Облака и железо:
как устроен
один из крупнейших
дата-центров
за Уралом
Новости компаний
Бизнесменам и журналистам показали,
где хранятся «госуслуги» и видео с выборов президента
Облака и железо:
как устроен
один из крупнейших
дата-центров за Уралом
Бизнесменам и журналистам показали, где хранятся «госуслуги» и видео с выборов президента
Новости компаний
Здесь хранятся данные единого портала госуслуг, серверы Google и «Яндекс» и видео с выборов президента России. Это один из крупнейших дата-центров на территории Сибири и Дальнего Востока. Предприниматели и журналисты побывали в новосибирском центре обработки данных (ЦОД) «Ростелекома» и узнали, как устроена работа дата-центра, где на самом деле базируются облачные технологии и какие возможности для бизнеса они открывают.
Комплексные решения федерального масштаба
Сегодня «Ростелеком» выступает не только как оператор связи, но и как интегратор цифровых услуг. Такое позиционирование компании стало возможным благодаря развитой инфраструктуре, в том числе сети центров хранения и обработки данных, развернутых по всей России.

Новосибирский ЦОД был построен в 2009 году. Сегодня этот дата-центр является одним из крупнейших на территории Сибири и Дальнего Востока.

Дата-центр подключен к мультисервисной сети компании «Ростелеком» несколькими каналами с суммарной пропускной способностью 160 Гбит/с.

ЦОД включает в себя два серверных зала площадью 150 квадратных метров каждый. Изначально здесь размещалось 70 серверных шкафов, к 2018 году количество стоек увеличилось до 98.
Комплексные решения федерального масштаба

Сегодня «Ростелеком» выступает не только как оператор связи, но и как интегратор цифровых услуг. Такое позиционирование компании стало возможным благодаря развитой инфраструктуре, в том числе сети центров хранения и обработки данных, развернутых по всей России.

Новосибирский ЦОД был построен в 2009 году. Сегодня этот дата-центр является одним из крупнейших на территории Сибири и Дальнего Востока.

Дата-центр подключен к мультисервисной сети компании «Ростелеком» несколькими каналами с суммарной пропускной способностью 160 Гбит/с.

ЦОД включает в себя два серверных зала площадью 150 квадратных метров каждый. Изначально здесь размещалось 70 серверных шкафов, к 2018 году количество стоек увеличилось до 98.

Дата-центр подключен к мультисервисной сети компании «Ростелеком» несколькими каналами с суммарной пропускной способностью 160 Гбит/с.
«Компания "Ростелеком" выступает в роли интегратора услуг и предлагает клиентам комплексные решения под ключ. Это и прикладное программное обеспечение, и системное программное обеспечение, ресурсы ЦОД и каналы», — говорит Денис Грищенко, начальник отдела организации эксплуатации технической инфраструктуры информационных технологий МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком».
Что будет, если отключится электричество
Новосибирский дата-центр проектировался в соответствии с третьим уровнем надежности из четырех возможных, согласно международному стандарту TIA/EIA-942.

Беспрерывность энергоснабжения обеспечивается с помощью двух независимых подстанций и дизель-генератора мощностью 1360 кВт. Надежность системы электроснабжения соответствует особой группе первой категории электропитания.

«С момента ввода дата-центра не было ни одного случая простоя. Система бесперебойного питания оснащена аккумуляторами, которые позволяют ему функционировать 30 минут без какого-либо питания. Этот временной лаг необходим на случай возникновения проблем с запуском дизеля. Дизель заводится автоматически, реально для этого нужно меньше минуты, — рассказывает Денис Грищенко. — Дизель оснащен запасом топлива на шесть часов, в течение которых объект может функционировать без внешнего электроснабжения».
Что будет, если отключится электричество

Новосибирский дата-центр проектировался в соответствии с третьим уровнем надежности из четырех возможных, согласно международному стандарту TIA/EIA-942.

Беспрерывность энергоснабжения обеспечивается с помощью двух независимых подстанций и дизель-генератора мощностью 1360 кВт. Надежность системы электроснабжения соответствует особой группе первой категории электропитания.

«С момента ввода дата-центра не было ни одного случая простоя. Система бесперебойного питания оснащена аккумуляторами, которые позволяют ему функционировать 30 минут без какого-либо питания. Этот временной лаг необходим на случай возникновения проблем с запуском дизеля. Дизель заводится автоматически, реально для этого нужно меньше минуты, — рассказывает Денис Грищенко. — Дизель оснащен запасом топлива на шесть часов, в течение которых объект может функционировать без внешнего электроснабжения».


Все ремонтно-профилактические процедуры, вплоть до замены оборудования, проводятся без остановки работы ЦОДа.

За функционированием ЦОДа специалисты следят из единого диспетчерского центра. Отсюда контролируется исправность систем бесперебойного питания, пожаротушения и видеонаблюдения, а также осуществляется доступ к каждой стойке.

В случае возникновения задымления в ЦОДе срабатывает система автоматизированного газового пожаротушения. В течение нескольких секунд в серверные поступает инертный газ, который моментально борется с дымом и предотвращает пожар.

«За все время работы дата-центра ни пожарная система, ни дизель пока что ни разу не пригодились в действии», — комментирует Денис Грищенко.
Все ремонтно-профилактические процедуры, вплоть до замены оборудования, проводятся без остановки работы ЦОДа.

За функционированием ЦОДа специалисты следят из единого диспетчерского центра. Отсюда контролируется исправность систем бесперебойного питания, пожаротушения и видеонаблюдения, а также осуществляется доступ к каждой стойке.

В случае возникновения задымления в ЦОДе срабатывает система автоматизированного газового пожаротушения. В течение нескольких секунд в серверные поступает инертный газ, который моментально борется с дымом и предотвращает пожар.

«За все время работы дата-центра ни пожарная система, ни дизель пока что ни разу не пригодились в действии», — комментирует Денис Грищенко.
Google, «Яндекс» и выборы президента
В серверных новосибирского ЦОДа размещается облачная платформа «Ростелекома», серверы крупных коммерческих компаний и значимых социальных проектов. Например, здесь хранится видео с прошедших президентских выборов.

«Высокие показатели доступности и защищенности нашего центра обеспечивают стабильный спрос на наши услуги. 95 % мощностей ЦОДа распределено между нашими клиентами, — отмечает Денис Грищенко. — Дата-центр стал площадкой для реализации общественно значимых проектов. Здесь расположено оборудование "Информационного общества" (портал госуслуг, фрагменты Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения), облачная платформа «Ростелекома», оборудование для IP-телевидения, которое обслуживает всех абонентов Сибирского федерального округа. Среди наших коммерческих клиентов — такие крупные компании, как Google и "Яндекс"».

Помимо новосибирского ЦОДа компания «Ростелеком» обладает еще тремя дата-центрами в России такого же высокого уровня надежности TIER-3. Это обеспечивает высокую надежность и скорость услуг.
Google, «Яндекс» и выборы президента

В серверных новосибирского ЦОДа размещается облачная платформа «Ростелекома», серверы крупных коммерческих компаний и значимых социальных проектов. Например, здесь хранится видео с прошедших президентских выборов.

«Высокие показатели доступности и защищенности нашего центра обеспечивают стабильный спрос на наши услуги. 95 % мощностей ЦОДа распределено между нашими клиентами, — отмечает Денис Грищенко. — Дата-центр стал площадкой для реализации общественно значимых проектов. Здесь расположено оборудование "Информационного общества" (портал госуслуг, фрагменты Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения), облачная платформа «Ростелекома», оборудование для IP-телевидения, которое обслуживает всех абонентов Сибирского федерального округа. Среди наших коммерческих клиентов — такие крупные компании, как Google и "Яндекс"».

Помимо новосибирского ЦОДа компания «Ростелеком» обладает еще тремя дата-центрами в России такого же высокого уровня надежности TIER-3. Это обеспечивает высокую надежность и скорость услуг.
Побывали на облаках
В новосибирском центре обработки данных «Ростелекома» размещена собственная облачная платформа компании, на базе которой разработаны облачные решения в том числе в сфере здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунального хозяйства.

Виртуальный ЦОД также организован на облачной платформе компании. В структуре системы используются высокопроизводительные промышленные серверные решения на архитектуре x86. Оборудование облачной платформы включает в себя более 2000 процессорных ядер и 2 Пбайта дискового пространства.

Облачная платформа РТК соответствует всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности.
Побывали на облаках

В новосибирском центре обработки данных «Ростелекома» размещена собственная облачная платформа компании, на базе которой разработаны облачные решения в том числе в сфере здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунального хозяйства.

Виртуальный ЦОД также организован на облачной платформе компании. В структуре системы используются высокопроизводительные промышленные серверные решения на архитектуре x86. Оборудование облачной платформы включает в себя более 2000 процессорных ядер и 2 Пбайта дискового пространства.

Облачная платформа РТК соответствует всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности.
Облачная платформа РТК соответствует всем требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности.
Облачные сервисы становятся все более популярными благодаря надежности хранения информации и легкой масштабируемости ресурсов. Клиент может в любой момент увеличить или уменьшить необходимый объем облака и оплачивать только то, чем пользуется.

«Ростелеком» предлагает большое количество облачных сервисов, в том числе и партнерские продукты (ПО, антивирусы, CRM).

Для клиентов виртуального ЦОДа применяется защита от DDoS-атак. Клиенту не потребуется тратиться на собственные системы информационной безопасности, заботиться о поддержании актуальности баз, содержать штат специалистов и т.д. Эти задачи интегратор берет на себя.
Облачные сервисы становятся все более популярными благодаря надежности хранения информации и легкой масштабируемости ресурсов. Клиент может в любой момент увеличить или уменьшить необходимый объем облака и оплачивать только то, чем пользуется.

«Ростелеком» предлагает большое количество облачных сервисов, в том числе и партнерские продукты (ПО, антивирусы, CRM).

Для клиентов виртуального ЦОДа применяется защита от DDoS-атак. Клиенту не потребуется тратиться на собственные системы информационной безопасности, заботиться о поддержании актуальности баз, содержать штат специалистов и т.д. Эти задачи интегратор берет на себя.
«Помимо глобальных проектов, таких как электронное правительство, сервисы "Яндекс" и Google, мы ориентированы на малый и средний бизнес, — говорит Денис Кобзарь, заместитель директора Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» по работе с корпоративным и государственным сегментами. — В топ актуальных услуг среди компаний Новосибирской области входит виртуальная АТС, интерактивное телевидение, управляемый Wi-Fi и видеонаблюдение.

Общее число клиентов корпоративного сектора, которые используют услуги ЦОД, превышает тысячу. Топовые сферы в сегменте среднего и малого бизнес — торговля, обслуживание и страхование».
Виртуальные помощники для бизнеса
С прошлой осени «Ростелеком» предоставляет пакетные виртуальные сервисы. За полгода комплексными предложениями компании воспользовалось более 700 компаний Новосибирской области, среди них фитнес-клуб Extreme Fitness, сеть кофеен PRIMETIME, Hotel Horizon Patio, санаторий «Сибиряк» и другие.
С прошлой осени «Ростелеком» предоставляет пакетные виртуальные сервисы. За полгода комплексными предложениями компании воспользовалось более 700 компаний Новосибирской области, среди них фитнес-клуб Extreme Fitness, сеть кофеен PRIMETIME, Hotel Horizon Patio, санаторий «Сибиряк» и другие.
«В построении любого бизнеса важно подобрать надежных партнеров. С момента основания сети кофеен у нас не было вопросов, какого провайдера выбрать. "Ростелеком" зарекомендовал себя на рынке очень давно. Мы ценим качество и скорость, поэтому из всего разнообразия услуг в первую очередь выбрали интернет со скоростью 100 Мбит/с, к которому в подарок получили гостевой Wi-Fi. Облачная АТС от компании "Ростелеком" для наших кофеен и службы доставки прекрасно дополнили наш пакет клиента. Кстати, номера нам достались очень красивые и благозвучные: 8 (383) 349-59-99 и 8-800-30-10-800, что очень поможет нашим любимым гостям легко их запомнить, тем более что с открытием служб доставки и кейтеринга поводов звонить нам станет еще больше.

Конечно, иногда бывают неполадки, но оперативное решение всех вопросов службой технической поддержки доказывает правильный выбор. Например, новую, шестую кофейню на улице Орджоникидзе, 18, которая откроется только 16 апреля, "Ростелеком" уже подключил и полностью оборудовал.

Сейчас мы рассматриваем коммерческое предложение по Digital Signage («цифровые вывески»). В заведении установят мониторы, на которых будет транслироваться наша реклама или другой контент, интересный гостям.

Очень удобно, что мы берем весь комплекс услуг и оплачиваем их у одного провайдера. В этом году мы планируем доверить "Ростелекому" более 15 наших заведений».
Ольга Панченко, представитель сети кофеен PRIMETIME:

«Мы с 2015 года внедряем CRM-системы в компании малого и среднего бизнеса. "Ростелеком" выступает как поставщик услуг не только для нас (мы пользуем телефонию, облачные серверы), но и для наших клиентов — тех, кто работает в Москве и других городах — важно близкое местонахождение. И здесь "Ростелеком" имеет неоспоримое преимущество — серверы компании находятся в нескольких регионах. Мы, находясь в Новосибирске, можем выбирать расположение сервера.

Поскольку мы занимаемся CRM-системами, нам нужна телефония. Мы выбрали для себя решение — виртуальную АТС.

Для наших клиентов очень актуален виртуальный ЦОД. За 10 минут можно увеличить свои мощности и при этом не заниматься обслуживанием железа.

Наша компания в 80 % случаев ведет полное сопровождение клиентов. Единый поставщик услуг нам просто необходим. "Ростелеком" помогает предоставлять весь спектр IT-услуг, это наше конкурентное преимущество. Если возникли какие-то вопросы (техподдержка клиентов, телефония, интернет), они решаются по одному номеру. Очень удобно».
Иван Крылов, компания ООО «Современные продажи»:
В планах компании «Ростелеком» — открытие нового новосибирского ЦОДа на 300 стойко-мест общей потребляемой мощностью 3 МВт.
ЦОД-2019
ЦОД-2019

В планах компании «Ростелеком» — открытие нового новосибирского ЦОДа на 300 стойко-мест общей потребляемой мощностью 3 МВт. Это будет самый большой дата-центр за Уралом, его ввод запланирован на 2019 год. Значительно крупнее будет лишь ЦОД «Менделеев», проектируемый для Москвы — он рассчитан на 5000 стоек.
Это будет самый большой дата-центр за Уралом, его ввод запланирован на 2019 год. Значительно крупнее будет лишь ЦОД «Менделеев», проектируемый для Москвы — он рассчитан на 5000 стоек.

Крупнейшие игроки рынка коммерческих ЦОД по количеству стойко-мест, РФ
По данным компаний и оценкам «ТМТ Консалтинг»
на 31 декабря 2017 года
15%
ГК «Ростелеком»
13%
DataLine
6%
Linxdatacenter
Просмотров: 25 197