Василий Юрченко: «Это неправильный налог»

Интервью первого заместителя губернатора Новосибирской области о транспортном налоге, безработице и доходах населения

Василий Юрченко: «Уровень безработицы у нас один из самых низких в стране»
Развитие Новосибирской области в 2009 году если не остановилось, то в значительной степени замедлилось. Труднее всего пришлось строителям и промышленным предприятиям, потеряли работу банковские служащие и рабочие других специальностей. В конце декабря, пожалуй, самый трудный год в этом десятилетии уже не кажется таким мрачным, особенно в свете амбициозных планов на будущее: сдать в 2010 году станцию метро «Золотая Нива» и начать строительство Оловозаводского моста. Первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко, который как раз на днях вошел в кадровый резерв президента России, подвел основные итоги 2009 года в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ, но начал все же с ответа на один из самых актуальных вопросов.
Какова ситуация в ОАО «Экспресс-пригород»? На прошлой неделе компания заявила о сокращении рейсов электричек с 1 января 2010 года…

Советом директоров ОАО «Экспресс-пригород» не утверждена производственная программа, поскольку представленный вариант не удовлетворил акционеров, и в первую очередь администрацию области и мэрию Новосибирска. На наш взгляд, не был адекватно разработан план по снижению производственных издержек. Мы не можем сегодня выйти на индексацию тарифа, поскольку с декабря 2009 года «Экспресс-пригород» признан естественной монополией. Он единственный на территории области осуществляет пригородные железнодорожные перевозки, и поэтому тариф должен регулироваться. Государственное регулирование тарифов подразумевает четкое обоснование расходов. Для того чтобы установить экономически обоснованный тариф, необходимо понимать, из чего складываются издержки. Это и было поручено представить дирекции.

План, который был представлен, был отвергнут в том числе и представителями РЖД. Представленный вариант тоже не дает ответ на некоторые вопросы. В частности, о доходах: нет позонового учета и пассажиропотока, отсюда непонятно, какой доход будет получать компания. Госрегулирование предполагает как понятные расходы, так и понятные доходы.

То, что идет сейчас вокруг «Экспресс-пригорода», показывает, что нужно принимать какие-то решения по менеджменту, если они не могут должным образом справиться даже с предоставлением необходимой информации акционерам.

Департамент сегодня рассматривает производственную программу, которая представлена «Экспресс-пригородом». Те заявления, которые «Экспресс-пригород» то размещает, то снимает в информационных каналах, я пока комментировать не буду. Уже сложилось представление о сокращении числа пригородных поездов, но не в таком объеме, как это анонсировало руководство компании.

Вы действительно советовали «Экспресс-пригороду» продать базу в Шерегеше?

Да. Я считаю, что эти непрофильные активы однозначно должны быть проданы и не должны обременять деятельность этой компании. 49 % акций принадлежат области и городу, и наша задача обеспечить территориальную доступность, в том числе и пригородным железнодорожным транспортом. Но мы не ставим этой компании задачу зарабатывать прибыль. Поскольку мы ушли в регулируемую деятельность, мы должны быть абсолютно понятны и прозрачны и снимать все вопросы, которые косвенно будут ложиться в тариф.

Заканчивается год, который был одним из самых сложных в экономике Новосибирской области. Какие инвестиционные проекты были реализованы?

Действительно, объем инвестиций сократился, и по 2009 году он составит порядка 80–90 млрд рублей. Это ниже, чем в прошлом году, когда было 124 млрд. Несмотря на это, ряд инвестиционных проектов, начавшись в 2008 году, были завершены в 2009-м. Это строительство компанией ООО «ПНК-Толмачево» промышленно-логистического комплекса. Это и создание инфраструктуры в ПЛП — электроснабжение, газоснабжение, по железной дороге практически все выполнено.

Практически готова вторая взлетно-посадочная полоса в «Толмачёво» — остались последние штрихи: монтаж радиотехнического оборудования для управления полетами. Все остальное выполнено.

Реализован проект по мясоперерабатывающему заводу, в Маслянинском районе построена крупная ферма. На многих предприятиях, несмотря на кризис в машиностроительной отрасли, шел процесс техперевооружения, причем объем финансовых вложений был существенным — десятки и сотни миллионов рублей. Это тоже нужно рассматривать как инвестиции. Введено порядка двадцати крупных торговых предприятий, отвечающих всем современным требованиям. Достаточно большой объем инвестиций был произведен в инфраструктурные объекты в дорожной отрасли — практически на 8 млрд рублей — это по региональным и по федеральным дорогам. В 2009 году запущен завод горячего цинкования. Конечно, нет таких больших и знаковых объектов, которые начаты в 2009 году, но подготовка к таким проектам идет. Полным ходом идет рабочее проектирование завода по глубокой переработке зерна — буквально несколько дней назад я рассматривал состояние дел по этому объекту. Этот завод будет давать добавленную стоимость на 1-2 порядка выше стоимости сырья, которое будет перерабатывать — это будет очень серьезное предприятие.

Как Новосибирская область справляется с дефицитом бюджета? Не слишком ли дорого мы занимаем деньги?

В этом году мы выполнили все обязательства по погашению облигационного займа. Мы погасили два займа более чем на 1,8 млрд рублей. Да, мы заимствовали средства в банках, сегодня у нас ставка 12,5%. Мы привлекли бюджетный кредит в Минфине, и нам бы хотелось все кредиты заместить по такой ставке — это 1/4 ставки рефинансирования. Но, к сожалению, объемы бюджетного кредита ограничены — он выдается не по потребностям. Если сравнивать с предыдущим портфелем, то, конечно, ставка возросла. Но она возросла и по реальному сектору, а не только по заимствованиям бюджетов. 12,5 % — это одна из низких процентных ставок среди бюджетов субъектов.

Лучше нас заимствования провела Нижегородская область — на уровне 11,5–12 %. Все остальные занимают дороже, чем мы.

Мы полностью и вовремя исполняем все обязательства по процентам. Мы добросовестный и хороший заемщик — пока еще никто не жаловался. При снижении ставки рефинансирования мы понижаем процентную ставку, и такие примеры уже есть: провели конкурс под 12,87, а сейчас уже переоформили кредит на 12,5 %. Будет снижаться ставка еще — будем работать с банками, чтобы понижать дальше.

Как отразятся на кредитном портфеле региона правительственные кредиты на строительство Оловозаводского моста и станции метро «Золотая Нива»?

Абсолютно нормально, поскольку у нас сегодня внутренний государственный долг составляет очень незначительную сумму. Мы можем довести его до 70 млрд рублей — до размера собственных доходов бюджета, а мы имеем его на уровне 7 млрд рублей. Как видите, запас прочности еще достаточно большой. Мы попали в перечень субъектов на выдачу кредитов для строительства транспортной инфраструктуры, но пока условий и точной суммы нет. Но привлечь бюджетный кредит на строительство таких объектов — это очень выгодно, он все равно будет существенно дешевле, чем кредит в коммерческих банках.

Контролирует ли область строительство объектов, которые софинансирует? Вы уверены, что станция метро будет сдана в 2010 году?

Я уверен, что станцию метро в 2010 году сдать удастся.

А что касается моста?

Технологическая подготовка к строительству моста в этом году произведена, средства были заложены в бюджете. Выполнены подъездные дороги и так называемая организация производственной площадки. В следующем году однозначно будет начато строительство моста. И дальше уходить за 2010 год с началом строительства нельзя — это приведет к очень серьезным последствиям: сдерживание развития инфраструктуры, снижение инвестиционной привлекательности. Средства в бюджете города и области заложены, непонятно по федеральным средствам: в бюджете денег нет, но рассматривается вариант привлечения бюджетного кредита. Но даже без этих средств миллиард рублей в двух бюджетах позволяет начать реализацию этого проекта.

Какова позиция Новосибирской области по вопросу о повышении транспортного налога? Сможем ли мы без этого обойтись, как Красноярский край?

Когда вопрос рассматривался в областном совете, я объяснял, почему необходимо повысить транспортный налог. Несколько лет не было индексации этого вида налога, и сегодня при напряженном исполнении бюджета и нехватке средств на дорожную отрасль это тоже является источником денежных поступлений. Налоги — это всегда не очень приятно.

Тем не менее, анализ налоговой нагрузки на физических и юридических лиц в разные периоды показал, что этот источник нужен. Нужно повышать. Я уверен, что в пределах 30%. С другой стороны, я абсолютно согласен с гражданами, что это неправильный налог.

Он неадекватно оценивает воздействие участников дорожного движения на дорожную сеть. Но я привык так: есть закон, и вот какой он есть — его надо исполнять. В том числе и по всем налоговым платежам. Мотивировать, объяснять и доказывать необходимость изменения налогообложения — этим нужно заниматься. Я считаю, что нужно пересматривать подход к налоговой базе, к налогообложению по данному виду налога. Но это в перспективе, а мы говорим о сегодняшнем дне.

Повышенные ставки налога вступят в силу не ранее 2011 года?

Да, безусловно. Повышение коснется даже не 2011, а 2012 года, поскольку вступит в силу в 2011 году. Физические лица платят уже в 2012 году до 1 апреля, а юридические лица выплачивают поквартально.

Вы уже говорили о строительстве второй взлетно-посадочной полосы в «Толмачёво». В прошедшем году на фоне падения пассажиропотока сменилось руководство аэропорта. Почему это произошло и в каком состоянии предприятие находится сейчас?

По итогам 2009 года будет зафиксировано падение пассажиропотока, но это характерно для всех аэропортов и для всех авиакомпаний. Смена директора — это решение собственника. В принципе, каких-то серьезных проблем в «Толмачёво» нет, хотя есть какие-то вопросы, которые необходимо решать акционерам, а область не является акционером этого ОАО. То, что пакет попал в план приватизации, — он уже несколько раз туда попадал. Это нормальный процесс, когда государство хочет избавиться от тех активов, которые ему не нужны. Я считал и считаю, что чем раньше частный бизнес станет собственником этого объекта — тем лучше для его развития. Будет адекватно оценен пакет — найдутся инвесторы, которым интересен этот актив. Пакет контрольный, и он позволит сразу реализовывать все свои идеи и планы.

Сколько человек в 2009 году потеряли работу в Новосибирской области или перешли на сокращенную рабочую неделю?

Уровень безработицы у нас один из самых низких в стране — 2 % от экономически активного населения. В принципе, такой цифры мы планировали достичь. В программе по дополнительной занятости, которую мы реализовывали вместе с федеральным центром, у нас целевой показатель был не выше 2 %. Количество безработных, которые официально зарегистрированы, — 28 тыс. человек. При этом вакантных рабочих мест в центрах занятости зарегистрировано 22 тысячи. Другое дело, что по структуре они не совсем сходятся: востребованы одни специальности, а безработными зарегистрированы другие. В каких-то случаях, наверное, надо переучиваться и приобретать новую профессию.

Что касается неполной занятости, то в последние месяцы идет тенденция на сокращение предприятий с неполной занятостью. Более оптимистично просматриваются производственные программы по предприятиям с заказами на 2010 год. Хотя напряженность на рынке труда сохранится и в 2010 году, безусловно.

Надо держаться за рабочее место?

И держаться, и при стечении обстоятельств не сильно расстраиваться и искать новое место. Может быть, и по другой специальности.

Реальные доходы жителей Новосибирской области в 2009 году выросли или упали?

Средние денежные доходы на душу населения в 2009 году выросли на 14 % и составили 15 669 рублей. Заработная плата возросла на 7,2 % и составила 17 803 рубля. Это не окончательные цифры, а только за 10 месяцев, но я не думаю, что принципиально что-то может измениться. Тенденция роста прослеживается однозначно.

Для Новосибирской области большое значение играет торговля. Можно ли оценить потери этой отрасли в 2009 году?

За 10 месяцев оборот розничной торговли сократился на 8 % от уровня 2008 года. Безусловно, это связано с тем, что население сдерживало расходы как по продовольственной, так и по непродовольственной группе товаров — снижение произошло и там, и там. В период напряженности это естественное и правильное желание граждан — экономить. И если 2006–2008 годы отмечались повышенным потребительским спросом, в том числе и за счет потребительского кредитования, которое разогревало и увеличивало розничный товарооборот, то в этот период расходы поджались.

Можно считать это потерями торговли, хотя потерями считается не потеря выручки, а потеря доходности, — итоги года покажут. На сегодняшний день прибыль компаний упала, но в отрицательную динамику она не ушла. Крупные торговые компании платят налог на прибыль, но в меньших объемах. Плюс нагрузкой для них стало то, что были реструктуризированы кредитные портфели по более высоким ставкам, а это, естественно, тоже отразилось на доходности.

Строительная отрасль в 2009 году также переживала не лучшие времена, однако ее поддерживали. Каковы итоги этой поддержки и будет ли она продолжена в 2010 году?

К сожалению, строители сами не смогут справиться с последствиями спада спроса на жилье и коммерческую недвижимость. Поэтому поддержка будет. Снижение объемов в этом году где-то на 30 %, но тем не менее 1 млн кв. метров жилья в этом году в области будет сдано. С учетом того, что 2008 год был рекордным по количеству квадратных метров, введенных в эксплуатацию, миллион — это тоже очень серьезная цифра.

Какие инвестиционные проекты будут реализованы в Новосибирской области в 2010 году?

2010 год тоже будет напряженным в инвестиционном плане, но я думаю, что начнется строительство ряда абсолютно новых предприятий. Загадывать не будем, но новые стройки начнутся.

Ближе к Новосибирску или в целом по области?

В 50-километровой зоне от границ Новосибирска.


Константин Пономарев
Фото автора


Свои вопросы первому заместителю губернатора читатели НГС.НОВОСТИ могут задать в рамках онлайн-конференции 29 декабря.

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено