28 января вторник
СЕЙЧАС -4°С

«Он бы примерз к земле и помер»

Леонардо ДиКаприо наконец получил «Оскар» за фильм «Выживший» — НГС.НОВОСТИ проверили, смог бы он на самом деле выжить в сибирских лесах

Поделиться

Справка: Юров Алексей — основатель и руководитель межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации «Академия выживания», преподаватель, инструктор.

Порадовавшись за Леонардо ДиКаприо, которого стоило наградить уже давно за более значительные роли, НГС.НОВОСТИ решили разобраться, насколько реалистично выживал на экране обладатель «Оскара». Мы пригласили в редакцию настоящего эксперта по выживанию, который на собственном опыте не только знает все о ночевках в снежной пещере в экстремальные морозы, но и не раз встречал медведей в дикой природе, — Алексея Юрова. Вместе с ним мы посмотрели фильм «Выживший», попросив специалиста прокомментировать реалистичность ленты.

Практически в самом начале фильма — знаковая сцена, которая вызвала много споров и стала основным сюжетом интернет-мемов о фильме: встреча ДиКаприо и медведя. Вопреки сложившемуся в художественной литературе стереотипу, по которому медведь перед нападением тихо подходит и встает перед тобой на задние лапы, тут все иначе. Несколько секунд идиллического леса, по дереву ползет милый медвежонок… Не успеваешь ему умилиться, как неожиданно из кустов вырывается медведь: он агрессивно нападает на главного героя, как какой-нибудь волк, а не степенный медведь из фантазий городского жителя.

На меня медведи нападали многократно, в том числе напрямую выбегали так же… Бежать в такой ситуации — исключено. Залазить на дерево, сразу скажу, — помогает. Большой крупный медведь лазить по деревьям не умеет, потому что у него отрастают когти».

В это время медведица возюкает Лео по промерзшей лесной полянке.

«Но, знаете, медведь всегда атакует лицо человека. Потому что он ассоциирует человека с собой и таким образом устраняет угрозу. Старается выбить лапами, выкусить его (лицо. — З.К.). Поэтому прежде всего защищают лицо».

Медведица на экране облизывает лицо Лео. Именно эта сцена у многих вызывала сомнения, но эксперт подтверждает — все реалистично: «Поранив, покусав человека, медведь, как правило, его оставит — не станет убивать, если тот уже не представляет угрозы».

Но тут ДиКаприо стреляет, ранит медведицу. «Вот после того, как он ранил медведицу, шансов выжить у него не было. Медведица, раненая выстрелом, убила бы его 100 %».

Однако на экране все решается парой точных ударов ножом — предполагается, что в сердце, — и хищница падает на героя мертвой. «Он мог ее убить ножом, мог, но не так быстро, конечно», — с сомнением заметил Алексей. «В июне на Васюганских болотах медведь перепутал меня с косулей, камуфляж был похож. Выбежал напрямую. Я поднял топор вверх рукой. Геройство тут не при чем, это на уровне инстинктов. Рюкзак откинул и начал матерками отборными посыпать. Он остановился, секунд 10 мы смотрели друг на друга, потом он повернулся и начал уходить. Атаки не было… Конечно, страшно. Привыкнуть к этому невозможно. Медведь — это прирожденный убийца».

Следующие два часа герой ДиКаприо выживает после ран, нанесенных медведем. Сначала пострадавшего тащат на носилках с мехом. Однако ночевать кладут поодаль от костра, и регулярно на протяжении фильма он просыпается с непокрытыми конечностями. «Судя по тому, что мы видим — нет грязи, оттаявших участков, — на улице серьезный минус. В таких условиях открытые конечности — путь к обморожению. На руках должны быть волдыри».

Сопроводители раненого постоянно мокнут под дождем или переходят ледяную реку вброд — и идут дальше. Некоторые из них при этом одеты в кожу. «Кожаная одежда и обувь при минусовой температуре никогда не высохнет на человеке. Она задубеет, намокшая кожаная обувь будет прилипать к земле».

Провожатые бросили Лео, и вот — еще минуту назад он не мог и слова молвить, не то что с места сдвинуться, а сейчас уже плывет, преодолевая пороги, в ледяной воде. Судя по фильму, плывет не менее получаса. А потом, хоть и замерзший, но выходит на своих ногах на берег.

«Выжить раненому в меховой мокрой одежде, проплывая пороги, — вариантов нет. Мокрая одежда сильно тянет на дно, сковывает все движения. В ледяной горной реке можно продержаться максимум 10 минут. Охлаждение организма происходит в 25 раз быстрее, чем на суше.

Даже если предположить, что он продержался, выйти сам он никогда бы не смог: руки и ноги полностью бы закоченели… Далее в мокрой одежде на морозе он бы примерз к земле, переохладился и помер в течение максимум 1–2 часов. Фантастика, что ночевал он на голой земле». ДиКаприо ночует на голой земле в течение всего фильма: иногда он накрывается меховушкой, иногда даже разводит костер, но никогда не делает главного, а главное — накидать лапника в качестве настила. В один из моментов, наевшись сырых внутренностей буйвола на пару с индейцем, Леонардо спит и вовсе лицом в снегу — что привело бы к полному обморожению лица — и просыпается даже как будто бы отдохнувшим.

Показателен момент, где Лео прижигает себе медвежьи раны порохом — вроде как с целью обеззаразить. «В те времена основу пороха составляла калиевая селитра. Также он использует лишайник-бородач. Но, по сути, он делает себе новые раны, а ведь видно, что старые уже начали рубцеваться.

Разумнее было бы просто промыть их водой, но никак не наносить себе ожоги. Так что этот кадр — исключительно чтобы пощекотать нервы зрителя».

Пожалуй, самый неожиданный после медведя кадр — несясь на угнанной лошади от погони, Лео падает с обрыва на 20-метровую ель. Лошадь погибает. А наш герой целехонек. «Ветки бы разодрали не только одежду, но и тело, его недавние швы от медвежьих ран бы точно разошлись». Скрываясь от этих фактов, Лео вспарывает брюхо погибшей лошади, скидывает одежду (не прикрыв ее лапником, опять же) — и греется в брюхе погибшего животного. «Это действительно применяется охотниками в экстремальных условиях, в его ситуации это вполне логично. Однако он вытащил все внутренние органы, а они лучше всего держат тепло. Тепла останков хватило бы часов на 5 максимум… Опять же наутро он так легко оттуда выбирается, а ведь надо понимать, что и сам труп коченеет, и на улице минусовая температура». Эксперт сделал общий вывод, что как такового выживания в фильме маловато: «Здесь классическая система игры на нервах: он претерпевает и борется».

Зинаида Кузнецова

Фото kinopoisk.ru (1), Александра Ощепкова (2)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
2 мар 2016 в 00:15

100 лет назад посмотрел Титаник, мне хватило творчества Лео. Ну просто не могу смотреть фильмы с его участием!:)

>>>
2 мар 2016 в 00:24

Эксперт выносит суждения применимо к человеку современному. В фильме показан человек двухвековой давности. 200 лет назад здоровее были люди, крепче, выносливее, сильнее. И с Природой и Планетой другие отношения у людей тогда были.

Фото пользователя
2 мар 2016 в 00:24

А зачем нам эти западные фильмы и актеры? Советских фильмов много, можно пересматривать по 2-3 раза.