Золотые годы
Что нужно знать об устройстве на работу молодому поколению
В 2019 году на рынок труда выходит новое поколение Z: организации готовятся к приему на работу вчерашних школьников. Компании следят за тенденциями, так как хотят понять, что движет поколениями Y и Z, которые составят основу их компаний уже в скором времени.
Поколение Y
(родившиеся после 1984 года)
-


+
вера в исключительность,
перфекционизм, критичность

стремление к гармонии,
самостоятельность, быстро учатся
Поколение Z
(родившиеся после 1996 года)
-


+
проблемы с концентрацией
внимания, клиповое мышление

самодостаточность, открытость
к новому, многозадачность
Мы собрали наиболее часто встречающиеся факты о представителях разных поколений и попросили экспертов оценить, что из этого является мифом, а что можно подавать на собеседовании как свое преимущество.
Миф I
Поколение Z лениво и в работе интересуется только деньгами, а поколение Y не любит брать на себя ответственность и готово сбежать от работодателя.
Реальность:
Как отмечают руководители компаний, негативные стороны, приписываемые представителям данных поколений, действительно могут проявиться. Но только в том случае, если в компании нет устоявшихся правил и ценностей.

На самом деле поколение Y не бежит от работодателей, а требовательно относится к балансу между работой и частной жизнью. Для них более важен психологический комфорт, поэтому работа рядом с домом часто является приоритетом.
Mapgif
Mapgif
Mapgif
Поколение Z ориентировано на быстрый результат. Такой сотрудник всегда выберет небольшое повышение в ближайшие полгода, нежели позже, но на более высокую должность. И работодатели уже учитывают это для дополнительной мотивации своих сотрудников.
«Здорово, когда ты изначально пришел и не знал абсолютно ничего, но тебя "прокачивают" буквально за 3 месяца, и уже через полгода можно вырасти в должности», — говорит Алексей.
Для меня важнее всего возможность получить опыт в компании
Алексей (20 лет)
сотрудник офиса продаж
Билайн в Новосибирске
«За время, что я работаю в компании, в голове созрела следующая истина: если вы хотите чего-то добиться, то нужны настойчивость в достижении цели и оптимизм. Порой очень много оптимизма, иногда придется, как барон Мюнхгаузен, самостоятельно вытаскивать себя из болота.

Я пришел в компанию в 2016 году на вакансию "специалист офиса продаж". Видел, как работает мой наставник, с первого дня знал, что хочу большего, чем быть просто продавцом. Мою работу заметили и уже через 4 месяца предложили должность руководителя офиса, через год — должность руководителя группы офисов. А еще через год я стал руководителем направления продаж.

Со стороны всегда кажется, что тебе просто повезло. Но я прекрасно понимаю, что этот успех заработан и сполна оплачен усилиями. А вот в чем мне повезло точно, так это в людях, которые окружали и окружают меня на рабочем пути».

Любой успех — это айсберг: 90% усилий не видны со стороны
Сергей Сидоренко
руководитель направления по управлению собственными офисами Билайн
Миф II
Представители поколения Z живут в реальном мире по законам виртуального мира и не любят четких инструкций, а Y ненавидят офисы и график с 9 до 18.
Реальность:
Откроем секрет, в 2019 году офисы ненавидят почти все. Но с оговоркой — офисы, где еще сохранились советская мебель и компьютеры, возраст которых может приближаться к возрасту людей, что за ними работают. Любимые же места обитания для Y и Z — опенспейсы, коворкинги, современные офисы и салоны продаж с инновационной организацией работы. Рабочие пространства меняются вслед за сотрудниками, что логично. Y быстро осваивают инновационные инструменты, а Z и вовсе воспринимают технику как продолжение себя.
Чем быстрее работодатели реагируют на необходимость постоянной модернизации рабочих мест, тем легче им привлекать молодых работников.
«В Билайне оно устанавливается на смартфон, и в нем есть необходимые функции для обслуживания: статистика использования услуг клиентом, основные операции сервиса, возможность посмотреть стоки, сравнить товары, видеть онлайн-мотивацию и главное — целевые предложения для клиентов на основе big data. Так каждый консультант становится по-настоящему мобильным, не привязанным к стационарному компьютеру и в любом месте, магазине может провести полноценную консультацию», — рассказывает о способах повысить комфорт для сотрудников Ольга.
Для консультантов магазинов можно разработать специальное мобильное приложение, которое поможет им в работе.
Ольга Морозова
директор по управлению проектами и процессами дистрибуции Билайн
MBStore
MBStore
MBStore
Миф III
Поколение Y очень самостоятельно и не умеет работать в команде, у Z отсутствует уважение к коллегам старшего поколения.
Реальность:
Эти мнения сложились из-за нетипичных для России способов общения на работе. Так, сотрудники Y и Z предпочитают компании, где заведено общаться на «ты», но вовсе это не говорит о взаимном неуважении. Напротив, это повышает лояльность со стороны специалистов и помогает им преодолевать коммуникативные барьеры.

Кто-то создает для этого чат в мессенджере, куда добавляются все: от гендиректора до стажеров, а кто-то — разрабатывает специальные инструменты.
«В Билайне такой сервис называется СОТа и напоминает социальную сеть. Это инструмент культуры и признания в многотысячном коллективе, в том числе, что немаловажно, от вышестоящего руководства. Все "спасибо" конвертируются в баллы, которые можно обменять на призы в магазине приложения», — рассказал Алексей.
Здорово, если сотрудники могут легко поблагодарить друг друга за помощь привычным для них способом в виртуальном пространстве.
Алексей Медведев
руководитель монобрендовой сети Билайн на территории Сибири
00SOTa
00SOTa
00SOTa
00SOTa
Миф IV
Трудности с обучением: Z считают, что все знают, а Y учатся неохотно и плохо.
Реальность:
Образ умудренных опытом людей сложился для миллениалов из-за большой насыщенности 90-х годов прошлого века событиями. Буквально за несколько лет Россия прошла путь от СССР к капитализму, что повлияло и на людей — они стали легче адаптироваться к новым реалиям и анализировать большие объемы информации в сжатые сроки.

Так, Y легко осваивают материал самостоятельно и спокойно справляются с обучающей литературой. А вот представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова, и ждут обучения в более развлекательной форме. Поэтому инструкции-видеоролики действуют на них эффективнее.
«Это могут быть курсы с тренажёрами, видеоуроки, вебинары, тренинги. Часть тренингов написана в игровом формате, чтобы вовлечь участников в работу и сделать процесс более интересным. Мы учим работать с людьми. На старте карьеры в Билайне можно получить базу знаний, которая пригодится в любом случае, даже если в дальнейшем работа не будет связана с продажами», — рассказывает Екатерина.
В ходе адаптации персонала мы убедились, что эффективно использовать разные интерактивные форматы обучения. Из них руководитель может выбрать для каждого сотрудника оптимальный вариант.
Екатерина Кирилина
директор по персоналу в регионе Восток
Мнение
«Поэтому в электронном обучении, которое мы активно развиваем, мы стараемся учитывать и соединять особенности разных поколений. Принципы освоения материала и научения для представителей разных поколений остаются неизменными, но преподнесение информации, контексты, визуализация, мотивационные "крючки" отличаются».
В компании работают представители разных поколений, начиная от беби-бумеров и заканчивая поколением Z.
Маргарита Титова
руководитель службы развития персонала компании «Лента»
Миф V
Новое поколение зациклено на себе.
Реальность:
Привычное для прошлых поколений понятие «стахановского труда» и приоритета пользы для компании, нежели для себя, постепенно отходит в историю. Теперь понимание успеха меняется.

Так, Y и Z важнее получать удовольствие от работы и чувствовать, что они приносят пользу, нежели выполнять сброшенные «сверху» показатели непонятно зачем. И здесь грамотные руководители пытаются обеспечить им смыслы и мотивацию для обучения и развития карьеры, активно интегрируя в работу и общественную жизнь, волонтерские проекты.
«В магазинах Билайн действует проект "Островок безопасности" для помощи потерявшимся детям и пожилым людям. Его запустили совместно с поисково-спасательным отрядом "Лиза Алерт". Продавцы салонов по всей России прошли обучение и получили инструкции, как нужно действовать, если понадобилась помощь ребенку или пожилому человеку», — рассказывает Евгения Чистова.
Возможность помочь другим вдохновляет и мотивирует.
Евгения Чистова
руководитель по корпоративной социальной ответственности Билайн
Итоги:
Комфортно для себя и эффективно для компании на самом деле могут работать сотрудники любых поколений. И это не миф. Главное для организации — поддержать сильные стороны своих специалистов и обеспечить им комфортные условия для труда. В этой универсальной схеме в ответ компания всегда получает высокую мотивацию и желание трудиться еще эффективнее от своих работников.
Важен не возраст, а люди
«В любом поколении есть жесткие адепты крайностей. Но также есть и те, кто может быть гибок и при этом оставаться настойчивым и результативным. И если мы будем создавать команду только из представителей одного из поколений, то вряд ли она будет сбалансирована», — рассказывает Вера.
Не так критично — X, Y или Z составляет доминанту в команде. Важен вклад, настрой, работа как в команде, так и в одиночку.
Вера Маневич
HR-директор компании Зарплата.ру
А различия поколений легко стираются при грамотном выстраивании коммуникации в компании и создании корпоративной среды, куда стремятся попасть. В такой обстановке быстро развиваются не только сотрудники, но и сама среда — она становится живой, дружественной, приглашающей стать ее частью.
Просмотров: 23 706