21 октября понедельник
СЕЙЧАС -4°С

Он сказал: «Да пусть подавится!»

Курящий водитель автобуса обматерил женщину с ребенком — пострадавшая добилась от мэрии увольнения шофера, но его коллеги сочли наказание слишком суровым

Поделиться

Водителя автобуса маршрута № 1042 Игоря Матвиенко уволили после обращения в мэрию одной из пассажирок. Педагог Елена Ж. пожаловалась на курение и хамство, свидетельницей которых она стала 26 марта. Женщина зашла в автобус на площади Калинина, намереваясь доехать со своим 5-летним сыном до остановки «Учительская». Усадив ребенка на свободное место на задней площадке, Елена заметила, что водитель прикурил сигарету. Дымом потянуло на сидящих пассажиров — в автобусах марки ПАЗ кабина водителя не отделена от салона.

«Я говорю: «Вы почему в салоне-то курите? Все равно ждем — выйдите на улицу да покурите, никто ж ничего не говорит». О-о-о, что тут началось: «Иди ты нафиг, я целый день за рулем, работа адская… Не нравится — пошла отсюда». Сигарету он так и не выкинул», — рассказала НГС.НОВОСТИ Елена. Кондуктор в это время обсуждала с кем-то по мобильному телефону происходящее, высмеивая пассажирку. Платить за проезд Елена отказалась, что вызвало новый взрыв возмущения водителя: «Он сказал: «Да пусть подавится!».

Словесная перепалка продолжалась около 20 минут — пока мама с мальчиком ехали до своей остановки. Пассажиры сперва пытались вмешаться в конфликт, но потом предпочли не замечать склоки. На «Учительской» водитель, по словам Елены, сперва не хотел ее выпускать из салона, а после специально давил то на газ, то на тормоз, чтобы сбить женщину с ног.

Педагог обратилась с жалобой в компанию, которой принадлежит маршрут, а также в мэрию Новосибирска и к журналистам. После скандала чиновники провели совещание и убедили владельца маршрута № 1042 уволить проштрафившегося водителя. Как подтвердили в ООО «Сибирь Экспресс», водитель Игорь Матвиенко приказом от 3 апреля уволен, а кондуктор получила выговор, но работы не лишилась. С маршрута убрали и автобус, на котором Матвиенко проработал около года. Ранее, по словам коллег, «до такой степени» на него не жаловались.

«Решили [уволить] как показательный пример, чтобы такого не повторялось, — рассказала НГС.НОВОСТИ Ольга Мельникова, инспектор отдела кадров компании «Сибирь Экспресс». — Я слушала водителя, слушала пассажирку: она одно говорит, водитель — другое. Но пассажир всегда прав, она же просто так не стала бы жаловаться».

Перевозчики говорят: в подобных конфликтах и те, и другие хороши. «Человек целый день за рулем, по пробкам, не у всех нервы выдерживают — бывает, что и огрызнется. Конечно, поведение надо контролировать», — соглашается Евгений Толмачев, замдиректора фирмы — владельца маршрутов № 1048, 1104. Однако, по словам эксперта, есть и другая сторона: «Пассажир многое себе позволяет, если с ним культурно разговаривать: «тормоза» просто отпускает и водителя поносят с ног до головы. То есть достается прилично и нашим. Надо вежливее друг к другу относиться».

У работников общественного транспорта есть свой список претензий: пассажиры хамят, «учат, как надо ездить» и порой отказываются рассчитываться за проезд, а выпивши — ведут себя вызывающе, нарываясь на скандал.

«Увольнять, может, и не стоило, если в первый раз так влетел. Штраф рублей на 500–1000 — самое то наказание будет. Но зря он матом-то, за это нас «жучат», в салоне ведь телефоны висят — кому и куда жаловаться», —

рассуждает о строгости наказания Александр, водитель маршрутки № 321 с 8-летним стажем. При средней зарплате в 25–30 тыс. руб. в месяц такая мера, по его мнению, будет эффективной.

Добиться наказания для водителя-хама, по мнению исполнительного директора новосибирского общественного фонда защиты прав потребителей Евгения Митрофанова, сложно по двум причинам: «Идеальный случай, когда есть аудио-видео доказательства. Но есть две проблемы. Во-первых, это все происходит моментально — он обернулся, что-то сказал. Это все ситуативно, и сформировать доказательство сложно… Второе: как пробиться до директора или собственника фирмы-владельца. Чтобы найти этого человека, нужно убить в лучшем случае полдня, и то можете даже и не узнать, кто этот собственник». Если там не удалось договориться, следует писать жалобу в мэрию, советует юрист.

Водители общественного транспорта, отмечает Евгений Митрофанов, от хамства и оскорбления со стороны пассажиров вообще практически не защищены законом. И главная причина — в сложностях идентификации обидчика. «Если водителя очень просто вычислить — номер маршрута, время поездки, номер транспортного средства, — то в данном случае гражданин, одетый в серую куртку, вышел на следующей остановке… Ну куда тут можно пожаловаться? Никуда, только личному психологу», — иронизирует юрист.

Александр Агафонов

Фото Татьяны Кривенко

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Манометр
    16 апр 2013 в 00:23

    Водители издеваются над пассажирами как хотят! Самым распространённым способом издевательств являются замораживание (в зимнее время) или ненормально медленная езда. Помню как-то сел не то в 1260, не то в 1239, стоящий на остановке, где пассажиры часто делают пересадку. Ради забавы решил засечь время - было интересно сколько автобус будет собирать пассажиров. Спустя 7 минут ожидания стало совсем не забавно, так как появился риск опоздать приехать в место назначения и я сделал замечание кондуктору. Что тут началось! Кондуктор сообщил, что автобус поедет в соответствии с расписанием и водитель сам знает как ему ехать. Автобус наконец тронулся, но кондуктор подошёл к кабине и что-то шепнул водителю. На следующей остановке автобус стоял 15(!) минут и его обогнали 2 троллейбуса одного и того же маршрута. После стоянки автобус с черепашьей скоростью прополз до следующей остановки и там ещё отстоялся 5 минут. В итоге 3 остановки мы ехали 30 (!) минут, при этом автобус наполнялся пассажирами, которые рассчитывались за проезд.

    Укол
    16 апр 2013 в 00:13

    Да этот уволенный "бедный водитель" без проблем найдет работу на другом маршруте, так что увольнение - это вообще не наказание. Я бы ему 15 суток ареста добавил.
    А по поводу курения: в некоторых автобусах висело объявление, что Союз транспортников Сибири принял решение запретить водителям курить в кабине. В противном случае пассажир имеет полное право на бесплатный проезд. Г-н Ильенко, Вы можете прокомментировать это?

    Фото пользователя
    16 апр 2013 в 07:35

    Ни одно из оправданий водителя его не оправдывает. Я бы еще и кондуктора вместе с ним погнал.
    Я все понимаю - пассажиры бывают разные.
    Но водитель должен быть стрессоустойчив. Как кассиры в магазинах, операторы за банковской стойкой, струдники службы поддержки.
    Ты пришел на эту работу - принимай ее правила. Курение и нецензурная брань категорически не приемлема.