НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
ОПЕРНЫЙ, МОСТЫ И МЕТРО:
НОВОСИБИРСК СТРОИЛСЯ
ИЗ КАМНЯ КАРЬЕРА БОРОК
История месторождения в центре города, где взрывают
с ювелирной точностью, а из гранитных стен бьют водопады
В Новосибирске работает предприятие, открытое 110 лет назад. Карьер Борок — почти ровесник сибирской столицы. Горожане ежедневно проезжают мимо карьера по Большевистской. Щебень, добытый там, использован при строительстве многих значимых для города объектов. И сегодня строительные компании и частные потребители применяют необходимый для строек материал — щебень из карьера Борок.
Рожденный в год падения метеорита
110 лет назад, в год падения Тунгусского метеорита, жители Новониколаевска начали добывать камень для строительных нужд в маленьком борке. Совершенно ординарная история, не то что про загадочный метеорит. Так и повелось: город рос, в карьере Борок добывали камень, который заложен в основание множества новосибирских улиц и построек, но всегда находились события поинтереснее.

Сперва камень добывали кустарно: один горняк крутил сверло, а второй бил по сверлу кувалдой. Потом технологии усовершенствовались, и с 1920 годов карьер начал производить щебень в промышленных объемах. Новосибирск рос, и ему остро требовался щебень для новых улиц, камень для фундаментов и городских мостов.
На фото: рабочие карьера Борок в 50-е годы. Фото предоставлено музеем Октябрьского района «Закаменка» (филиал МКУК «Музей Новосибирска»).

Строились не только дороги — возводились определяющие жизнь Новосибирска сооружения, росли жилые кварталы. И для этого строительства тоже использовался гранит из карьера Борок. Поэтому добыча увеличивалась, карьер тоже рос, в 88 году для расширения карьера даже отвели русло реки Иня.

В 2018 году карьеру исполняется 110 лет. В нем добыто 35 миллионов тонн гранита, а это в семь раз больше того самого знаменитого Тунгусского метеорита, упавшего в год основания карьера.
Фотографии: А. Ощепков, Г. Зырянов, Е. Калиневич, О. Бурлакова
Из камня, добытого в карьере Борок, строили ГЭС, квартиры для ученых в Академгородке, оперный театр, Бердское шоссе, Коммунальный, Димитровский и Бугринский мосты. Камень использовали и при оформлении территории нового зоопарка. Ипподромская магистраль, метрополитен, новосибирский метромост, реконструкция первой полосы в аэропорту «Толмачёво».
Фотографии: А. Ощепков, О. Бурлакова
Новая веха: микрорайон «Чистая Слобода», ЖК «Горский», расширение дороги на Северном объезде, реконструкция Ленинск-Кузнецкой трассы, строительство развязки Восточного обхода, ремонт дороги под поселком Кольцово, реконструкция участка дороги Верх-Тула – Ленинское – Новосибирск.
Пару раз в неделю взрывы
В карьере Борок добывают гранит серого и розоватого оттенков и роговики темно-серого, почти черного цвета. Камень для переработки подготавливают при помощи взрывов. Образовавшиеся в результате взрыва камни измельчают и производят гранитный щебень разных фракций, бутовый камень и отсев.
Направление горных работ определяет главный инженер. Время взрывных работ согласовывают с аэропортом, другими инстанциями и предупреждают о них жителей близлежащих домов. «Взрывные работы проводятся после тщательных расчетов. Во-первых, для бесперебойного производства щебня необходимо добыть нужное количество горной массы, во-вторых, взрыв должен быть максимально безопасным с точки зрения экологии. Для уменьшения сейсмического воздействия снижено количество взрывчатого вещества, а, чтобы избежать разлета обломков породы, поле взрыва накрывают сеткой-рабицей и засыпают отсевом»,
— поясняет главный инженер Анатолий Федорович Линейцев. О начале взрывных работ предупреждает сирена.
Через полчаса после взрыва в карьер спустятся специалисты-взрывники для оценки безопасности и маркшейдеры для измерения количества взорванной горной массы. Объем и вес полученной породы определяют с помощью теодолита — геологического измерительного прибора. «Камни в результате взрыва получаются самые разные — и мелкие, и негабаритные глыбы. Негабаритный камень аккуратно раскладывают рядами, чтобы те, кому он нужен, могли выбрать себе подходящий, его применяют в укреплении береговых линий, опор мостов или используют в ландшафтном дизайне»,
— рассказывает главный маркшейдер Александр Викторович Бушуев.
Потом начнет работать тяжелая техника: слишком большие глыбы дробит молот, карьерный экскаватор грузит породу в самосвалы, и она отправляется на переработку.

Сегодня в карьере работают экскаваторы, буровой станок, автосамосвалы БелАЗ и КрАЗ, бульдозеры, колесные погрузчики и гидромолот. Техника, используемая при добыче и переработке горной массы очень сложна в управлении, и работа с ней требует навыков.

МАРТЕМЬЯНОВ
Юрий Николаевич
Генеральный директор ООО «ГДК»
«Сотрудники — самый дорогой ресурс. Многие здесь трудятся по многу лет, хотя работа очень сложная и опасная. В юбилейное лето мы наградили самых достойных, но сделать выбор было непросто. У нас все лучшие. Наши люди удостоены наград от предприятия, Октябрьского района, Новосибирска и Новосибирской области и даже от Министерства промышленности и торговли Российской федерации»,отметил генеральный директор ООО «ГДК» Юрий Николаевич Мартемьянов.
Из карьера взорванную горную массу повезут к дробилкам. В приемный бункер засыпается горная масса, добытая при взрыве, далее камень дробится, просеивается и распределяется по фракциям (размеру). Готовый щебень отгружают потребителям.
«Хорошим считается кубовидный щебень, он у нас производится. У него сцепляемость лучше — это идеальный материал для производства бетонов»,
— замечает начальник горного участка Александр Агарагимович Рашидов.
Карьер в городской черте —
плюсы и минусы

Работа ведется круглый год. К экологической ситуации в карьере Борок особое внимание, потому что он находится в черте города. Совсем не пылить и не шуметь предприятие не в состоянии, но здесь делают все, чтобы показатели соответствовали нормам.
«Конечно, совсем стать незаметными мы не сможем. Но все дробилки заглублены, чтобы сделать их работу тише, построены специальные щиты и постоянно проводится орошение водой или добавляется снег для задержания пыли. И это помогает. Стоит заметить, что трасса пылит и шумит так же, как и мы, такова жизнь в мегаполисе»,
— рассуждает Юрий Николаевич.
Воду берут в самом карьере: там прямо из скалы бьет несколько источников, которые красивыми водопадами стекают по гранитным стенам. Территория ограждена высокими заборами, которые заглушают вибрацию техники и не дают пыли разлетаться за пределы. Летом с шумом и пылью помогает бороться зелень. Зимой вместо воды добавляют снег. Других способов задержать пыль при добыче камня нет. Выполнение экологических мероприятий постоянно проверяют контролирующие органы.
Уникальное расположение карьера помогает городу строиться быстрее. Экономия на топливе и транспорте колоссальная. Ведь основная добыча гранита в пределах Новосибирской области сосредоточена далеко от города.
И кому этот щебень нужен?
Продукция карьера Борок подходит для любого вида строительства. Это материал, который соответствует ГОСТу. Вся продукция проходит лабораторный контроль качества.
На предприятии производят щебень разных фракций, отсев, бут и щебеночно-песчаные смеси. Крупный щебень используют при отсыпке железнодорожного полотна, строительстве дорог, отсыпке площадок под строительство. Мелкие фракции щебня служат строительным материалом для производства бетона и заполнения фундаментов. Берут его для отсыпки дорог и других нужд не только организации, но и просто жители Новосибирска. Отсев добавляют в асфальтобетон, чтобы увеличить прочность сцепления материалов, или посыпают им дороги и тропинки зимой. Бутом выкладывают тропинки и лестницы. Щебеночно-песчаные смеси используют при дорожном строительстве. Отходов у предприятия практически нет.
Чуть не оставили город без камня
Несмотря на выгодное местоположение и качество щебня, карьер пытались закрыть неоднократно. Так сложилось, что Борок оказался в кольце жилой застройки, преимущественно частного сектора. Совет депутатов хотел остановить предприятие еще в 50-е годы, но этого не случилось. Ведь город активно строился и было удобно, что карьер с качественным гранитом под боком у большинства городских строек. И сегодня ничего не изменилось.
В Новосибирске планируется строительство новых объектов. Жителям нужны хорошие дороги и станции метро. Совсем скоро начнется строительство ледового дворца к молодежному чемпионату мира по хоккею в 2022 году вместе с организацией подъездных путей к этому грандиозному объекту, включая новую станцию метро «Спортивная». А значит, городу по-прежнему нужен карьер, удобный в отношении логистики и поставляющий качественный, пригодный для любого строительства щебень.
Заказать щебень прямо
из карьера Борок:
ООО «Горно-добывающая компания»:
www.gdk-nsk.ru

тел. 8 (383) 334-05-40

www.tdborok.ru

Просмотров: 28506

Читайте также на НГС