NGS
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-6°

пасмурно, снег

ощущается как -11

4 м/c,

с-в.

755мм 64%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Город фоторепортаж Фоторепортаж из кабины КамАЗа: убирали улицы с четырех утра

Фоторепортаж из кабины КамАЗа: убирали улицы с четырех утра

Дорожники рассказали, как чистят главные улицы города с новым реагентом, который плавит снег

Жители крупных городов частенько ворчат из-за скользких дорог и неубранного снега. Но мало кто представляет, как работают службы, ответственные за уборку: за смену дорожники успевают выполнить несколько рейсов по одному маршруту — сначала убирают снег, а потом чистят ото льда. Рабочие относятся к делу ответственно, ведь от них зависит, насколько безопасно можно будет ездить по городу. Журналисты присоединились к одной из бригад дорожников ранним утром, чтобы узнать, как и чем сейчас обрабатывают Новосибирск.

Около здания главного управления благоустройства Новосибирска и ДЭУ-1 на улице Фрунзе тишина. Большие электронные часы показывают четыре часа утра, идет небольшой снег, по дороге едут редкие машины. Журналисты решили провести утро с сотрудниками ДЭУ-1, которые посыпают дороги Центрального округа противогололедными материалами. Очень важно успеть обработать дороги до шести утра: в это время начинается плотное движение, улицы уже должны быть почищены и безопасны.

Сейчас в Новосибирске используют три вида противогололедных материалов: реагент «Бионорд», разработанный в Пермском крае, а также дробленый отсев альбитофира и песко-соляную смесь. При этом основные дороги Центрального округа посыпают только «Бионордом» — в прошлом году многокомпонентный реагент испытали в Центральном районе, а с начала 2019 года решили обрабатывать дороги Железнодорожного и Заельцовского районов.

На территории ДЭУ-1 выделили площадку для герметичных 800-килограммовых мешков с «Бионордом». Фронтальный погрузчик поднимает мешок над КДМ — комбинированной дорожной машиной, потом его разрезают, и реагент засыпают в кузов. Кузов ЗИЛа вмещает четыре мешка, а КамАЗа — восемь мешков. Погрузка занимает 30–40 минут.

После этого колонна машин выезжает из ДЭУ, а затем каждая КДМ едет по своему маршруту. Он не меняется годами, если только не случается чрезвычайной ситуации: например, на какой-то улице появляется накат. Тогда технику перебрасывают на тот участок. Журналисты отправились по маршруту КамАЗа с водителем Виктором. Он уже 22 года работает в ДЭУ-1, на этой машине ездит несколько лет, до этого был за рулем самосвала ЗИЛ-130, который пошел под списание. Маршрут Виктора длиной 9 км проходит по самому центру города: Красный проспект, Вокзальная магистраль, Октябрьская магистраль, площадь инженера Будагова.

«Выезжаем на Красный, включаем — и вперед!» — говорит с улыбкой Виктор. Он нажимает на кнопку на пульте управления в кабине и запускает раскидывательный круг. На только что выпавшем снегу не видно беловатого «Бионорда», но, когда спустя полчаса машина опять проезжает по Красному проспекту, на дороге уже просвечивает асфальт. Машина разбрасывает реагент на 3,5–7 метров, примерно на две полосы, поэтому по широким улицам и площадям КамАЗ проезжает по два раза, а по площади Ленина — три раза.

«Сначала дороги прометаем, а потом засыпаем. В 4:30 надо уже сыпать, если проморгаем, то машины мешают. Когда мало транспорта, могу больше площади засыпать реагентом», — поясняет Виктор. Он говорит, что обычно за час справляется с работой, и добавляет, что если бы не стоял на светофорах, было бы быстрее. Кстати, на светофорах водитель выключает подачу реагента: «Насыплет больше, чем надо. Да и дорого вхолостую».

В пять утра на работе не только ночная смена дорожников, но и руководство ДЭУ-1. Вместе с журналистами работу реагента оценили директор ДЭУ-1 Алексей Лыков, замдиректора Роман Трунченко и главный инженер Алексей Громоздин.

«"Бионорд" быстро начинает работать. Нужное время прошло, он начинает плавить. Если правильно использовать, то дороги будут как летом. Да, реагент дороже, но и нужно его меньше, чем песко-соляной смеси, к тому же песок нужно потом вывозить, затраты увеличиваются, время увеличивается», — рассказывает Роман Трунченко.

А если учесть последующие траты на складирование собранного с улиц снега, рекультивацию городских почв, промывку города от песка, то получается, что современный реагент по сравнению с песком и песко-соляной смесью для бюджета обойдется дешевле.

«"Бионорд" стали использовать в Новосибирске только в этом году. «Мы долгое время критично относились к реагентам, был в начале 2000-х негативный опыт использования. А в прошлом году съездили на Урал, в Казань, пообщались с коллегами и приобрели 2000 тонн "Бионорда", чтобы испытать его в наших климатических условиях», — поясняет Алексей Лыков.

После зимы дорожники проанализируют работу реагента, чтобы понять его эффективность для содержания центральных дорог. «Этой зимой по Центральному району такого кошмара, как раньше, не было. "Бионорд" работает до –30 градусов, ни одна пескосмесь при этой температуре не работает. Реагентом загрузили машину, и она треть района обработает», — говорит Лыков.

Мнение эксперта

Директор компании «Гормашэкспорт» Андрей Степаненко уже много лет выступает против обработки Новосибирска песко-соляной смесью, производимой из необогащенного песка с высоким содержанием ила, глины и мелкого песка. «Сейчас используют песко-соляную смесь, отсевы дробления крепких горных пород и "Бионорд". Разницу видно сразу: за время, когда дороги обрабатывают "Бионордом" или дроблёным отсевом, грязи в домах и офисах значительно меньше», — говорит Степаненко.

Применение новых материалов для обслуживания дорог требует изменения технологии нанесения, доработки и закупки новой техники, а самое главное, обучения людей. В этом сезоне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда дорогу обрабатывают «Бионордом», а перед ним — песко-соляной смесью с высоким содержанием илистых частиц. В результате, несмотря на низкую температуру, дорога покрывается грязной жижей, попадающей на стекла автомобилей. Но это издержки перехода на новую технологию, считает Андрей Степаненко и надеется, что ДЭУ учтет ошибки в будущем.

Лучшего результата можно добиться, если во время подготовки дорог к зиме использовать моющие средства — шампуни. При зимней эксплуатации на дороги не должны попадать материалы, содержащие грязь, а сметы отсевов дробления нужно собирать, перерабатывать и использовать повторно.

«Обработка дорог реагентом и дробленым отсевом существенно снижает пылевую нагрузку на город и позволяет экономить — затраты на содержание города и парка техники существенно меньше», — поясняет эксперт. При этом будет решена главная задача зимнего содержания работ: снижение аварийности и травматизма, снижение экологической нагрузки на город.

Партнерский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления