«ОНИ НЕ НАСТОЯЩИЕ!»
Экскурсия в бутафорские мастерские НОВАТа
Возможно, театр и начинается с вешалки, а вот спектакль — нет. Чтобы на сцене зритель увидел чудо, над постановкой работает огромная команда профессионалов.

Художники, костюмеры, бутафоры, хор, кордебалет и многие, многие другие мы познакомим вас со всеми, без кого не был бы возможен ни один спектакль НОВАТа.

Сегодня мы с вами отправляемся в бутафорский цех именно здесь делают изящные диадемы, сверкающие на головах балерин, куют мечи, изготавливают скульптуры из пенопласта и металлической сетки, витражи из ткани и световых фильтров и самодвижущиеся паровозики.
Знакомьтесь: Тимур Гуляев, художник-бутафор, театральный художник. Сейчас в мастерской вовсю идет подготовка к премьере — балету Баланчина на музыку Стравинского «Рубины». На столах — россыпи сияющих огнем кристаллов, эскизы, заготовки. На стеллажах и стенах — маски, мечи и шпаги, диковинные растения и цветы, с потолка свисает пара огромных птиц, рогатый череп и скелет. Выглядят они даже вблизи как настоящие.
Сегодня мы с вами отправляемся в бутафорский цех именно здесь делают изящные диадемы, сверкающие на головах балерин, куют мечи, изготавливают скульптуры из пенопласта и металлической сетки, витражи из ткани и световых фильтров и самодвижущиеся паровозики.
Знакомьтесь: Тимур Гуляев, художник-бутафор, театральный художник. Сейчас в мастерской вовсю идет подготовка к премьере — балету Баланчина на музыку Стравинского «Рубины». На столах — россыпи сияющих огнем кристаллов, эскизы, заготовки. На стеллажах и стенах — маски, мечи и шпаги, диковинные растения и цветы, с потолка свисает пара огромных птиц, рогатый череп и скелет. Выглядят они даже вблизи как настоящие.
ОГРОМНЫЙ БУДДА И СКЕЛЕТ ИЗ СЕТКИ
Зритель смотрит из зала и не видит очень многих подробностей. Это касается и костюмов, и декораций, и мебели, и предметов, которые артисты держат в руках. Но современная фото- и видеосъемка обладает очень высокой точностью, и многие вещи видно подробно, как будто ты держишь их перед собой в руке. Поэтому нужно сделать вещь настолько универсальной, чтобы она и вблизи смотрелась хорошо, и отошел на 10 метров она все равно хорошо смотрится. Это достигается только опытом.
Тимур Гуляев
художник-бутафор, театральный художник
Самой интересной и масштабной работой для меня была «Баядерка». Там я делал абсолютно все скульптуры, в том числе огромного Будду. Их вырезали из пенопласта, нож в руки и вперед, это работа скульптора, только материал мягкий. Сейчас мы используем и другие техники. Есть сетка металлическая, из нее можно лепить прямо руками, как оригами.
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
Это маски из «Пер Гюнта». Таких мы 26 делали. Тоже довольно интересная работа: внутри поролон, шапочка, а дальше творилось всякое, мы резали поролон неровными кусками, и из них выклеивали черты лица. Потом обклеивали тюлем, марлей, где-то бязью.
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК И ДРУГИЕ
Чем отличаются декорации для детских спектаклей?

Они как елочные игрушки должны радовать. Если не радуют значит, не настоящие. Чтобы пришли родители с детьми, сели и ахнули, будто перед ними книжку волшебную раскрыли.
Тимур Гуляев
художник-бутафор, театральный художник
Вот самый первый эскиз декораций к «Стойкому оловянному солдатику»: действие происходит ночью, на сцене: подсвеченные витражи, красивые и таинственные. Тут и детская комната, и камин.
А вот реквизит: режиссер очень хотел, чтобы выезжал игрушечный паровозик, а на нем сидели игрушки. Несколько человек ломали голову, но придумали. И он выезжает из арки, делает круг по сцене - совершенно самостоятельно, а потом возвращается обратно. А это ручная крыса Крысы. Персонаж Крыса носит ее на руках все время, наглаживает, хвостиком машет.
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
РУБИНЫ: СИЯНИЕ И НЕВЕСОМОСТЬ
У нас задача в подготовке «Рубинов» не слишком масштабная: мы делаем 20 диадем. Для солистов идет более сложный вариант, для кордебалета чуть попроще.

У нас очень любят кристаллы Сваровски, потом что они по-настоящему сияют. Но большие Сваровски достать непросто, тем более цветные Поэтому мы их комбинируем, покупаем камни, скажем так, попроще, перемешиваем их с камнями посложнее, какие-то подкрашиваем, чтобы получить нужный оттенок.
Тимур Гуляев
художник-бутафор, театральный художник
Зная, как приходится людям работать на сцене, насколько это продуманный и тяжелый физический труд, понимаешь, как любое отягощение будет отвлекать, и артист не выполнит, например, какой-то очень красивый номер, жест, какую-то историю. Поэтому все делается для того, чтобы артисту было удобно: каждый лишний грамм дорого обходится.

Если это головной убор он должен быть легким, прочным. Сейчас материалы позволяют экспериментировать, и мы в этом продвинулись неплохо. Коллеги из других театров восхищаются и немного, наверное, даже завидуют. Пускай.
И за счет того что камни играют по-разному, не все сверкают, как включенные фары, а какие-то спокойнее, какие-то поярче вещь смотрится сложнее и богаче, чем если бы все было настоящими бриллиантами усыпано.
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
ОРУЖИЕ ДЛЯ СЦЕНЫ И НЕ ТОЛЬКО
Это бутафория, но она металлическая. Бутафорию можно делать на разных уровнях может быть сделана так качественно, что и в музей не стыдно отдать. Это не сталь, это дюраль. На том же «Корсаре» это все металл. И артисты с ними бегают, танцуют, говорят: о, хорошо, легкая!

Есть определенные параметры для театрального оружия: оно не должно быть заточенное, не должно быть заостренное, но выглядеть должно убедительно.
Тимур Гуляев
художник-бутафор, театральный художник
Вы можете посмотреть это видео без звука, но тогда не услышите музыку
Премьера балета «Рубины» совсем скоро, 12, 13 и 14 июня. И если вам посчастливится попасть на него, присмотритесь к диадемам и костюмам. О тех, кто их шьет, мы расскажем в следующий раз.
Просмотров: 25 838