NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

ю-в.

752мм 85%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама

Заельцовка: тайны междуречья

Прогулка по району, названному именем рыбки, — его уникальные здания и улицы помнят кулачные бои

Заельцовское междуречье долгое время привлекало строителей — на месте маленьких поселений у небольших речек давно задумывали создать жилой район с промышленными предприятиями. Первые деревянные одноэтажки как раз появлялись у военно-сухарного завода, мясохолодильника, кожевенных производств. С самого начала территорию будущего района заселяли предприимчивые выходцы из деревень, которые не успели стать настоящими горожанами, и в тяжёлые времена со всплеском криминала в стране в этих местах проводили кулачные бои между улицами и районами. НГС продолжает цикл фотоисторий районов Новосибирска, подготовленных при содействии Музея Новосибирска и его филиалов, — и сегодня наш фоторассказ про Заельцовский район, его дома и пейзажи, которые со временем почти не изменились.

Городской аэропорт Новосибирск-Северный построили в конце 1950-х годов. Поначалу он обслуживал транзитные рейсы Москва — Иркутск и местные линии до Барнаула, Бийска, Кемерово, Свердловска, Магнитогорска и других городов, а после появления аэропорта Толмачёво стал обслуживать рейсы по Западной Сибири. История новосибирского аэропорта началась за 20 лет до этого — первый аэродром в Новосибирске появился ещё в 1930-е в Закаменке, откуда его и перенесли в Заельцовку.

Сегодня здание городского аэропорта признано памятником архитектуры. Изначальный проект был типовым для зданий вокзалов, построенных после войны, но его доработали архитекторы Жигалова и Углицких. Массивное здание с липами по обе стороны крыльца, колоннами, балюстрадой и декором окон построили на замыкании перспективы улицы. Здание городского аэровокзала с его интерьерами считается примером архитектуры «советского классицизма». А теперь здесь есть целый микрорайон «Аэропорт».

В ДК Авиаработников, который расположился в двух шагах от аэропорта, в 1980-х и начале 1990-х проводили дисковую барахолку — сейчас здесь гостиница Nord Castle. А бюст Ленина, который когда-то стоял перед входом, снесли в течение последних десяти лет. От него осталась только часть кирпичного постамента.

Площадь, названную именем всесоюзного старосты Михаила Калинина, начали оформлять в 1960-е годы. Её построили на перекрёстке двух крупнейших магистралей района — улицы Дуси Ковальчук и Красного проспекта. Площадь диаметром больше 200 метров застраивали одинаковыми 7-этажками с магазинами на первых этажах, но единую стилистику нарушили здания проектных организаций.

Бизнес-центр на Красном проспекте у ТЦ «Европа» мог украшать площадь Калинина. Именно этот проект бывший директор НПЗ Борис Галущак предлагал возвести на месте «книжки», но затем решение приняли именно в пользу неё. Теперь здесь расположились десятки разных организаций, в том числе рестораны, букмекерские конторы, туристические агентства и многое другое.

Река Ельцовка полностью протекает по территории Новосибирска. Заельцовский район получил своё название именно от неё, а Ельцовка — от маленькой рыбки елец, которая в изобилии водилась в Оби и её притоках. Сейчас Ельцовка почти полностью спрятана в трубах, а Заельцовский район остался единственным районом в Новосибирске, который получил название по топониму и сохранил своё название, в отличие, например, от Закаменского и Заобского.

Путепровод в районе станции метро «Гагаринская» строили в начале 1950-х годов. Одновременно с ним в Новосибирске строили Октябрьский мост через Обь. Проектировщики, которые остались неизвестными, предлагали сделать путепровод с высокими пилонами по бокам — в стиле сталинского ампира, но этот проект в жизнь не воплотили.

ДК «Энергия» раньше назывался клубом имени Жданова. Здание построили в 1953 году по проекту того же архитектора, который занимался проектированием ДК им. Ефремова на улице Мира в Кировском районе. Внутри клуба Жданова — два зрительных зала, читальный зал, шахматная комната, бильярдная, балетный класс и другие клубные помещения. В 2014 году здание отреставрировали, его заселили разные творческие объединения, в том числе школа танца Аллы Духовой TODES.

В 1920-е годы в городе было всего шесть больниц и пять амбулаторий, поэтому власти решили построить огромную окружную больницу. В 1930-м сдали первые корпуса и хозяйственные помещения, а к 1937 году сдали первую очередь больницы на 500 коек. В военные годы часть больницы переоборудовали в госпиталь.

Больницу строили по павильонному типу — отделения были оторваны друг от друга, что было неудобно. Поэтому в конце 1960-х построили главный корпус больницы и соединили его несколькими надземными переходами с другими корпусами. В конце 1980-х строители закончили возводить 7-этажный клинический корпус, что завершило формирование современного облика городской больницы.

Почти одновременно с больницей в Новосибирске появился путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта — НИИЖТ (ныне — СГУПС, Сибирский государственный университет путей сообщения). Его создали на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта, который базировался в Томске и стал первым железнодорожным вузом в России за Уралом. Главный корпус вуза на улице Дуси Ковальчук строили в 1955–1964 годах.

Понравилось? Тогда посмотрите ещё три материала НГС об истории районов Новосибирска:

«Ядрёный брат Дзержинки» — о прошлом Калининского района;

«Край железного Феликса» — об истории Дзержинского района;

«Район угрюмых пролетариев» — с архивными кадрами Ленинского района.

История других районов города — в рубрике «Новосибирск: тогда и сейчас».

В нашем Instagram уже 46 тысяч подписчиков. Подпишитесь и вы на самые крутые кадры наших фотографов.

Кирилл Шматков
Фото предоставлены музеем «Заельцовка» (слева), Ольги Бурлаковой (справа)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления