Реклама
СЕЙЧАС +2°С
Все новости
Все новости

Прощай, Толик!

В Новосибирске перестали называть детей в честь сериалов и полководцев — эксперты рассказали, в честь кого сейчас модно давать имена новорожденным

Поделиться

Новосибирцы продолжают упражняться в оригинальности, выбирая имена своим детям. В марте в городе родились Юстина, Нармин, Стэфани, Хельга и Канат. Отчасти это связано с национальными традициями выходцев из ближнего зарубежья, однако в целом за последние три года и коренные новосибирцы все чаще стремятся назвать свое чадо так, чтобы ребенок не слишком часто встречался с тезками. Как менялась мода на имена в Новосибирске в зависимости от политического уклада и желания повторять за кумирами, и можно ли придумать имя, не записанное в огромных списках загсов, выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ.

В марте 2016 года в Новосибирской области получил свидетельство о рождении 3461 ребенок. Самыми популярными именами в этом месяце стали Анастасия, Дарья, Валерия, Мария, Артём, Александр, Иван, Дмитрий, Максим, отчиталась пресс-служба губернатора и правительства НСО. Среди редких имен, которыми новосибирцы называют своих детей, — Лизавета, Аксинья, Миласлава, Лукьяна, Юстина, Нармин, Стэфани, Хельга, Гордей, Велеслав, Фаддей, Нестор, Расовит, Каспий, Канат, Стивен. Напомним, что по итогам 2015 года самыми популярными именами в Новосибирске стали Артём, Александр, Иван, Дмитрий, Анастасия, Дарья, Виктория, Мария. Во многом, конечно, появление таких необычных имен, как Эмин, Шамиль и Фейзула, объясняется тем, что их регистрируют родители-иностранцы — азербайджанцы, киргизы и представители других национальностей, для которых такие имена вовсе не являются необычными, говорит начальник загса Ленинского района Елена Мартынова. Она сообщила, что среди таких имен не может выделить самые часто встречающиеся, поскольку они отличаются разнообразием и редко повторяются.

Также детей называли и будут называть в честь дедушек и бабушек. 95 % россиян носят традиционные календарные русские имена», — считает директор Музея города Новосибирска, историк-краевед Елена Щукина. После декрета Совнаркома об отделении церкви от государства в 1918 году граждане получили полную свободу имятворчества. В начале прошлого века верные идеалам коммунизма родители называли детей идеологическими именами-аббревиатурами. В 1928 году самые модные женские имена — Электриция, Индустрия, Мая; мужские — Спартак, Марклен (Маркс, Ленин), Фридлен (Фридрих Энгельс, Ленин), Виуль (Владимир Ильич Ульянов-Ленин), Виль (Владимир Ильич Ленин). «Мои достижения в спорте, учебе, общественной работе всегда связывали с именем. Считали, что оно направляет меня и заставляет решать проблемы», — признается Идея Ложкина, директор музея «Сибирская береста» и галереи «Столица». В 1933 году имя ей выбрал отец, который был склонен ко всему необычному. Именем своим женщина довольна, говорит, что его необычности всегда поражались, но никогда не дразнились.

В 1923 году в Новосибирске наблюдалась мимолетная мода на Тимуров, вспоминают историки, — случилось это после того, как таким именем назвал своего сына советский полководец Михаил Фрунзе. На 40-е годы пришелся пик популярности имени Иван.

«Родители называли Иванами 92 младенца из 1000 новорожденных. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в 5 раз меньше, а к 1970-м имя переходит в разряд редких — так назовут лишь четырех мальчиков на 100», — рассказывает Елена Щукина.

50 лет назад в Новосибирске, как и во всем СССР, родители, как сговорившись, называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек — Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. «Это была мода на простые русские имена, — повествует Елена Щукина. — Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется. В 60-е годы начали выходить справочные пособия по истории русских имен».

С приходом 90-х работники новосибирских загсов зафиксировали повальное стремление родителей к оригинальности, благодаря чему позже по улицам Новосибирска зашагали Кассандры и Изауры как отголоски любви их родителей к бразильским сериалам.

С 1999 года новосибирцы потихоньку начали увлекаться стариной и называть детей Златослава, Милослава, Нестор, Матвей. И это до сих пор единственный яркий тренд, который уже несколько лет определяет выбор необычных имен среди новосибирцев — старинные имена, которые долгие годы были забыты: Елисей, Тимофей, София и др., перечисляет Елена Мартынова. Начальник загса Советского района Татьяна Шумская добавляет: популярность набирают Платон, Захар, Савелий и Прохор.

В некоторых странах существуют законодательно запрещенные списки имен, например, в Новой Зеландии нельзя назвать сына ни Люцифером, ни Мессией, ни Королем. В России официальных запретов на выбор имени нет. «Мы не имеем права отказать родителям в выборе любого имени для своего ребенка, и на моей памяти мы ни разу не отказывали», — подчеркнула Елена Мартынова. Единственный случай в стране, когда родителям отказали, был в Москве в 2002 году — загс отказался регистрировать имя БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных — Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). У новосибирских родителей фантазия скромнее. Однажды, вспоминают регистраторы, семейная пара настояла, чтобы мальчика записали как Коля, наотрез отказавшись от полной формы — Николай.

Случается, что выбирают двойное имя типа Михаил-Денис, припоминает Татьяна Шумская. Если имени нет в справочнике личных имен, с которым сверяются сотрудники загсов, то делается пометка, что имя выбрано по настоянию родителей.

«Нет, мы не называли сына в честь героя фильма "Форсаж" или певца Доминика Джокера, — поясняет необычный выбор генеральный директор St. Patrick's group Максим Коротких, назвавший сына Домиником. — Критерия в выборе было три: чтобы оно было красивым, не очень часто встречалось и сочеталось с отчеством. И теперь моя жена Алла получает настоящее аудиальное удовольствие, называя нашего сына по имени — Доминик». Максим Коротких добавил, что одного из его любимых хоккеистов зовут Доминик Гашек и отметил, что не боится того, что его сына могут дразнить в школе, учитывая разнообразие необычных имен сейчас. Сотрудники загсов отмечают, что иностранные имена периодически встречаются, но в целом довольно редко, общей тенденцией это назвать нельзя. Однако в последние три года число оригинальных имен стабильно растет, делится наблюдениями Шумская.

В то же время некоторые имена, наоборот, исчезают: с каждым годом в Новосибирске всё реже называют детей Наташами, Танями, Толями и Юрами, сходятся во мнении работники загсов. Это подтверждает и статистика сайта names.mercator.ru, где проанализированы данные по Москве и Московской области, которые аналогичны ситуации в Новосибирске: всплеск популярности Татьяны и Юрия пришелся на периоды правления Сталина и Хрущева, а Натальи — в брежневскую эпоху, после чего популярность этих имен резко упала. Кстати, самыми популярными на протяжении последних 100 лет женскими именами, свидетельствует сайт, были Мария и Анна — мода на них ушла в 60-е, но уже в 90-х снова вернулась.

Зинаида Кузнецова

Фото Игоря Зарембо (РИА Новости)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter