«Золотая Нива»: LOVAT не строить

Бракованной станции метро срочно нужен второй тоннель, чтобы закрыть на ремонт первый

Посмотреть все фото
В ближайшие два года новосибирские метростроители будут работать над завершением второго перегонного тоннеля, соединяющего станции «Березовая роща» и «Золотая Нива». Об этом 7 сентября заявил мэр Владимир Городецкий, отметив, что в бюджете Новосибирска на 2012 год на строительство метро заложено 240 млн рублей. Строительство второго тоннеля не было завершено вовремя из-за нехватки денег и отсутствия необходимой техники — современного тоннелепроходческого щита. При этом тоннель, сделанный с помощью устаревшей техники, уже сейчас требует капитального ремонта. Пробивать тоннель в обводненном грунте можно только новым щитом, утверждают метростроители. Однако откуда этот новый щит возьмется, пока не ясно — муниципалитет его покупать не намерен, а сибирские компании, обладающие таким оборудованием, заняты стройкой в Сочи, а затем, по всей видимости, перебросят технику в Москву, где строительство метрополитена идет полным ходом.
Согласно проекту, станции «Березовая роща» и «Золотая Нива» соединяются двумя тоннелями, которые проходят под улицей Кошурникова. Рядом с улицей Федосеева левый и правый тоннели входят в подземную галерею (камеру съезда), где есть стрелка. Сейчас от подземной стрелки до «Золотой Нивы» идет лишь один тоннель — правый (если стоять лицом к «Березовой роще», спиной к будущему депо на Гусинобродской), сделанный с большим количеством нарушений, выявленных Ростехнадзором уже после открытия станции. Старый тоннелепроходческий щит производства 1960-х годов чуть не потонул в грунтовых водах.

Строительство левого тоннеля от стрелки до «Золотой Нивы» общей длиной 530 метров метростроители запланировали на ближайшие два года.

Руководство муниципального «Управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС) клянется, что старым щитом метро больше строить не будут. Более того, используя современный тоннелепроходческий комплекс, вроде канадского LOVAT, удастся избежать перекрытия улицы Кошурникова. Впрочем, как рассказали в УЗСПТС, для строительства два участка дороги все-таки придется сузить. Во-первых, это будет место рядом с действующим сейчас вестибюлем станции «Золотая Нива». Во-вторых, речь идет о площадке, расположенной в 300 метрах от автозаправки на перекрестке Кошурникова и Фрунзе в сторону «Золотой Нивы».

Одного тоннеля «Золотой Ниве» оказалось мало
Одного тоннеля «Золотой Ниве» оказалось мало
После строительства левого тоннеля до «Золотой Нивы» электрички метрополитена станут курсировать исключительно по нему, правый же тоннель закроется на реконструкцию.

«На правом тоннеле необходимо брать и делать капитальный ремонт обделки после пóдвигов, которые совершались перед выборами, — рассказал на условиях анонимности руководящий сотрудник УЗСПТС. — Работы там много. Усиления необходимо сделать на 320 метрах, где отвратительно собрана чугунная обделка, не обеспечившая полную герметичность. Сейчас влага в тоннель практически не проникает, однако грунтовые воды могут подняться».

Как сообщили НГС.НОВОСТИ в пресс-центре мэрии, щит LOVAT муниципалитет пока что покупать не намерен. По информации, полученной от руководства УЗСПТС, ориентировочная цена подержанного щита LOVAT составляет 1,5 млн долларов (столько же, кстати, Новосибирская область потратила на форум «Интерра»). Для строительства челябинского метрополитена LOVAT в 2008 году был приобретен за 325 млн рублей, сообщает портал «Челябинск.ру».

Два тоннеля до следующей станции — «Доватора» — планируют пробивать именно «Ловатом» или подобным щитом. Откуда он возьмется, новосибирские метростроители пока не знают. Надеяться им остается лишь на подрядчиков из соседних регионов, у которых такой щит есть. Однако найти их будет не так-то просто. LOVAT, которым был пробит тоннель до «Березовой рощи», является собственностью компании «Бамтоннельстрой» и сейчас находится в Сочи. Аналогичный щит, принадлежащий компании «Мостовик», используется для строительства омского метрополитена.

УЗСПТС утверждает, что старый щит свое уже отработал
УЗСПТС утверждает, что старый щит свое уже отработал
«Если город серьезно настроен на развитие своего метро, то нужно либо покупать свой щит, чтобы ни от кого не зависеть, либо иметь под боком своего подрядчика со щитом, как это происходит в Омске, — уверен Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ (бывшая кафедра электротранспорта). — Это сейчас очень актуально, поскольку Москва с приходом нового мэра в разы увеличила бюджет на развитие метростроения, в результате чего туда оказались стянуты все производственные и проектные мощности со всей страны.

Сейчас даже «Новосибметропроект» проектирует одну из линий московского метро. После сочинской Олимпиады щиты перекинутся в столицу. Там сейчас живые деньги, и Новосибирск опять может подвиснуть».

Проблемы у новосибирского метро связаны не только с отсутствием «Ловата», но и с большим долгом УЗСПТС перед генподрядчиком строительства «Золотой Нивы» — «Финансово-строительной компанией» (ФСК). 28 сентября ФСК обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании УЗСПТС банкротом. Свое требование компания мотивировала тем, что муниципальный заказчик задолжал ей 4 млн 862 тыс. руб. В УЗСПТС считают претензии ФСК необоснованными: «Если оценить те работы по обделке, которые они сделали с браком, то это минимум 110–120 млн руб., а ведь есть еще течи на станции и на платформе». Мэр Новосибирска Владимир Городецкий и вовсе назвал претензии ФСК «бредом» и заявил, что все долги погашены.


Владимир Иткин
Фото thinkstockphotos.com (1), Константина Пономарева (2, 3)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено