Прожить каждую ноту

Верди прозвучит на русском в память о блокаде Ленинграда

Прожить каждую ноту

Верди прозвучит на русском в память о блокаде Ленинграда
22 апреля в НОВАТе зазвучит Реквием Messa da Requiem Джузеппе Верди. Это будет не просто исполнение — музыканты посвящают его 75 летию окончательного снятия блокады Ленинграда.

Реквием, который написал Джузеппе Верди, практически не исполняют в храмах - эта музыка драматична, как оперы великого композитора. В ней есть боль, есть страдание. И, самое главное, в ней есть надежда.
«И Санкт-Петербург, и Новосибирск для меня города близкие, родные. И между собой они связаны прочно: во время Великой отечественной войны сюда эвакуировали из блокадного города 128 тысяч человек. Жители Новосибирска делили с ними дома, одежду, пищу. Лучшее исполнение Ленинградской симфонии Шостаковича, по мнению самого композитора, состоялось именно в Новосибирске в 1942 году. В еще не открывшийся театр Оперы и Балета привезли и бережно хранили коллекции ленинградских музеев. Духовные связи наших городов сохраняются и сегодня. Исполнением Реквиема — одного из самых трагических и возвышенных сочинений Верди, новосибирские музыканты отдают дань памяти всем жертвам блокады Ленинграда»

Владимир Кехман, художественный руководитель НОВАТа
«И Санкт-Петербург, и Новосибирск для меня города близкие, родные. И между собой они связаны прочно: во время Великой отечественной войны сюда эвакуировали из блокадного города 128 тысяч человек. Жители Новосибирска делили с ними дома, одежду, пищу. Лучшее исполнение Ленинградской симфонии Шостаковича, по мнению самого композитора, состоялось именно в Новосибирске в 1942 году. В еще не открывшийся театр Оперы и Балета привезли и бережно хранили коллекции ленинградских музеев. Духовные связи наших городов сохраняются и сегодня. Исполнением Реквиема — одного из самых трагических и возвышенных сочинений Верди, новосибирские музыканты отдают дань памяти всем жертвам блокады Ленинграда»

Владимир Кехман, художественный руководитель НОВАТа
Автор идеи и постановщик — ответственный секретарь Российского Организационного комитета «Победа» Сергей Новиков, в концерте примут участие хор и симфонический оркестр НОВАТа под управлением главного дирижёра театра Дмитрия Юровского и солисты оперы: Ольга Колобова (сопрано), Светлана Токарева (меццо-сопрано), Сергей Кузьмин (тенор), Андрей Триллер (бас).
Мы поговорили с музыкантами театра о том, что это за музыка, их отношении к ней, о том, почему «Реквием» Верди практически не исполняют в церквях, о блокаде, и почему на новосибирской сцене Реквием будут исполнять не на латыни, а на русском языке.
Дмитрий Юровский, главный дирижер НОВАТ:

Когда мне исполнилось лет 15-16, я заболел этой музыкой, слушал в самых разных исполнениях. Через несколько лет у меня сложилось ощущение, что я каждую ноту прожил. Когда я начал дирижировать, первым делом мне, конечно, захотелось исполнить «Реквием», но тут я стал себя сдерживать. Почувствовал, что это произведение можно любить и слушать, сколько угодно, но для того, чтобы его исполнить, нужно что-то в жизни еще большее пережить. Поэтому в первый раз я «Реквием» исполнил только спустя семь лет после того, как начал дирижировать.

Я исполнял «Реквием» Верди, наверное, раз шестнадцать, в разных странах.

Каждый реквием, написанный великими композиторами, отличается друг от друга очень сильно. Но «Реквием» Верди не случайно называли одной из его лучших опер. Он ближе всех подошел к идее музыкального театра.
Здесь, в Новосибирске, особенная ситуация — мы будем исполнять его на русском. Для меня это первый такой опыт, опыт непростой.
Реквиемы существуют на разных языках, но вот именно Верди очень сильно привязан к итальянскому языку. В то же самое время русский язык — живой. Язык, в котором каждое слово действительно о чем-то говорит. И сегодня, когда мы слушаем латынь, даже зная перевод каждого слова, это не тот язык, на котором происходит общение. Мне кажется, русский язык сделал дистанцию меньше.

Здесь играет роль связь с блокадой Ленинграда. Одна из идей, которая в этом заложена — чисто христианская, поэтому тут не принципиально, используются ли какие-то православные псалмы или идет перевод католической мессы. Отдается дань памяти ушедших, в то же время воспеваются не только ушедшие, но и живые. Это нормально для любого реквиема, и у нас есть возможность сделать его еще более эмоциональным. Мне кажется, надо подходить к этому исполнению, как к чему-то особенному, не к тому, что должно войти в привычку.
Реквиемы существуют на разных языках, но вот именно Верди очень сильно привязан к итальянскому языку. В то же самое время русский язык — живой. Язык, в котором каждое слово действительно о чем-то говорит. И сегодня, когда мы слушаем латынь, даже зная перевод каждого слова, это не тот язык, на котором происходит общение. Мне кажется, русский язык сделал дистанцию меньше.

Здесь играет роль связь с блокадой Ленинграда. Одна из идей, которая в этом заложена — чисто христианская, поэтому тут не принципиально, используются ли какие-то православные псалмы или идет перевод католической мессы. Отдается дань памяти ушедших, в то же время воспеваются не только ушедшие, но и живые. Это нормально для любого реквиема, и у нас есть возможность сделать его еще более эмоциональным. Мне кажется, надо подходить к этому исполнению, как к чему-то особенному, не к тому, что должно войти в привычку.
Так сложилось, что Новосибирский театр оперы и балета символизирует все, что связано с победой, все, что связано с окончанием войны.

Ольга Колобова, солистка:

Родина для нас — это не только земля, а родные люди. Они защищали родных людей. И вот это, в первую очередь, не только трагическое произведение — оно духовное. Это молитва, молитва о душах усопших. Это связь с ними посредством любви. Когда люди уходят, мы их любить не перестаем, они остаются с нами навсегда.


Вячеслав Подъельский, главный хормейстер:

Я был на Пискаревском кладбище, где лежат жертвы блокады. Это вызывает у меня ужас, как люди могли это пережить. Вечная память этим людям.




Вячеслав Подъельский, главный хормейстер:

Я был на Пискаревском кладбище, где лежат жертвы блокады. Это вызывает у меня ужас, как люди могли это пережить. Вечная память этим людям.
Я просто думаю, об этом нужно говорить. Идея эта правильная, потому что сегодня молодежь забывает, не знает многие вещи. Нужно обязательно такие акции проводить, чтобы люди не забывали.
Дмитрий Юровский, главный дирижер НОВАТ:

У Верди взаимоотношения с католицизмом были проблемными. Неслучайно «Реквием» в церкви исполняется редко. Не только по акустическим соображениям, но и по идейным. У Верди очень много к этому моменту накопилось эмоций, в том числе отрицательных, и вот они таким лейтмотивом проходят через «День гнева» (Dies irae — часть реквиема, в котором описывается картина судного дня).

Но реквием заканчивается не на Dies irae, есть элемент прощения, спокойствия, умиротворения. И в результате речь идет о светлой скорби. Человек осознает потерю, но продолжает жить дальше. А это возможно только в светлом состоянии духа. В этом контексте, если мы попытаемся разложить драматургию блокадного Ленинграда на музыку Верди, то это легко усваивается.
Дмитрий Юровский, главный дирижер НОВАТ:
У Верди взаимоотношения с католицизмом были проблемными. Неслучайно «Реквием» в церкви исполняется редко. Не только по акустическим соображениям, но и по идейным. У Верди очень много к этому моменту накопилось эмоций, в том числе отрицательных, и вот они таким лейтмотивом проходят через «День гнева» (Dies irae — часть реквиема, в котором описывается картина судного дня).

Но реквием заканчивается не на Dies irae, есть элемент прощения, спокойствия, умиротворения. И в результате речь идет о светлой скорби. Человек осознает потерю, но продолжает жить дальше. А это возможно только в светлом состоянии духа. В этом контексте, если мы попытаемся разложить драматургию блокадного Ленинграда на музыку Верди, то это легко усваивается.

Андрей Триллер, солист:
Первое, что всплывает в моей голове, когда говорят про блокаду — фотографии эти, когда люди идут по замерзшей реке набирать воду, а рядом трупы лежат, а они проходят. Потом уже многое другое вспоминаешь, но первый образ – это замерзшая река, сугробы, люди, замотанные в платки теплые, и рядом лежат мертвые люди. Они набирают воду.

И вот если этими образами внутри слишком на себя переводить, у нас страдает все: вокал, дыхание, мы не справляемся. Вот когда, грубо говоря, ком к горлу подходит, понимаете, останавливаешь себя: все, тихо, спокойно. Главное — успокоиться и дальше допеть, чтобы зрителю все это донести в той форме, в которой нужно, в которой выучили, а не в той, в которой «вот, сейчас разрыдаюсь»
Ольга Колобова, солистка:
Если у тебя холодная душа, тебе не надо выходить на сцену. Ты должен чувствовать. Через тебя должна какая-то энергия идти, которую ты всю должен отдать. Театр - это и оркестр, и солисты, и хор. И зрители обязательно - театра без зрителя не существует. Поэтому очень важно именно вживую слушать такие вещи. И записи это прекрасно, особенно записи великих, но именно живое исполнение — оно особенное. И я надеюсь, этот реквием именно таким и будет.
Реквием Верди на русском языке впервые был исполнен в день 75 летия снятия блокады, 27 января 2019 года на сцене московского Концертного зала имени С. В. Рахманинова. Второе исполнение, единственное в Новосибирске, состоится 22 апреля в театре, который на время Великой отечественной войны хранил сокровища Ленинграда, который для многих стал символом победы. В понедельник на большой сцене НОВАТа будет звучать, пожалуй, самый драматичный из Реквиемов.

Встретимся в 19 часов, в Большом зале.
Реквием Верди на русском языке впервые был исполнен в день 75 летия снятия блокады, 27 января 2019 года на сцене московского Концертного зала имени С. В. Рахманинова. Второе исполнение, единственное в Новосибирске, состоится 22 апреля в театре, который на время Великой отечественной войны хранил сокровища Ленинграда, который для многих стал символом победы. В понедельник на большой сцене НОВАТа будет звучать, пожалуй, самый драматичный из Реквиемов.

Встретимся в 19 часов, в Большом зале.
Афиша на сайте НОВАТа

Просмотров: 6052

Читайте также на НГС