13 декабря пятница
СЕЙЧАС -3°С

Кехман, вот как было (фоторепортаж)

Нашумевшая реконструкция оперного театра признана незаконной — НГС.НОВОСТИ узнали, как крупнейший театр России должен выглядеть на самом деле

Поделиться

Реконструкция Новосибирского оперного театра признана проведенной с нарушениями, от руководства театра потребовали «восстановить интерьеры в соответствии с историческим обликом объекта культурного наследия». Новосибирское областное управление по охране таких объектов внесло в список нарушений демонтаж люстр фойе 1-го этажа, обустройство высокого партера в зрительном зале, изменение интерьеров и т.д. НГС.НОВОСТИ разбирались, как это выглядело раньше и что придется переделывать обратно.

Управление по государственной охране объектов культурного наследия НСО провело проверку выполненной в 2015 году реконструкции оперного театра и заключило, что необходимо «восстановление фасадов, интерьеров зрительской группы помещений в соответствии с историческим обликом объекта культурного наследия». Как следует из ответа госохраны от 14 декабря на запрос архитектора, советника мэра Новосибирска Александра Ложкина, итоги ремонта фасада (портик, кровля по длине карниза и балюстрад) не были предъявлены к приемке, а внутренние интерьеры зрительской группы в августе и вовсе начали переделывать без разрешения, которое, правда, было выдано в октябре. Ремонт между тем продолжался, на него, предположительно, успели потратить сотни миллионов государственных и спонсорских денег, и к концу года от горожан поступили многочисленные обращения с просьбой провести проверку.

В список того, что именно требует переделки ради восстановления исторического облика, вошли фасад, интерьеры зрительской группы (фойе, вестибюли), так называемый высокий партер в зрительном зале и 11 демонтированных люстр. Исторические люстры о 7 рожках в стиле 30-х годов в ходе реконструкции исчезли из входного вестибюля с гардеробами (9 шт.) и из кольцевого вестибюля первого этажа (2 шт.). Причем во входном вестибюле по причине якобы «ветхости» демонтировали люстры только по центральной линии, две боковые линии остались с оригинальными люстрами. Все это заменили новыми конусообразными австро-итальянскими изделиями из хрусталя — именно их видит в первую очередь всякий сюда входящий. «Люстры включены в перечень объектов, которые имеют художественную ценность и подлежат сохранению, поэтому мы требуем от театра вернуть люстры на место. Там сейчас 11 люстр, которые вообще не соответствуют историческому оригиналу, они сразу выделяются», — объясняет руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Александр Кошелев. В этом же вестибюле расходятся с историческим обликом и стены, окрашенные ныне в терракотовый цвет.

76e61d63cf1da5ea58be53f08de4db1013ca22b3_1500.jpg

Далее, по ходу движения зрителей — круговой вестибюль первого этажа (променуар — помещение для прогулок в здании). Заливной мозаичный пол здесь теперь покрыт красным ковровым покрытием, на стенах появился все тот же терракотовый цвет — исторический облик предполагал яичную гамму цветов. «Есть исторические материалы, было довольно серьезное обследование сделано 10 лет назад в рамках реконструкции 2004–2005 годов. Соответственно помещения должны быть приведены в соответствие с этим проектом, который делался квалифицированными реставраторами. Там были сделаны серьезные исследования по интерьерам всех помещений театра», — говорит архитектор Александр Ложкин.

af7690499041472db65393be9d084c041e477c4f_1500.jpg

Круговой вестибюль второго этажа. Здесь вместо оригинального паркета постелили синее ковровое покрытие, теплые яичные стены превратились в холодно-серые. Люстры и фризы в синей гамме остались в первозданном виде. «Нужно убирать ковровое покрытие и нужно восстанавливать расцветку. Скорее всего, паркет накрыт этим ковролином, и под ним он лежит», — продолжает г-н Ложкин.

32fdf5eed62efd280354489cf5f1056e1d2dc875_1500.jpg

В зрительном зале исчез широкий центральный проход, новые кресла получили мягкую обивку оборотной стороны спинок, а часть партера, примыкающая к амфитеатру (где раньше находились несколько мест «полукольцом»), превращена в так называемый высокий партер — на паркет установлен подиум, несущий несколько десятков новых мест с расширенным сиденьем. В решении госохраны отмечено, что обустройство высокого партера было реализовано без инженерно-технических исследований о его воздействии на окружающие конструкции. В целом сделан вывод, что при реконструкции театр должен был придерживаться «Проекта реставрации» от 27 апреля 2004 года, но частично отступил от нее.

38643882d52874a0d385771c39f4fe760b0436d6_1500.jpg

Официальный представитель театра Светлана Наборщикова ушла от прямого ответа на вопрос о том, что конкретно придется переделывать в театре. «Управление охраны имеет документацию, обосновывающую то, что сделано в театре. Ведь театр не музей, он должен меняться, застыть в 45-м году мы просто не можем. Бюрократическая ошибка ведомства, я считаю», — заключила госпожа Наборщикова, выразив надежду, что ничего переделывать не придется. Сам директор театра Владимир Кехман заявил НГС.НОВОСТИ, что не в курсе проблемы переделки, поскольку он «в Питере».

b57dab5e4aad15e8d65b3f5f0bacc9e20ff83bb8_1500.jpg

Работы по фасаду не так заметны обывательскому глазу, но и тут произошли изменения. Портик (центральная часть с колоннами и входом) поменял оттенок с песочного на охристый, а капители (верхние части колонн) покрыли простой черной краской. «Были они (капители. — Д.К.) все же в каменной штукатурке, это была белая мраморная крошка и темно-серый заполнитель. Они темные и были, но они были фактурные», — объясняет заслуженный архитектор России Геннадий Гаврилов. Между тем завтра, 4 февраля, в областной научной библиотеке пройдут публичные слушания на тему «О текущей ситуации в Новосибирском театре оперы и балета», на которые обещал прийти сам г-н Кехман.

Дмитрий Косенко

Фото Славы Gelio Степанова (1–4, 6, 7) и Виктора Дмитриева (5) дополнены снимками Александра Ощепкова (2–5)

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Ддд
3 фев 2016 в 00:28

Да черт с ним, с Кехманом. Ведь стало гораздо красивее. Очень буду жалеть, если Оперному вернут прежний унылый вид с наливными полами, блеклыми стенами в стиле унылого провинциального ДК

Своя правда
3 фев 2016 в 00:17

Мне одной не нравится этот ярко-красный, бьющий в глаза ужас с узорным ковровым покрытием и щедрой подсветкой?

Спокойные тона нынче не в моде? Или все - или ничего?

Гость
3 фев 2016 в 00:33

Все равно, когда смотришь на то что было раньше-ощущение "совковости" все-таки не покидает. И стало по-моему гораздо приятнее после реконструкции. Театр должен нести культуру в массы и все-таки меняться и развиваться. Если большинству нравится то что получилось, зачем такие проблемы на ровном месте?