На этой неделе транспортный комитет Заксобрания отказал инициативной группе новосибирцев в проведении референдума по вопросу строительства четвертого моста через Обь. По закону прямое волеизъявление новосибирцев возможно по любым местным вопросам, а не только политическим, как может показаться на первый взгляд. Поэтому НГС.НОВОСТИ, как издание с крупнейшей в городе аудиторией, решило само задать горожанам вопросы, о которых в Новосибирске в последнее время больше всего спорят: о строительстве моста, регулярных перекрытиях города ради марафонов и крестных ходов, строительстве мусоросортировочных полигонов, вводе платной парковки на улицах и росте тарифов в городском транспорте ради его развития. Часто звучащие по каждому вопросу аргументы за и против прилагаются.
1. Считаете ли вы необходимым строительство четвертого моста через Обь в створе ул. Ипподромская на средства частного инвестора, который впоследствии будет собирать с водителей плату за пользование мостом?
Аргументы «за»: В условиях быстрого роста автомобильного парка существующие мосты через Обь уже в ближайшие годы будут неспособны справиться с трафиком. То, что проект будет реализован на средства частного инвестора (25,3 млрд руб.) и горожанам придется платить за проезд по мосту, — это приемлемый механизм. Сами ездим — сами платим, иначе моста не будет вовсе.
Аргументы «против»: Место для моста выбрано неудачно. Кроме того, плата за проезд по мосту в размере от 153 руб. за автомобиль слишком высока — это сделает мост невостребованным у автовладельцев, а областному бюджету придется компенсировать инвестору недополученную прибыль.
Строить мост?
2. Нужно ли перекрывать городские улицы для проведения массовых праздничных, спортивных или религиозных мероприятий?
Аргументы «за»: Право на свободу религии, общественных объединений, мирные собрания и шествия гарантировано Конституцией РФ. Массовые мероприятия в центре города, преследующие культурные или просветительские цели, допустимы и должны приниматься как должное даже теми горожанами, которые в них не участвуют.
Аргументы «против»: Массовые мероприятия для отдельных групп горожан не должны причинять неудобства остальным, будь то крестные ходы и фестивали бега. Перекрытия могут быть допустимы только в рамках проведения общегородских праздников — Дня города или парада 9 Мая.
Нужно перекрывать улицы?
3. Следует ли построить два крупных мусоросортировочных полигона в пригородах Новосибирска на средства частного инвестора, учитывая, что его недополученные доходы будет покрывать бюджет НСО?
Аргументы «за»: 1,5-миллионному Новосибирску необходимы современные системы обработки и захоронения бытовых отходов на достаточном удалении от города — в Верх-Туле и Раздольном. Инвестор проекта ООО «Экология-Новосибирск» вложит в мусоропереработку 6,5 млрд руб. — крупные средства, которые бюджет области себе позволить не может.
Аргументы «против»: Создание крупных полигонов может существенно ухудшить экологию пригородов Новосибирска. Кроме того, как и в случае с четвертым мостом через Обь, областной бюджет будет вынужден компенсировать концессионеру недополученный доход — это может стать дополнительной нагрузкой на казну и затруднит выполнение других обязательств, в том числе социальных.
Нужно строить заводы?
4. Согласны ли вы на повышение тарифов на общественный транспорт — в обмен на обновление парка и развитие системы пассажирских перевозок в Новосибирске?
Аргументы «за»: Тема тарифов на проезд в общественном транспорте всплыла весной 2016 года — комиссия горсовета по городскому хозяйству одобрила повышение стоимости проезда на трамваях и троллейбусах: система общественного транспорта испытывает дефицит средств на развитие. В первую очередь для муниципального транспорта (троллейбус, трамвай) невозможно строить новые линии с текущими мизерными тарифами. Частные перевозчики страдают от роста цен на технику и ее обслуживание — это сказывается на комфорте и безопасности пассажиров. Разумное повышение тарифов исправит ситуацию.
Аргументы «против»: Развитие системы общественного транспорта — полномочия муниципалитета, который и так получает доходы в виде налогов горожан. Пусть изыскивает возможности в другом месте, а не в карманах жителей. Сами тарифы регулируются областными властями, но и сейчас они чрезмерно высоки. К тому же их повышение недопустимо в условиях снижения реальных доходов новосибирцев.
Можно повысить тарифы?
5. Поддерживаете ли вы создание платного парковочного пространства в центральной части Новосибирска?
Аргументы «за»: Платные парковки позволят разгрузить центр города от личных автомобилей, занимающих все свободное место в течение рабочего дня офисных служащих. Ограничения позволят ускорить работу общественного транспорта и снимут преграды для экстренных служб. Кроме того, собранные платежи позволят направить средства на решение городских проблем.
Аргументы «против»: Введение платной парковки — радикальная мера, которая лишит горожан удобного способа добраться в центр города в условиях неудовлетворительной работы общественного транспорта. К тому же тарифы за услугу могут быть слишком высоки для некоторых автовладельцев.
Вводить платные парковки?
Михаил Руднев
Фото Александра Ощепкова