Вулкан на Ключ-Камышенском (фоторепортаж)

Фантастические внутренности и агрегаты самого высокого сооружения Новосибирска — они дают жизнь половине города и ежедневно пожирают 150 вагонов угля

Компания «СИБЭКО» подвела итоги голосования по выбору лучшего проекта подсветки здания ТЭЦ-5 — победил вариант с переливающимся светом. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ сочли это поводом посмотреть на изнанку самого заметного здания города, которое теперь станет еще заметнее, и отправились на ТЭЦ-5, чтобы увидеть работу одной из крупнейших российских станций изнутри и понять, каким образом половина города обеспечивается теплом.

  • ТЭЦ-5 — вероятно, самое заметное сооружение Новосибирска, даже несмотря на то что построено на его окраине. Огромные трубы и градирни, которые видно за десятки километров от города, — это одна из крупнейших на сегодняшний день тепловых электростанций в России. Она расположена на самой высокой точке города — Ключ-Камышенском плато в Октябрьском районе. Станция проектировалась и строилась в 70–80-е годы с учетом розы ветров, характерной для этой местности. Первый агрегат был введен в работу в 1985 году.
    ТЭЦ-5 — вероятно, самое заметное сооружение Новосибирска, даже несмотря на то что построено на его окраине. Огромные трубы и градирни, которые видно за десятки километров от города, — это одна из крупнейших на сегодняшний день тепловых электростанций в России. Она расположена на самой высокой точке города — Ключ-Камышенском плато в Октябрьском районе. Станция проектировалась и строилась в 70–80-е годы с учетом розы ветров, характерной для этой местности. Первый агрегат был введен в работу в 1985 году.
  • ТЭЦ-5 обеспечивает теплом примерно половину города — Октябрьский, Железнодорожный, Первомайский районы и части Центрального. Всего здесь работают около 500 человек.
    ТЭЦ-5 обеспечивает теплом примерно половину города — Октябрьский, Железнодорожный, Первомайский районы и части Центрального. Всего здесь работают около 500 человек.
  • ТЭЦ нужны две вещи — вода и топливо. В качестве основного топлива используется уголь. Его можно заменить природным газом, но в Новосибирске уголь выгоднее — рядом Кузбасс.
    ТЭЦ нужны две вещи — вода и топливо. В качестве основного топлива используется уголь. Его можно заменить природным газом, но в Новосибирске уголь выгоднее — рядом Кузбасс.
  • Угольный склад рассчитан на 510 тыс. тонн угля — этого хватит на 2 месяца автономной работы зимой. На склад ТЭЦ-5 уголь поступает по железнодорожной ветке со станции Жеребцово.
    Угольный склад рассчитан на 510 тыс. тонн угля — этого хватит на 2 месяца автономной работы зимой. На склад ТЭЦ-5 уголь поступает по железнодорожной ветке со станции Жеребцово.
  • Зимой уголь пристывает, поэтому, для того чтобы его выгрузить, вагоны загоняют в размораживающее устройство: вагон заезжает, дальше с двух сторон к его стенкам прижимают отогреватели. Раньше уголь размораживали с помощью пара, на это требовалось около 10 минут. Несколько лет назад на ТЭЦ-5 появилась еще одна система — с инфракрасным излучением. Она позволяет разморозить вагон всего за 1–2 минуты.
    Зимой уголь пристывает, поэтому, для того чтобы его выгрузить, вагоны загоняют в размораживающее устройство: вагон заезжает, дальше с двух сторон к его стенкам прижимают отогреватели. Раньше уголь размораживали с помощью пара, на это требовалось около 10 минут. Несколько лет назад на ТЭЦ-5 появилась еще одна система — с инфракрасным излучением. Она позволяет разморозить вагон всего за 1–2 минуты.
  • После того как уголь разморозили, вагоны заезжают с помощью вагонотолкателя в разгрузочное устройство. Там установлен роторный опрокидыватель, который, зажав стенки вагона, поднимает и переворачивает его. Высыпавшийся уголь попадает в дробильное устройство и ленточные питатели, которые расположены ниже отметки земли.
    После того как уголь разморозили, вагоны заезжают с помощью вагонотолкателя в разгрузочное устройство. Там установлен роторный опрокидыватель, который, зажав стенки вагона, поднимает и переворачивает его. Высыпавшийся уголь попадает в дробильное устройство и ленточные питатели, которые расположены ниже отметки земли.
  • Часть угля идет сразу в производство, другая, если в нем нет необходимости, — на склад. Уголь поступает периодами, поэтому на складе всегда есть запас топлива. В сутки сжигается сразу несколько грузовых составов — около 120–150 вагонов угля (примерно 10 тыс. тонн).
    Часть угля идет сразу в производство, другая, если в нем нет необходимости, — на склад. Уголь поступает периодами, поэтому на складе всегда есть запас топлива. В сутки сжигается сразу несколько грузовых составов — около 120–150 вагонов угля (примерно 10 тыс. тонн).
  • Следующий этап — подготовка угля к сжиганию в энергетических котлах. С помощью конвейеров уголь поступает в дробильный корпус, а затем идет через узел улавливания инородных тел (уголь очищается от попавших в него щеп и металла).
    Следующий этап — подготовка угля к сжиганию в энергетических котлах. С помощью конвейеров уголь поступает в дробильный корпус, а затем идет через узел улавливания инородных тел (уголь очищается от попавших в него щеп и металла).
  • Уголь измельчается до состояния пыли, затем по пылепроводам вдувается в топку котла. При вдувании и подаче воздуха достигается такая тонкость угольной пыли, что она загорается. Высота котла — примерно 20 этажей, вся работа в нем автоматизирована.
    Уголь измельчается до состояния пыли, затем по пылепроводам вдувается в топку котла. При вдувании и подаче воздуха достигается такая тонкость угольной пыли, что она загорается. Высота котла — примерно 20 этажей, вся работа в нем автоматизирована.
  • В котел подается специально подготовленная, химически обессоленная вода, которая преобразуется в пар. Воду готовят в химическом цехе, изнутри похожем на набор фломастеров: баки выкрашены в разные цвета в зависимости от этапа обработки.
    В котел подается специально подготовленная, химически обессоленная вода, которая преобразуется в пар. Воду готовят в химическом цехе, изнутри похожем на набор фломастеров: баки выкрашены в разные цвета в зависимости от этапа обработки.
  • Турбоагрегаты приводятся в действие перегретым до 545 градусов паром под давлением в 130 атмосфер. Перегретый пар подается на турбину, при вращении которой генератором вырабатывается электричество. Затем электричество передается в трансформатор и — через линию электропередачи — на подстанцию «Восточная» для дальнейшего распределения.
    Турбоагрегаты приводятся в действие перегретым до 545 градусов паром под давлением в 130 атмосфер. Перегретый пар подается на турбину, при вращении которой генератором вырабатывается электричество. Затем электричество передается в трансформатор и — через линию электропередачи — на подстанцию «Восточная» для дальнейшего распределения.
  • Все оборудование станции разделено на 6 энергетических блоков. Каждый из них состоит из котла, турбины, генератора и трансформатора. В турбинном зале практически все работы автоматизированы. За работой оборудования в турбинном зале круглосуточно следят машинисты энергоблоков. На центральном щите управления — начальник смены.
    Все оборудование станции разделено на 6 энергетических блоков. Каждый из них состоит из котла, турбины, генератора и трансформатора. В турбинном зале практически все работы автоматизированы. За работой оборудования в турбинном зале круглосуточно следят машинисты энергоблоков. На центральном щите управления — начальник смены.
  • Дымовые газы, которые сформировались при сжигании угля в котлах, проходят в подогреватели, где отдают свое тепло. На ТЭЦ-5 установлены электрофильтры для золы, чтобы выбросы были минимальными. По данным «СИБЭКО», они улавливают 99 % золы. После очистки дымовые газы поднимаются по трубе высотой 260 м и рассеиваются в атмосфере.
    Дымовые газы, которые сформировались при сжигании угля в котлах, проходят в подогреватели, где отдают свое тепло. На ТЭЦ-5 установлены электрофильтры для золы, чтобы выбросы были минимальными. По данным «СИБЭКО», они улавливают 99 % золы. После очистки дымовые газы поднимаются по трубе высотой 260 м и рассеиваются в атмосфере.
  • Трубопроводы диаметром 1000 мм — первое, что видит посетитель, попадая на территорию станции. Это тепловые сети, по которым тепло поступает в город, а остывшая вода возвращается обратно. Вода для пара берется из Оби, где стоит насосная станция.
    Трубопроводы диаметром 1000 мм — первое, что видит посетитель, попадая на территорию станции. Это тепловые сети, по которым тепло поступает в город, а остывшая вода возвращается обратно. Вода для пара берется из Оби, где стоит насосная станция.
  • Когда пар проходит ступени турбины, часть его отбирается для системы регенерации и подогревателей. Отобранная вода используется для того, чтобы обеспечивать дома города теплом и горячей водой.
    Когда пар проходит ступени турбины, часть его отбирается для системы регенерации и подогревателей. Отобранная вода используется для того, чтобы обеспечивать дома города теплом и горячей водой.
  • На ТЭЦ-5 применяются замкнутые системы водоснабжения. Восполнение естественных потерь при испарении и остывании обеспечивает отдельная насосная станция. В производственном цикле вода используется для конденсации отработанного пара турбин. Для охлаждения вода попадает в башенные градирни, где при падении с большой высоты она остывает и снова возвращается в систему. В процессе образуется пар. Поэтому мнение, что градирни дымят, заблуждение. Это всего лишь испарение теплой воды.
    На ТЭЦ-5 применяются замкнутые системы водоснабжения. Восполнение естественных потерь при испарении и остывании обеспечивает отдельная насосная станция. В производственном цикле вода используется для конденсации отработанного пара турбин. Для охлаждения вода попадает в башенные градирни, где при падении с большой высоты она остывает и снова возвращается в систему. В процессе образуется пар. Поэтому мнение, что градирни дымят, заблуждение. Это всего лишь испарение теплой воды.
  • ТЭЦ-5 работает беспрерывно 24 часа в сутки 365 дней в году. Остановка работы всей станции проводится только по специальному графику и случается раз в 5 лет.
    ТЭЦ-5 работает беспрерывно 24 часа в сутки 365 дней в году. Остановка работы всей станции проводится только по специальному графику и случается раз в 5 лет.
Анна Богданова
Фото Александра Ощепкова
НГС.БИЗНЕС
АФИША
SHE
НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ
АВТО
НГС.РАБОТА