12 августа среда
СЕЙЧАС +21°С

Тарифы ЖКХ: пять прорывов

В Новосибирске резко подняли плату за электроэнергию, газ, отопление, холодную и горячую воду — несмотря на рост цен, гнилых труб станет только больше

Поделиться

С 1 июля 2013 года, согласно приказам департамента по тарифам НСО, в Новосибирске выросли тарифы на основные услуги жилищно-коммунальной сферы. В частности, стоимость одного кубического метра холодной воды от МУП г. Новосибирска «Горводоканал» повысилась на 1 руб. 38 коп. и достигла 14 руб. 21 коп. Таким образом, вода выросла в цене на 10,7 %.

Тариф на отопление для населения от компании «СИБЭКО» увеличился на 96,5 руб. и составил 1036,8 руб. за гигакалорию (рост 10,2 %). Кубометр горячей воды, предоставляемой той же «СИБЭКО», подорожал на 7,7 руб. и с 1 июля стоит 82 руб. 82 коп. (рост на 10 %). Стоимость одного киловатт-часа электроэнергии для горожан, «проживающих в домах, оборудованных электроплитами», выросла на 23 коп. и составила 2 руб. 9 коп. (рост 12 %). Один кубометр природного газа теперь стоит 4 руб. 72 коп., что на 61 коп., или 15 %, выше предыдущего тарифа.

Расчет квартплаты по средним показателям потребления показывает, что из-за нового витка тарифов новосибирцы будут платить в среднем на 11–13 % больше. Например, пара, живущая в однокомнатной квартире в новостройке, ранее платила за тепло, горячую воду, холодную воду и электричество около 1150 руб. в месяц, а по новым тарифам — приблизительно 1270 руб. Семье с ребенком, обитающей в двухкомнатной хрущевке, придется выкладывать за те же услуги около 2170 руб., в то время как ранее месячный платеж составлял примерно 1960 руб.

Таким образом, по новым тарифам расходы на ключевые коммунальные услуги (без учета квартплаты) для семьи с ребенком приближаются к 10 % от средней зарплаты по региону (23 700 руб.).

По данным Центробанка РФ, инфляция в 2012 году составила 6,6 %, прогноз на 2013 год — также на уровне 6 %. Следовательно, тарифы на коммунальные услуги в Новосибирске растут значительно быстрее инфляции.

Механизм повышения тарифов имеет несколько этапов. Сначала федеральные власти устанавливают годовой «потолок» в процентах. Затем в рамках этого «потолка» компании-поставщики предлагают контролирующим органам в регионах свои ставки повышения, обосновывая их расчетами. Контролирующие органы (например, департамент по тарифам) проверяют расчеты и принимают либо отклоняют величину повышения.

Компании неохотно раскрывают свою мотивацию повышения тарифов. В пресс-службе компании «СИБЭКО» пояснили: тарифы утверждаются администрацией Новосибирской области. При подаче данных регулятору компания учитывает изменение себестоимости продукции, основная часть которой (до 70 %) приходится на топливо (уголь) и услуги железной дороги по его доставке. «При этом рост транспортных и топливных составляющих не сдерживается официальным уровнем инфляции», — отмечают в компании. Остальные из вышеуказанных поставщиков не предоставили даже краткой мотивации роста цен.

Ежегодный рост тарифов ЖКХ регулярно оживляет общественную дискуссию о «справедливости» цен и соответствии стоимости услуг коммунальщиков уровню качества этих услуг. Новосибирский общественник, руководитель клуба «Управдом» Артем Демченко отметил, что пример качества предоставления услуг — недавняя эпопея с затянувшимися отключениями горячей воды.

«Нам все время говорят, что «мы повышаем тарифы, потому что у нас гнилые трубы», но почему-то с каждым годом этих гнилых труб становится только больше. Это касается отопления и горячей воды. Больших претензий по газу и холодной воде от горожан я не слышал», — говорит общественник.

Заведующий кафедрой градостроительства и городского хозяйства НГАСУ (Сибстрин) Дмитрий Карелин признал, что система формирования тарифов не прозрачна, и предложил способ урегулировать ситуацию. По его словам, у любого тарифа есть две составляющие — генерация ресурса и его трассировка (передача потребителям. — М.В.). Они закладываются в стоимости примерно в равной пропорции. Если с генерацией ресурсов в Новосибирске все более-менее прозрачно, то недоверие потребителя как раз возникает на этапе трассировки.

«Необходимо не просто поднимать тарифы и говорить: «Нам столько нужно», а использовать механизм публичных слушаний. Объяснять людям: вот мы берем такой тариф, и через два-три года на конкретном участке сетей будет проведен капитальный ремонт. Причем любой здравомыслящий человек понимает, что чинить магистральную трубу по 100 м бессмысленно — на следующем коротком участке будет новый прорыв. С потребителями нужно общаться как с партнерами, таким образом, процесс капитального ремонта будет прозрачным. Тарифы не перестанут расти — в условиях инфляции и износа сетей это невозможно, — но они будут расти не стабильно раз в год «потому что надо», а под конкретные проекты по модернизации сетей. Не исключено, что публичный инструмент регулирования тарифов приведет к распаду монополии на конкурирующие компании, которые уже начнут активно вкладываться в модернизацию, чтобы снизить издержки и не повышать цены», — рассуждает специалист.

Марк Волков

Фото Татьяны Кривенко

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!