Догнать «Раптора» (видео)

Новосибирцы знают, как сделать российский истребитель пятого поколения лучше американского

Посмотреть все фото
На минувшей неделе в Комсомольске-на-Амуре впервые появился на публике российский истребитель пятого поколения Т-50 — он же перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). В создании самолета, претендующего на звание самого совершенного истребителя в Восточном полушарии, принимает деятельное участие НАПО имени Чкалова, а новосибирские ученые в прошлом году получили заказ на «апгрейд» морально устаревших технологий его сборки. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснял, где сегодня пролегает граница секретности в самом амбициозном военном проекте России.
Истребителем ПАК ФА холдинг «Сухой», в который входит в НАПО им. Чкалова, официально занимается с начала 2000-х годов, уже после начала полетов американского F-22 Raptor, который стал первой машиной такого класса.

В теории истребитель пятого поколения — в России он должен прийти на смену машинам класса Су-27 — отличается от предшественников целым набором качественных изменений. Самолет должен без напряжения выдерживать долгие перелеты на сверхзвуковой скорости, мгновенно обмениваться огромными потоками данных как с другими машинами, так и с землей, быть сверхманевренным — то есть сохранять полноценную способность атаковать, двигаясь вертикально к земле или от нее, и так далее. Обшивка из композиционных материалов должна быть не только малозаметной для всех видов локаторов и головок самонаведения, но и «умной» — то есть нашпигованной датчиками, которые в режиме онлайн поставляют разнообразную информацию пилоту и командованию. Чем из перечисленного будет обладать ПАК ФА — до сих пор неизвестно.

Кабину самолета должны отличать высочайшая интеллектуализация, круговое информационное поле, интерактивная подстройка под потребности пилота, возможность транслировать данные на дисплей в шлеме пилота — словом, она должна воспроизводить в реальности кадры из фантастического блокбастера.

Как следует из первых заявлений руководителей новосибирского авиапредприятия о проекте, именно кабина ПАК ФА лежит в сфере ответственности завода.

«Финишная сборка будет происходить в Комсомольске-на-Амуре, а у нас будет полностью производиться сборка головной части этого самолета», — объяснил глава НАПО Федор Жданов в 2007 году. Кроме того, в Новосибирске планировали заняться оснасткой для производства деталей из стекла и углепластика, которое будет организовано на других предприятиях. Объем финансирования проекта тогда составлял всего 70 миллионов рублей.

ПАК ФА полетел, не дождавшись внедрения новых технологий его сборки
ПАК ФА полетел, не дождавшись внедрения новых технологий его сборки
По мере приближения первого полета ПАК ФА — сроки которого, впрочем, постоянно срывались и переносились — комментарии становились более скупыми. В 2008 году новый глава НАПО Андрей Калиновский сообщил, что предприятие делает «часть узлов» для истребителя, однако надеется на большее. «Думаю, что серийное производство этого самолета — будущее нашего завода, которое наступит через пять-шесть лет», — уверял господин Калиновский в интервью газете «Континент Сибирь».

Вклад НАПО в торжественную демонстрацию ПАК ФА, которая 29 января, наконец, состоялась в Комсомольске-на-Амуре, комментировать отказались как на авиапредприятии, так и в холдинге «Сухой» — причем со ссылкой друг на друга. «Структура подачи информации в прессу изменилась, пришли нормативные акты из Минобороны, вся информация по военной технике предоставляется только в головном холдинге», — объяснила пресс-секретарь авиапредприятия Виктория Колесникова. «Информация может исходить только от НАПО, которым запрещены любые комментарии, причем запрет исходит от более высоких инстанций», — сообщили, в свою очередь, в пресс-службе холдинга «Сухой».

Впрочем, очередная порция информации о грядущем участии новосибирцев в проекте была обнародована сравнительно недавно.

Видеозаписи первого полета ПАК ФА обескуражили наблюдателей тем, что прототипу истребителя будущего так и не удалось избавиться от заклепок, которыми сшивали еще самолеты времен Второй мировой войны. Помочь устранить моральное отставание в прошлом году попросили новосибирских ученых.

В начале сентября глава «Сухого» Михаил Погосян и председатель СО РАН академик Александр Асеев подписали соглашение, которое предусматривает помощь ученых в создании самолета пятого поколения. «Это целый спектр вопросов — начиная от аэродинамики и кончая применением композиционных материалов», — цитировало Михаила Погосяна агентство «Интерфакс-Сибирь».

НАПО и «Сухой» заказали СО РАН технологии лазерной сварки титановых панелей и узлов, нанесение антикоррозионных покрытий на сталь методом холодного напыления, закалку алюминиевых деталей, магнетронное нанесение покрытий на стекла фонаря и ряд других технологий. В частности, в Институте теоретической и прикладной механики уверены, что способны избавить российскую авиатехнику будущего от заклепок, применив лазерную сварку с нанопорошками карбида титана. «Переговоры с Чкаловским заводом ведутся. Скажу честно — не все так просто, как хотелось бы. В мире сегодня такой технологии еще нет — ни у американцев, ни у европейцев… Я много раз высказывался по поводу этих заклепок, но нужен резкий скачок в технологиях», — говорит замдиректора по науке ИТПМ СО РАН Анатолий Оришич.


Петр Малков
Фото ru.wikipedia.org (1), sukhoi.org (2)
Видео предоставлено пресс-службой ОАО «Сухой»

2010-02-06
  • PT2M12SПервый полет ПАК ФА, 10 МБ
    Первый полет ПАК ФА, 10 МБ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено