2 апреля четверг
СЕЙЧАС -2°С

«Джобс»: эх, яблочко

В фильме про создателя Apple красавчик Эштон Кутчер употребляет наркотики и погружается в эйфорию в поле, придумывая iPhone

Поделиться

Справка: «Джобс: империя соблазна» (jOBS; США, 2013) — биография основателя Apple Стива Джобса. Реж. — Джошуа Майкл Штерн. В ролях: Эштон Кутчер («Эффект бабочки»), Дермот Малруни («Дж. Эдгар»), Джош Гад («Двадцать одно»), Лукас Хаас («Кирпич»). Рейтинг зрителей IMDb.com: 5.50, рейтинг кинокритиков Rotten Tomatoes.com — 25 %. Бюджет — 12 млн долл. 122 мин. 12+

Молодой Стив Джобс ходит босиком, не моется, упоенно лопает ЛСД и ездит в Индию за духовностью. На дворе начало 70-х, поэтому все вокруг Стива более или менее такие же. На первый взгляд, конечно, — мы-то знаем, что будет потом. Будет отчисление из колледжа (из того, что Стив успел послушать, пригодится только курс каллиграфии). Первый компьютер Apple, склепанный в папином гараже. Первые дистрибьюторы и инвесторы, для которых коммивояжерский напор Джобса затмил сомнительность гаража, где среди объедков и окурков копошатся неопрятные очкарики. Первый галстук. Первые торги на нью-йоркской бирже. Первый персональный компьютер «для мусорщика и бабули из Оклахомы». И так далее.

Многое в фильм не поместилось — например, ни разу не упоминается о том, что Джобс приложил руку к конвейеру шедевров Pixar. Впрочем, обсуждение, насколько аккуратно уложены в фильм биография и отношения с соратниками, мне кажется занятием почти исключительно для фанатов (категории заведомо куда меньшей, чем люди, которым просто нравятся «айфоны» и ходить в кино). Скажем, «Социальная сеть», о том, как Марк Цукерберг придумал Facebook, маниакальной аккуратностью не отличалась и всех обидела (впрочем, на мой взгляд, это скорее признак хорошего исследования, чем наоборот) — и притом была отличным кино.

Создатели фильма в ответ ехидно намекают, что Возняк уже нанялся консультантом на другой фильм про Джобса, поэтому топит конкурента. Тот другой фильм, кстати, пока не имеет ни названия, ни даты выхода. Но сценарий к нему делает Аарон Соркин, написавший сериал «Новости» и собственно «Социальную сеть». Поэтому будущий фильм заведомо выглядит основательнее, чем собственно тот, который мы видим сейчас. Имеющийся «Джобс» — практически независимое кино, сделанное людьми ранее не светившимися в громких проектах; единственное известное имя тут — у Эштона Кутчера.

Кутчер прекрасно справляется с работой двойника, на пятерку усвоившего походку и мимику, но кино это не спасает. Ясно, что фанаты посмотрят «Джобса» в любом случае. Всем остальным же стоит иметь в виду, что вооруженные сценарием на две трети состоящим из афоризмов Джобса, призывающих думать иначе, менять мир и не бояться удариться головой об стену, создатели фильма сделали все покойному божеству назло.

То есть выпустили робкое, мыльно-банальное и на удивление неизобретательное кино.

Нельзя сказать, чтобы их ослепила чрезмерная идеализация Джобса, — наоборот, на эпизоды, в которых он выбрасывает за борт друзей и партнеров и тиранит подчиненных, тут налегают — как на потенциальный источник художественных достоинств. Налегают и на мысль, что Джобс был прежде всего гениальным коммивояжером — пусть и в масштабах планеты. Все это, впрочем, не то чтобы свежий взгляд, и скучным и одномерным даже от попыток подчеркнуть неоднозначность личности кино быть не перестает.

А одномерность — ужасный грех для фильма про человека, который занимался искусством (лично мне кажется, что то, что сделал Джобс, лучше всего называть именно искусством) настолько многомерным, что для него даже нет определения.

Неоднозначность характера Джобса тут пытаются наглядно показать в основном через его привычку бросать машину на парковочном месте для инвалидов. Эпизод настойчиво повторяется, а для зрителей, которые слабо владеют чтением, камера надолго задерживается на соответствующей надписи. Вдохновение изображается кадрами, в которых Джобс ловит во ржи широко раскинутыми руками гениальные идеи (такого в фильме так много, что он мог бы быть рекламным роликом агропромышленного комплекса).

Больше всего кино, впрочем, похоже на экранизацию странички «ВКонтакте» старательного, но недалекого студента факультета менеджмента, скрупулезно собравшего на ней всевозможные корпоративные афоризмы об успехе.

Собственно, эта корпоративно-позитивная оболочка обычно и порождает неприязнь к продукции Apple, из-за нее сравнивают ее с сектой и считают образцом рекламной промывки мозгов. Идеология, придуманная Джобсом, иногда порождает совсем диковатых химер: ведь когда в очень далекой от Калифорнии стране ярмарку меда и плясок проводят под лозунгами «инноваций и креативности» — это тоже страшно искаженная тень Джобса.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!