Поколение «Пи»: перед мамой стыдно

Отборный мат без цензуры зазвучал с экрана кинотеатров в Новосибирске

В апреле учрежденная министерством культуры России премия «Инновация» досталась произведению, название которого — «Х… в плену у ФСБ» — довольно затруднительно огласить в блоке культурных новостей на радио и ТВ. В апреле же на экраны страны вышла экранизация «Generation П», в которой без купюр ругаются матом. Впрочем, кинозрители уже приучены к мату в храме киноискусства благодаря регулярным гастролям Гоблина — первого отечественного переводчика фильмов, признавшего, что человек с только что оторванной ногой кричит вовсе не «Черт побери!». Корреспондент НГС.НОВОСТИ спросила у деятелей культуры и науки: заметили ли они, что с экрана и сцены мат стал раздаваться чаще, и как они к этому относятся?
Справка: Нецензурная брань в общественном месте попадает под статью 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «мелкое хулиганство», за которое полагается штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Сергей Афанасьев, художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра: «Рискуя попасть в список нафталиновых режиссеров, скажу, что мат в присутствии женщин и детей недопустим. То, что русский язык достаточно богат, чтобы выразить весь спектр эмоций, уже доказали сотни писателей и режиссеров. Безусловно, мат — часть русского языка, не мы ее придумали, не нам ее и отменять. Можно рассказать в теплой компании матерный анекдот, когда на тебе не лежит просветительская миссия.

Я служил в армии и могу сказать ответственно, что там без мата не обойтись — в экстремальной ситуации, когда нужно емко выразиться в сжатые сроки.

В других случаях это вульгарность и профессиональное бессилие, которые в последние годы все более заметны из-за засилья попсы и дилетантизма. Этим грешат и большая часть современной драмы, и юмористические программы».

Николай Спирин, член юмористического клуба НГУ «Контора братьев Дивановых»: «Мое отношение — отрицательное. Я перестал из-за этого смотреть Comedy Club. Я не против рискованных шуток в кругу друзей, но я не могу материться со сцены, потому что представляю себе в зале маму — и становится стыдно. Когда я смотрю Comedy Club и рядом оказывается взрослый человек, мне точно так же стыдно перед ним. Написать пошлую шутку, над которой зал гарантированно поржет, легко. Но это быстро приедается».

Олег Тофанюк, исполнительный директор кинотеатра «Победа»: «Мое личное отношение сложное. С одной стороны, я против публичного мата и не хочу, чтобы это слушали дети. С другой стороны, дети эти выражения уже знают и услышали их вовсе не со сцены и не с экрана. Есть воля автора, который решает, оправдан ли мат художественно, и есть свободная воля читателя или зрителя знакомиться или не знакомиться с этим произведением.

Если говорить о кино, то, скажем, в «Generation П» мат идет от литературного первоисточника. В переводах Гоблина же мат — попытка адекватно передать то, что уже есть в англоязычной версии».

Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «Мое отношение — отрицательное без нюансов. Это заведомое и сознательное снижение культурного уровня. Никакие творческие задачи не дают художественного оправдания мата. Рассуждать о хорошем и плохом сквернословии — все равно что обсуждать бывает ли хорошее и плохое убийство.

В самом слове «сквернословие» уже заложено определение того, что это — скверно.

Возможно, я воспользуюсь уже вышедшими из обихода словами, но нужно понимать, что такое «прилично» и «неприлично». И когда значительная часть общества прошла через казарму или исправительное учреждение, когда в семьях нет нравственного воспитания, «неприличное» становится нормой».

Александр Чиркин, лидер панк-группы «Путти»: «В нашем языке мат частенько используется, и от этого никуда не деться. С экрана и сцены… есть же или должны быть чисто возрастные ограничения, как «кино до 16». Мат хорошо, когда в тему. Ну а шума вокруг этого много — так это от того, что делать особо нех…, вот и придумывают сами себе занятие».

Галина Мандрикова, доцент кафедры филологии НГТУ, к.филол.н.: «Использование инвективной лексики в театре активно практиковалось с середины 90-х, сейчас эта тенденция уже спадает. Есть две точки зрения на использование мата, например, в драматургии. Первая — мат помогает отобразить жизнь как она есть. Но есть и вторая точка зрения, к которой я склоняюсь: в языке достаточно средств, которые позволяют, не ретушируя жизнь, все-таки передавать ее без мата. А мат, скорее, свидетельствует о желании привлечь эпатажем публику, которой сам театр не интересен. Есть и еще одна функция мата, к которой прибегают деятели шоу-бизнеса в телевизионных интервью, — демонстрация «я могу себе это позволить».

Происхождение мата уходит корнями в мифологию. Мужские воинские ритуалы, которые традиционно включают брань. Земледельческая магия, призванная, например, подготовить землю к оплодотворению и рождению урожая.

Почему, например, посылают на …? Изначально это выражение применялось только к мужчине и означало буквальную угрозу соответствующего унижения. Сейчас это сохранилось только в тюремной культуре, а в древности было распространено: так поступали с военнопленными, с осквернителями гаремов. С исторической точки зрения адресовать это высказывание женщине бессмысленно. Что касается запретности мата, то изначально эта лексика табуирована как атрибут культа. С приходом христианства на это табу наложились религиозные и социальные запреты на интерес к плотскому».

Александр Буцких, психотерапевт: «Использование мата эквивалентно публичному обнажению. Знаете, в Академгородке идешь мимо нудистского пляжа — тишина! Идешь мимо городского пляжа — а там гопники в трусах до колен громко орут матом. Невольно думаешь: может быть, им лучше трусики снять и так удовлетворить свое естественное желание к эксгибиционизму? Глядишь, и успокоились бы, а так им приходится компенсировать символическим актом ругани.

Лично я к мату отношусь спокойно — если он используется по ситуации человеком, владеющим речью. Признаюсь, и сам использую, — а вот ребенок у меня не использует и даже в садике не научился.

Что касается мата в культуре, то это — часть языковой революции, размывания норм, утраты прежних эталонов речи. Похожее происходило в западной культуре в 50-е годы, когда язык улицы проникал в литературу и кино. И в случае с матом очень заметно расслоение — его позволяют себе либо представители интеллектуальных кругов, богемы и так далее, либо люди низкой культуры. Средний класс наоборот чурается произведений, в которых ругаются. Это позиция зарождающейся буржуазной культуры: дома я могу переспать со своей служанкой, но на людях все должно быть прилично».


Елена Полякова
Фото newzz.in.ua


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено