мнение

«На первых порах приходилось справляться с чувством легкого стыда»

Бизнесмен поставила смелый эксперимент в своей фирме — она честно рассказывает о плюсах и минусах

Сибирячка перевела свою фирму на хоум-офис и честно рассказывает о плюсах и минусах такой работы
Сибирячка перевела свою фирму на хоум-офис и честно рассказывает о плюсах и минусах такой работы


Работать не выходя из дома — мечта для многих офисных сотрудников. Однако в реальности часто оказывается, что далеко не все способны на такой режим: то в силу личных особенностей, то из-за специфики работы. Новосибирский предприниматель Анастасия Шастина решила рискнуть — и перевела на хоум-офис всю свою фирму, включая себя. Она ведет дневник проекта на своей страничке в Facebook, где честно рассказывает о причинах такого решения, плюсах и минусах. С разрешения Анастасии НГС будет раз в неделю публиковать ее рассказ об эксперименте. Сегодня — о том, что натолкнуло сибирячку на мысль о хоум-офисе и от каких издержек ей удалось избавиться за первые 2 месяца.


Справка: Анастасия Шастина, предприниматель. Владелец «Завода» — новосибирского event-агентства. Первый проект был реализован в мае 2009 года. Занимается организацией всех видов мероприятий, кроме частных. Среди клиентов — МНТК «Микрохирургия глаза», Tele2, «МЕГА», «Сибакадемстрой», Amway, «Райффайзенбанк», «Балтика», «Ростелеком». По данным на конец февраля, «Завод» выполнил 493 проекта.


В прошлом году мы арендовали для «Завода» большой представительный офис. Хотели посмотреть, что изменится в развитии менеджеров, росте команды, привлекательности в глазах клиентов и, как следствие, в уровне прибыли. В середине декабря мы этот эксперимент закончили. Прибыль откатила на 3 года назад. Часть клиентов отсеклась. Один за другим уволились три менеджера. Кризис долбанул по всем фронтам. Не в офисе, конечно, дело, но тяжелее периода в истории «Завода» я не помню.


В 2019-м я запланировала пожить. Да, вот прям с такой формулировкой. Поэтому в конце года додумалась до нового эксперимента. Рискового. И спорного. Но прошло уже 2 месяца, и есть чем поделиться. Итак, проект #хоумофис.


8 сотрудников «Завода» теперь работают каждый у себя дома. Кто-то взял из офиса компьютер, кто-то стол, кто-то розовый лоток для бумаги. Остальное уехало на склад. 


Мы полностью переработали и прописали регламент работы. По понедельникам у нас планерка. По вторникам, средам и четвергам 20-минутные daily-meeting'и. В пятницу — презентация с итогами недели. Все в скайпе. Единственная офлайн-встреча проходит у нас в четверг. Мы ее называем Заводилка. Это время для образования, мозговых штурмов, «тусича с шавухой» и поддержки team spirit.


Проводим эту встречу в митинг-руме (комнате, которую нам «временно подарили», — такое бывает, сама в шоке, я это называю отдачей за черную полосу 2018-го).


Эксперимент проводится под лозунгом «Работаем на результат, а не на процесс». И кажется, не все клиенты заметили разницу. Но мы заметили. Что уже можно записать в плюсы:


  • экономия до 2 часов в день на сборы и дорогу до офиса. Это около 20 дней в год (а значит, почти дополнительный отпуск);
  • экономия денег на транспорт и обеды;
  • свобода в распоряжении временем: пропускаем часы пик на дороге, в очередях супермаркетов (можно сходить за продуктами и в обед), бережем время и нервы;
  • свобода в выборе положения тела: сидя, лежа, стоя, в движении, на йога-коврике, в кафе, в маршрутке, в букве «зю»;
  • минимум отвлекающих разговоров, курьеров и уборщиц;
  • для бизнеса — сокращение издержек, связанных не только с арендой, но и с печеньками, интернетом, уборкой;
  • сбережение нервов: все стали высыпаться, работать с ясной головой, оставаться дома во время морозов.


Большое решение всегда зреет как сталактит — сначала копятся чужие истории и примеры. Они капают в мозг еще тогда, когда ты даже не «лег» в сторону решения.


Вот и я стала замечать, что тайно восхищаюсь командами «Event-маркетинг от А до Я» и «Издательства МИФ». Они преподносят отсутствие офиса как конкурентное преимущество. Мы — крутые, у нас работают особенные люди, с высокой степенью самоорганизации и самомотивации. Их не надо ублажать печеньками и мягкими креслами. Мы никого не будем тянуть, обучать, просить уверовать в свой потенциал. Будем работать только с профессионалами.


И больше всего мне нравится не то, что у них нет офиса, а то, как громко они об этом говорят. Лично мне на первых порах приходилось справляться с чувством легкого стыда (стыдика) за то, что у нас все теперь будет «не как у людей».


Прощальная вечеринка сотрудников «Завода» перед переходом на домашний режим работы
Прощальная вечеринка сотрудников «Завода» перед переходом на домашний режим работы


В первом гуглдоке по проекту хоум-офис в минусах было «отсутствие места (читай — понтового) для встречи с клиентами». При этом за год у нас было 13 встреч с клиентами на нашей территории — и то только потому, что мы сами активно на этом настаивали. Все остальные встречи проводились или в офисах клиентов, или на нейтральной территории.


Дальше мне попался HR-кейс «Билайна» с их программой «befree». Большую часть сотрудников они перевели на частично удалённую работу. Конечно, сократили офисные площади. Но пошло все не от экономии, а от эйчаров. Это просто песни, а не статьи. Погуглите.


Работа на результат, а не на процесс. Ну конечно. То, от чего я сбежала 10 лет назад, — почему бы не предложить то же самое и команде? Каждый должен хоть раз в жизни попробовать режим хоум-офиса. Так почему бы не сейчас? Раз звёзды так встали. Подойдет это не всем в силу личных особенностей. Но как узнать, кому подойдет, если не попробовать?


Если мы организуем мероприятия, то первое, что мы должны уметь делать, — это организовывать себя и свой рабочий процесс. Разве это не является убедительным доказательством нашего профессионализма?


Прошло 2 месяца. Полет нормальный. Мы постоянно проводим фидбэчные с сотрудниками, где просим их анализировать плюсы и минусы работы дома. Пока они строчат портянки плюсов, а минусы высасывают из пальца:


  • хочется тискать собаку;
  • кошке иногда хочется запрыгнуть повыше, а она не может, приходится вставать и помогать;
  • не хватает живого общения, как раньше… с кондукторшей, например;
  • много ем;
  • много мелких вопросов в офисе можно было решить, перекинувшись парой фраз: «Можешь послушать, нормально звучит такая формулировка…?», «Кто-нибудь работал на этой площадке?», «Ксю, можешь дать телефон чувака, ну того, который вот такой (показывает)», «Ребят, мне нужен экспресс-штурм, че можно на стикере написать?».


Сейчас для этих смол-токов используется WhatsApp. Я бы уточнила: насилуется WhatsApp. Но! Это и приучает к самостоятельности. Потому что открывать чат, писать, читать — это долго. И постепенно формируется привычка не сотрясать эфир по пустякам и принимать ответственность на себя.


В следующих постах напишу о том, какой мы видим перспективу развития эксперимента, как справляемся с минусами для бизнеса (все меры пока превентивные, никаких реальных провалов до сих пор не произошло), а также какие конкретно шаги мы предприняли для перехода на домашку. Стэй тюнд. Стэй хоум.

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено