19 ноября вторник
СЕЙЧАС -23°С

«Это унижение»: учителям пообещали миллион за переезд в деревню — они возмущены

Власти заявили, что в области не хватает сотен учителей — сами педагоги переезжать не хотят

Поделиться

Учителя отмечают, что в деревне скучно и небольшие зарплаты

Учителя отмечают, что в деревне скучно и небольшие зарплаты

Владимир Путин анонсировал запуск программы «Земский учитель» — по аналогии со старой программой «Земский доктор» новосибирским педагогам будут давать миллион рублей, если они переедут жить в село или на худой конец в посёлок, где останутся преподавать. Новосибирские учителя такой возможности не обрадовались — они боятся маленьких заработков и деревенской жизни, тогда как власти подсчитали, что сейчас в области остро не хватает более 500 учителей и миллион поможет им уладить жилищные проблемы. О том, за сколько учителя готовы сменить метро и городские улицы на колодезную воду и огород — в материале НГС.

О программе «Земский учитель» президент Владимир Путин заявил во время выступления с посланием Федеральному собранию. Он предложил со следующего года давать миллион рублей учителям, которые переедут в сёла и малые города. Похожую программу запускали в 2012 году для молодых врачей — «Земский доктор», но для педагогов ограничения по возрасту решили убрать. 

«Из 42 тысяч школ у нас в стране 26 тысяч — сельские, — цитирует пресс-служба Министерства просвещения России слова министра Ольги Васильевой. — Понятно, что в них педагоги сегодня совмещают различные предметы. И сейчас учителя, получив те самые подъёмные средства, которые будут заложены в эту программу, начнут обустраивать свою жизнь именно в селе».

По данным федерального министерства, сейчас в сельских школах по всей стране не хватает около 12 тысяч работников — не только учителей, но и других сотрудников. В Новосибирской области официальные цифры гораздо меньше. Как сообщили в региональном министерстве образования в ответ на запрос НГС, по последним данным, «дефицитных вакансий педагогических кадров» в регионе всего 530.

Больше всего в сёлах не хватает учителей иностранных языков — английского и немецкого, а также математики, русского языка и литературы. На пятом месте по востребованности — учителя начальных классов. 

По числу вакансий лидируют три района — Сузунский, Чановский и Чулымский, в общей сложности здесь не хватает 133 учителя, сообщили в правительстве.

Власти считают, что с помощью подобных программ смогут завлечь в сёла молодых и опытных педагогов, как это было с врачами. К слову, по данным областного минздрава, по программе «Земский доктор» с 2012 по 2018 год в районы Новосибирской области переехали 630 врачей, которым, соответственно, из федерального бюджета выплатили 630 миллионов рублей. 

Сами учителя предложение президента не оценили — корреспондент НГС опросил нескольких педагогов разного возраста и стажа на условиях анонимности. «Если честно, то никогда не видела, чтобы хоть какая-то программа хоть чем-то хорошим заканчивалась. Я бы точно ни за сколько не поехала в деревню, — говорит 49-летняя учительница начальных классов одной из новосибирских школ Ирина (имя изменено. — Прим. ред.). — 

Миллион и село — это унижение. Один раз бросят, а дальше — бросят на выживание.

<...> В деревнях финансирования нет, значит, помогать учителям не будут. Зарплата зависит от количества детей, а в селе мало детей. Оснащение школ никакое. За этот миллион учитель будет до пенсии отчитываться, куда потратил».

По словам Ирины, главный минус программы — в зарплате учителей, которая даже в городе не дотягивает до средней. «Если работать на одну зарплату — это не более 15–20 тысяч. Чтобы получать больше, нужно каждые пять лет защищаться на категорию, проходить курсы, участвовать в разных конкурсах не только школьного уровня (и детских, и учительских), брать какие-либо кружки, делиться своими наработками в интернете, в газетах и журналах, выступать на различных семинарах, показывать высокие результаты по своему предмету в ОГЭ, ЕГЭ... В общем, много что, как будто в сутках больше 24 часов. Я работаю в центре города, боюсь, на окраинах ещё хуже», — сетует она.

«У нас огромная загруженность бумагами: отчётность, проверки, электронные журналы, которые только на словах электронные <...>, — говорит другая учительница, 35-летняя преподаватель русского языка и литературы Елена (имя изменено. — Прим. ред.). — За миллион бы точно не поехала. Что мне там делать? Это раньше после педа направляли куда-то, но сейчас это в прошлом, люди хотят работать в городе, и это нормально. Я понимаю, что там дефицит кадров и, может быть, будут желающие переехать туда, но вряд ли это будет молодёжь. Если ограничений по возрасту действительно нет, то туда смогут поехать педагоги предпенсионного возраста — для них это, может быть, и интересный вариант, но мне — нет». 

Будущие учителя, студенты НГПУ, как ни странно, уже перед выпуском говорят о том, что учителями работать не хотят даже в городе, не говоря уже о селе. 

«Повысить престиж профессии можно только одним путём — повысить зарплату. 

Молодёжь идёт меньше в учителя, так как маленькая зарплата, а обязанностей много, да и детей всё меньше кто любит. Хочется получать от 30 тысяч, но на деле по выпуску из универа без стажа насчитываю от 15 тысяч. Переехать в село я не соглашусь ни за какую сумму — я люблю цивилизацию», — рассказала Александра, студентка института филологии НГПУ. 

В деревнях действительно наблюдают большой дефицит учителей, особенно учителей-предметников, говорит Светлана Королькова, учитель географии в посёлке Маяк Искитимского района и победитель областного конкурса «Учитель года — 2017». По её словам, молодёжи «Земский учитель» не поможет.

«Насколько мне известно, возраст участников этого проекта не ограничен, поэтому мы понимаем, что совсем молодых людей, наверное, привлечь в небольшое село, в отдалённое село даже миллионом будет не так легко. Я вижу среди участников, например, семьи, которые не смогли решить в городе проблему с жильём. И тогда для них это будет как определённая возможность. Даже получить этот миллион, который они смогут использовать, возможно, на покупку жилья, а возможно, что муниципалитет предоставит им жильё. И вот если такие педагоги, достаточно зрелые, может быть, опытные, может быть, это даже будет семейная пара — вот для них, мне кажется, это как раз и будет определённая возможность решить как свою жилищную проблему, так и быть обеспеченным работой. 

Если молодой человек вырос в городе и свою небольшую жизнь прожил именно в городе, то ему просто очень трудно будет адаптироваться в селе.

Он должен понимать, что, во-первых, это совсем другой менталитет, во-вторых, он должен понимать, что он попадёт в такое сообщество очень замкнутое, где не будет возможности, наверное, реализовать свой досуг вне школы. И городскому молодому человеку это будет действительно трудно и, возможно, болезненно. Тем более мы видим, что в настоящее время среди людей среднего возраста возникла тяга к природе, к занятию огородничеством. И вот я даже такое решение больше вижу. Из, может быть, небольшой квартиры, имея одного-двух детей, они смогут приехать в село, купить домик. Кроме учительской жизни заниматься каким-то подсобным хозяйством, растить детей на свежем воздухе, кормить их экологически чистыми продуктами и плюс ещё работать в школе», — рассказала Светлана Королькова.

Её слова подтверждает директор Каргаполовской СОШ в Сузунском районе Лариса Дементьева. 

«Если молодые педагоги будут жить в благоустроенной квартире, то, конечно, они не столкнутся ни с чем — это такая же квартира, как и в городе. А если это дом на земле и они не привыкшие трудиться, например, на земле, конечно, им будет очень сложно. Я считаю, что здесь население хоть и небольшое, но люди сложные, — это везде так сейчас. <...> В основном зарплата зависит от количества учеников. 

Зарплата в городе у учителя намного больше, чем зарплата сельского учителя. Намного, чуть ли не в два раза. 

Если у нас просто работать на ставку 18 часов, то человек будет получать 14 тысяч. Для примера: учитель русского языка ведёт 25 часов уроков, и у него общие начисления 22 тысячи — убирая подоходный, профсоюз, он получает 19 500. За 25 часов русского языка и литературы — это очень тяжело! А сейчас какие требования предъявляются, сколько бумажек не нужных никому, — это вообще выбивает. <...> Мы здесь, в основном все учителя, берём на себя ипотеки и покупаем жильё для детей, поэтому выехать мы уже никуда не можем. А в деревне [школа] — это единственное место работы. Школа, детский сад, магазин, больница и дом культуры — больше у нас ничего нет. Я думаю, что для городских детей — они не приживутся в деревне. Представляете, тут вообще делать нечего», — резюмировала она.

Опрошенные НГС учителя сошлись во мнении, что педагоги, которые решатся переехать в деревню ради миллиона, максимум отработают 5-летний срок — столько давали врачам по программе «Земский доктор». На вопрос о том, что ещё может заставить учителей переехать в деревню или закрепиться на новом месте, они скромно подытожили: «Любовь к детям».

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события, фото и видео дня.

Кирилл Шматков
Фото Ольги Бурлаковой

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Еретик
25 фев 2019 в 22:07

Если бы давали дом (а во многих деревнях дают, знаю точно), то с прибавкой в миллион вполне рабочий вариант. Это не навечно, отработал контракт, вернулся в город. На проживание в деревне тратятся копейки, по собственному опыту знаю. В итоге человек может заработать стартовый капитал

25 фев 2019 в 22:14

Где же мои года, рванул бы не глядя, даже денег не надо много, но пожить в своем доме, экология кругом такая, что непривычно даже дышать

25 фев 2019 в 22:05

Ничего себе, если миллион для учителя это унижение, то я был бы рад, если бы меня так "унизили". За такие деньги ябы и сам поехал, было бы образование соответствующее