду делают «Ростелеком», «ЭР-Телеком» («Дом.ru») «Акадо» и «НТВ-ПЛЮС», не идет. Интернет-провайдер МТС от трансляции телеканала отказался еще осенью 2013 года, и, как сообщили в пресс-службе «МТС-Сибирь», произошло это по коммерческим причинам. Компания «Дом.ru» разместила на своем сайте сообщение, что отключение «Дождя» связано с отсутствием договора между провайдером и телеканалом, и уточнила, что действующее законодательство запрещает операторам связи транслировать каналы в отсутствие договора.

Специалисты «Сибирских Сетей» нашли выход и «взяли» сигнал из другого источника. Так же поступили и в компании «Новотелеком» («Электронный город»), генеральный директор которой Олег Игнатенко поведал, что за несколько дней вещание «Дождя» прерывалось дважды. Один раз на 12 часов, второй — на 2 часа. «У нас с каналом есть договор на вещание. Как только на каких-то спутниках или в сетях сигнал пропадал, мы находили альтернативные пути. Отключение канала произойдет, только если контролирующие органы запретят «Дождю» вещать в России», — пояснил Олег Игнатенко.

Разговоры о «Дожде» пошли 26 января 2014 года — после того как в эфире канала появился опрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Случилось это накануне 70-летия со дня полного снятия блокады Ленинграда, который отмечается 27 января. Вслед за этим запретить «Дождь» 28 января 2014 года призывал президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. 30 января Роскомнадзор направил в адрес телеканала письмо, в котором говорилось, что телеканал нарушил закон «О средствах массовой информации». В письме отмечается, что подобные вопросы и высказывания могут «трактоваться как оскорбительные для ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда». Санкций письмо не предусматривает.

Прокуратура Санкт-Петербурга начала в отношении телеканала «Дождь» проверку. Общество блокадников-ленинградцев 30 января заявило о намерении подать на канал в суд.

31 января 2014 агентство «Интерфакс» со ссылкой на источники в Генпрокуратуре распространило сообщение, что прокурорская проверка не нашла признаков экстремизма в злополучном опросе «Дождя». Агентство приводит слова сотрудника Генпрокуратуры: «В настоящее время проверка исполнения законодательства редакцией этой телекомпании продолжается, — заявили агентству в Генпрокуратуре. — Однако уже очевидно, что она не приведет к закрытию канала, поскольку возможные нарушения, допущенные «Дождем», не подпадают под понятие «экстремизм».

Доктор исторических наук, профессор НГУ Сергей Красильников считает вопрос «Дождя» некорректным. «Он мог звучать по-другому: «Могли ли немцы взять Ленинград, и если могли, то почему этого не сделали?». И надо учитывать, что немцам пришлось бы обеспечивать 2-миллионный город продовольствием. Было ли немцам это надо и что было бы с жителями Ленинграда в этом случае?» — такая формулировка была бы нормальной, считает Сергей Красильников, но и «запретительную» реакцию на вопрос «Дождя» профессор считает неадекватной. Современное поколение россиян, например, не ставит в вину Кутузову то, что он решил отойти с войсками за Москву в 1812 году и отдать город французам.

Считать происходящее вокруг «Дождя» именно цензурой нельзя, уверен политолог Алексей Мазур. Скорее, это можно расценивать как попытку принудить канал к самоцензуре:

«Основная суть происходящего не в том, чтобы устыдить журналистов, а в том, чтобы наказать телеканал. И история с опросом лишь повод. Власть, обладая административным ресурсом, пытается заставить «Дождь» отказаться от распространения какой-то информации. Например, канал рассказывал об активах некоторых чиновников за рубежом и т.п. Случаев, когда журналисты других СМИ допускали сомнительные высказывания, предостаточно, однако это не приводило, как в случае с «Дождем», к призывам закрыть то или иное СМИ».

Руководитель федерального аналитического издания TelecomDaily Денис Кусков рассказал, что в это же время похожая ситуация произошла в медиахолдинге ВГТРК (владеет телеканалом «Россия»), где группа сотрудников, отвечающая за продвижение холдинга в соцсетях, позволила себе разместить цитату Геббельса о Ленине. Руководство ВГТРК извинилось, уволило сотрудников, но разговоров о закрытии ВГТРК никто не заводил, рассказал Денис Кусков: «Конечно, вопрос на «Дожде» про блокаду был глупым, и мне как жителю Санкт-Петербурга было неприятно. Но меня настораживает «веерность» попыток отключения «Дождя» вслед за этим событием. Если у кого-то были финансовые или юридические вопросы к каналу, то можно было сделать как МТС — давным-давно отключить и все, не дожидаясь каких-то поводов».

В Новосибирске аудитория «Дождя», так называемый «накопленный охват телесмотрения», составила в январе 2013 года 414 тыс. чел.

Это те, кто в течение года хотя бы один раз хотя бы на минуту включил «Дождь». Популярность телеканала Денис Кусков объясняет просто — в отличие от того, что показывают на остальных «кнопках», в эфире «Дождя» много «живого» эфира, туда приходят яркие личности, например, Леонид Парфенов, Владимир Познер и др., которые, вместе с сотрудниками «Дождя» высказывают другую, отличную от официальной, точку зрения на происходящее в стране и мире.

Блокировки «Дождя» привели к резкому всплеску интереса к телеканалу у новосибирцев. По данным компании «Сибирские Сети», с 26 января по 29 января аудитория канала оставалась неизменной. Однако 30 и 31 января аудитория телеканала значительно увеличилась — рост составил примерно 20 %. Вместе с ростом аудитории телеканал почти вдвое увеличил среднюю продолжительность просмотра. Однако рост интереса к каналу был временным, и уже 1 и 2 февраля рейтинг телеканала упал до своего привычного уровня. Иную информацию предоставил «Новотелеком»:

с момента начала кампании против «Дождя» аудитория телеканала среди абонентов системы «Электронный город» выросла в 2,5 раза и остается на этом уровне по сей день.

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!