19 октября суббота
СЕЙЧАС -2°С

Поставят на счётчики

Долги по ЖКХ отдадут коллекторам — они хотят получить миллиарды, которые люди должны коммунальщикам

Поделиться

На прошлой неделе СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» заявила, что уже разрабатывает проект, который позволит им взыскивать долги по ЖКХ с населения. Сейчас долгами по платежам за «коммуналку» занимаются до суда сами поставщики услуг, а после — судебные приставы. Коллекторы же хотят работать с должниками и на досудебной, и на судебной стадиях. Если поставщики коммунальных услуг станут регулярно обращаться к профессиональным взыскателям, то для коллекторов это станет новым источником заработка, рассчитывают авторы инициативы.

«Прежде всего потому, что это открывает новые возможности для бизнеса. Если говорить о некоммерческом интересе, то это внедрение стандартов профессионального взыскания в соответствии с законом, контроль членов ассоциации за исполнением этих стандартов со стороны СРО. Ведь это всё работает на имидж и репутацию ассоциации», — сказала корреспонденту НГС PR-директор НАПКА Екатерина Шустер.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Минстрой, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 миллиардов рублей. 

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области рассказали, что за 9 месяцев 2018 года у них в работе было 62 124 исполнительных производства о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года — с января по сентябрь 2017 года на исполнении было 45 614 производств. Главный судебный пристав Виталий Эрлер отметил, что в регионе количество поступающих к ним исполнительных документов в этой категории выросло в 2018 году более чем в 2 раза, но эта тенденция не касается физических лиц.

«Общая сумма задолженности составила порядка 1,4 миллиарда рублей. Фактическим исполнением окончено 14 700 исполнительных производств на сумму свыше 146,6 миллиона рублей. В текущем году на 46,3% уменьшилось количество поступивших исполнительных документов в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса в отношении должников — физических лиц. Всего на исполнении находилось 53 848 исполнительных производств по данной категории, что на 29% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года — 75 202», — прокомментировал долги жителей области руководитель УФССП по НСО Виталий Эрлер.

Больше всего жители Новосибирской области задолжали по платежам за теплоэнергию — 422,5 миллиона рублей. За свет сибиряки должны 383 миллиона, меньше всего за газ — всего 14,1 миллиона.

Журналист НГС поговорила с несколькими должниками за коммунальные услуги. Одни оправдывают свои долги тяжёлой жизненной ситуацией, другие считают, что счета им выставляют несправедливо.

«Появились трудности с работой. Долг больше 40 тысяч. Когда есть возможность, плачу раз в несколько месяцев тысячи 3, чтобы долг не стал сильно большим. Управляшка шлёт письма, в подъезде повесили список квартир и кто сколько должен — сперва ругался с ними. Это же разглашение моей личной информации, теперь знают все соседи. (Прим. ред.: Не думали оплатить долг, чтобы не быть в списках?) У меня другое в приоритете, я вкладываю в своё дело, содержу семью. Когда денег будет достаточно, оплачу. С коллекторами общаться не намерен», — объяснил свою позицию новосибирец Максим В.

Одну из читательниц НГС не устраивает, что она вынуждена платить по счетам за услуги ЖКХ, которыми она и её семья не пользуется. По её мнению, с владельца пустующей квартиры не должны брать плату, например, за обслуживание лифта.

«Я из принципа не плачу за квартиру, в которой мы не живем. Мы не пользуемся ни лифтом, ни туалетом — его там нет, ни теплом и ни вывозом мусора. За что я должна платить? За несуществующие услуги? Почему у нас так? Передадут коллекторам, конечно, придётся оплатить, но было бы время, наверное, поборолась за свое мнение. Конечно, всё равно заплачу, но обидно. Долг 8000, заплачу на днях», — рассказала Елена М.

«За 9 месяцев 2018-го с физических лиц в пользу предприятий ТЭК взыскано 438,6 миллиона рублей. Основными взыскателями по данной категории исполнительных производств выступают такие поставщики ресурсов, как АО "СИБЭКО", АО "Новосибирскэнергосбыт", ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" и МУП города Новосибирска "Горводоканал"», — пояснил Виталий Эрлер.

Как пояснили в НАПКА, чтобы коллекторы начали взыскивать долги по «коммуналке» с населения, действующий закон менять не нужно, но когда же всё-таки агентства смогут начать взыскание по счетам за свет и воду, в ассоциации не ответили.

«Разрешения не нужно. Несмотря на то что закон № 230-ФЗ непосредственно не определяет работу по взысканию долгов ЖКХ, если задолженность передаётся для возврата юридическому лицу, состоящему в реестре ФССП, то все правила закона подлежат применению», — добавила представитель НАПКА Екатерина Шустер. 

Сегодня в государственном реестре значится 213 коллекторских организаций — в Новосибирской области официально работают только 8 агентств по взысканию долгов. Руководитель ООО «Служба судебно-правового взыскания» полагает, что в первую очередь за новой услугой к коллекторам обратятся управляющие компании домов.

«В городе есть такая практика, но есть и ряд практик негативных. 

Ряд ТСЖ по Новосибирску работали с коллекторскими агентствами, но сохраняется негативный антураж с работой коллекторскими организациями. ТСЖ боятся жалоб жильцов и делают всё своими силами, хотя есть полностью законная процедура взыскания. Если это приобретёт массовый характер, то ТСЖ будут на это идти с большим желанием. В нашей системе, если ТСЖ будет взыскивать самостоятельно, а не профессионалы, будет низкая эффективность, потому что процесс взыскания через судебных приставов довольно-таки сложный. Это всё [долги по ЖКХ] сказывается на жителях. В моём доме большая задолженность по "коммуналке" у некоторых квартир. Управляющая компания выставляет это нам как причину того, что мы не получаем то забор, то шлагбаум. Задолженность управляющей компании перед поставщиками означает, что они её гасят из иных средств. Задолженность [населения по ЖКХ] — это достаточно большой объём: ниже, чем средняя сумма задолженности по рынку, но при этом гораздо выше количество. Но агентства, которые получили лицензии, а это сложный и дорогостоящий процесс, однозначно займутся такими делами», — рассуждает генеральный директор «Службы судебно-правового взыскания» Сергей Солтус.

По мнению Солтуса, для многих компаний будет выгоднее платить коллекторским агентствам, чем содержать у себя целый отдел по работе с должниками, — со временем к коллекторам могут пойти даже крупные поставщики услуг. Однако пока, например, в «Сибирской генерирующей компании» предпочитают работать с должниками самостоятельно, не прибегая к услугам коллекторов.

«У нас есть целый отдел, который работает с должниками — с физическими и юридическими лицами. Им предлагают разные формы по погашению задолженностей. Мы не нацелены на работу с коллекторами. Если человек не просто забыл, а у него проблемы, мы обсуждаем возможные варианты, чтобы не доводить до суда. Если это злостный неплательщик, то, к сожалению, мы вынуждены обращаться в суд и взыскивать долг в судебном порядке», — ответила главный специалист по управлению внешними коммуникациями СГК Ольга Алексеева.

В НАПКА опасаются, что поставщики услуг станут обращаться к организациям, не включённым в госреестр, ведь сегодня по закону они могут сотрудничать с любой коллекторской организацией, даже если у неё нет лицензии, — в ассоциации считают, что это отразится на качестве работы коллекторов, а число жалоб и недоверие к ним будут только расти. 

Судебные приставы также отмечают рост количества замечаний к работе коллекторов в Новосибирской области. 

За 10 месяцев 2018 года новосибирское ведомство приняло 963 жалобы на действия коллекторов — 213 обращений на лиц, включённых в государственный реестр, и 750 на лиц, работающих вне его. На микрофинансовые организации сибиряки пожаловались 666 раз, на кредитные организации 42 раза, на физическое лицо всего раз, а ещё 41 жалобу получили на иных лиц, которые пытались взыскать долги. Число обращений выросло на 164%, год назад приставы зафиксировали с января по октябрь всего 366 обращений. По большей части люди жалуются, что коллекторы звонят чаще, чем это разрешает закон, передают личную информацию третьим лицам и пытаются запугать должников. Но давать прогнозы о количестве жалоб, если коллекторы вплотную займутся долгами по «коммуналке», приставы пока остерегаются.

«Учитывая, что функции по осуществлению государственного надзора по возврату просроченной задолженности возложены на службу сравнительно недавно, с 1 января 2017 года, спрогнозировать рост обращений, касающихся вопросов взыскания просроченной задолженности по коммунальным платежам, затруднительно», — резюмировал Виталий Эрлер.

Читайте также:

«Продай почку ребёнка»: коллекторы атаковали звонками новосибирца из-за долга в 19 тысяч — мужчина записал угрозы на диктофон, чтобы обезопасить свою семью.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события, фото и видео дня.

Дарья Януш
Фото Александра Ощепкова

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Лера
13 ноя 2018 в 21:01

Нет, я все понимаю, когда правда тяжелая ситуация (работу потерял, деньги нужны на жизненно необходимые лекарства и процедуры) и финансов хватает только чтобы совсем ноги с голоду не протянуть. Но когда такие как Максим признаются, что у него "другие приоритеты" и деньги идут на развитие бизнеса - это уже супернаглость. "Когда денег будет достаточно, оплачу" - да у него для этого никогда денег достаточно не будет. Львиная доля это именно такие должники, с другими приоритетами по жизни, а не те, кто едва концы с концами сводит.

джон2
13 ноя 2018 в 20:47

неплательщики кредитов, ЖКХ -бессовестные люди, пытаются жить за счет порядочных граждан, я считаю жесткие меры вплоть до отьема жилья и переселения в деревенские дома, крайне необходимы для воспитания гражданской ответственности.

Что мешает людям вовремя платить за услуги жкх? Совсем оборзел народ.