Илья Кирия: «На все это грустно смотреть»

Московский эксперт считает, что государство будет сильнее контролировать интернет

На очередной дискуссионной вечеринке «Умная среда» в джаз-клубе «Труба» обсуждалась проблема развития в современном мире мультимедийных средств массовой информации. Со своим взглядом на экономику и менеджмент СМИ в условиях мультимедийности выступил кандидат филологических наук, доктор информации и коммуникации, профессор кафедры медиаменеджмента и медиабизнеса Высшей школы экономики Илья Кирия. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выслушал выступление эксперта, а после задал несколько вопросов по теме, но уже вне рамок публичной дискуссии.
Что можно отнести к мультимедийным СМИ?

Это — средства массовой информации, которые используют одновременно разные виды коммуникации: визуальную, текстовую и аудио-визуальную. Это — интернет-СМИ, мобильные СМИ… Те, которые используют многомерные платформы. Телевидение постепенно приобретает эту мультимедийность — становится возможным заказать, поиграть, почитать телетекст… Так что, с некоторыми оговорками, телевидение тоже можно назвать мультимедийным СМИ.

Как повлиял или повлияет кризис на мультимедийные СМИ?

Я считаю, что он может повлиять положительно. Мультимедийные СМИ зачастую в производстве дешевле. Особенно интернет-сайты всяких журналов, которые производить намного дешевле, чем сами журналы. Этот период — отличная возможность для некоторых традиционных СМИ стать мультимедийными. С целью экономии средств на производстве.

Много говорят о различном контроле над обычными СМИ… Контролировать мультимедийные СМИ пытаются?

Во-первых, многие мультимедийные СМИ так или иначе связаны с традиционными СМИ. Поэтому такой контроль распространяется и на них. С другой стороны, вообще контроль в этой интернет-среде слабее, потому что она менее массовая, чем телевидение. А задачи любой политики — промывать преимущественно массовое сознание. Если интернет станет более массовым СМИ, он будет более подвержен этому.

Как оценивают интернет рекламодатели?

Достаточно адекватно. Рост рекламы в интернете высокий и будет высоким, даже несмотря на кризис. Правда, не все из них готовы размещаться в такой нестандартной для них среде... Некоторые не совсем понимают, что это за аудитория. Не всегда совершенен механизм измерения этой аудитории.

Но вы говорили, что механизм замера аудитории в принципе не совершенен нигде, даже у обычных СМИ…

Да, но при этом существует четкое представление рекламодателя, который совершенным механизмом считает именно этот механизм (существующие исследования медийного рынка. — И.К.). Это — некое такое коллективное бессознательное. Все приняли на веру это, хотя все прекрасно знают, что медиаизмерители меряют плохо, но ничего лучшего, условно говоря, нет. Поэтому нужно пользоваться этими данными. С интернетом сложнее — идут эксперименты измерений, и не всегда эти эксперименты заканчиваются адекватно…

Есть совершенно сумасшедшие вещи, например, что все российские потребители по определенным психографическим характеристикам делятся на пять категорий: «казак», «студент», «купец», «бизнесмен» и «русская душа». «Русская душа» — это не потребитель, это покупатель. Это — человек, который не смог стать потребителем, он остался еще в советском времени, его страшит сам по себе факт выбора и он два дня способен выбирать туалетную бумагу. Для него ближе принцип «бери, что дают».

Илья Кирия не доверяет рейтингам и считает, что будущее — за мультимедийными СМИ
Илья Кирия не доверяет рейтингам и считает, что будущее — за мультимедийными СМИ
Так насколько можно доверять тем самым медийным «гидам»? Которые составляют рейтинги?

Проблема в том, что это — целая индустрия. И когда она становится бизнесом, начинается стандартная история: мне не нравится твой рейтинг, я сделаю свой. За рубежом происходит то же самое. Есть, например, десяток рейтингов вузов, и они все разные. Не так давно появился вдруг рейтинг, где Московский государственный университет занимает третье место в мире. Выяснилось, что это исследование делало по заказу МГУ какое-то европейское агентство. МГУ просто заплатил…

Как различается сейчас контент в традиционных СМИ и мультимедийных?

Контент обычных СМИ ориентирован на определенного вида аудиторию: либо это аудитория, которая мыслит текстово — т.е. текстом, либо она мыслит речью — звуком, либо это аудитория, которая мыслит изображением — видео... Мультимедиа позволяет всем этим трем разным видам аудиторий читать один и тот же контент, потому что здесь существует выбор — каким образом потреблять информацию, при помощи каких вещей. Позволяет акцентировать внимание потребителя на каких-то определенных элементах, преимущественно — визуальных. Таким образом, позволяет более быстро, более эффективно передавать информацию.

Любому СМИ всегда важны новые потребители. В плане их привлечения возможен ли классический маркетинг?

СМИ, как любые культурные продукты, сначала нужно потребить, а потом сделать выводы — понравился он тебе или нет. То есть сначала ты придешь в кинотеатр, плюхнешься в кресло, закусишь поп-корном и посмотришь фильм, от которого тебя, может быть, стошнит. Но тебя стошнит в конце. Только в конце ты сможешь сделать вывод — фильм тебе понравился или нет. В отличие, например, от юбки, которую можно пощупать в магазине и решить, подходит она тебе или нет. Весь маркетинг здесь сводится к тому, что нужно в максимальном количестве площадей натыкать информацию о том, что такой продукт есть. Для того чтобы кто-то пришел и попробовал его, а потом сделал выводы.

Есть в теории литературы такое понятие, как типический герой в типических обстоятельствах. Как бы вы описали такого символического героя СМИ с точки зрения сегодняшнего медиабизнеса?

У меня есть некоторые соображения, но я не могу их подкрепить научно. Над попыткой понять, кто он — герой сегодняшних СМИ, мы с коллегами бьемся два года. Для того чтобы понять, нужно провести гигантский контент-анализ. Но я вот что могу сказать: мы мониторили телевизор, и если говорить о телевизоре, то это — преимущественно мужчина, преимущественно среднего возраста, работник государственных структур либо бизнесмен… И, по данным нашего мониторинга, как правило, этот человек как-то связан с преступностью. Вот такой вот лирический герой. Но это, конечно, сильно зависит и от каналов, потому что лирический герой Первого канала довольно сильно отличается от лирического героя НТВ. А с каналом «Культура» вообще большая сложность, потому что если смотреть любимые мною такие заумные передачи, как «Апокриф» или «Культурная революция», то о герое вообще трудно судить адекватно. Просто ты понимаешь, что эти передачи смотрят десятые доли процента населения в лучшем случае. Исходя из степени сложности проблем, обсуждаемых там, появляются такие псевдокультурные передачи, как «Гордон Кихот». В общем, герой — разный. В разных СМИ, даже в разных регионах…

Как вы считаете, блоги могут стать медийными СМИ? Достигнут ли задуманного сторонники их лицензирования?

Я бы поостерегся называть блоги СМИ. Все же это — индивидуальное средство коммуникации с узким сообществом... Да, есть попытки их лицензировать, осудить людей… На все это грустно смотреть, потому что блог сам по себе, с моей точки зрения, не то пространство, которое можно считать столь публичным. Как правило, оно закрытое… Насколько будут успешными попытки лицензирования — не знаю. От государства можно ожидать чего угодно. Но я не думаю, что попытка лицензировать, регламентировать все и вся приведет к адекватным последствиям. Иногда такое приводит к последствиям обратным. Совершенно не факт, что таким образом государство избавится от проявления экстремизма. Просто экстремизм уйдет в другую сферу — его начнут обсуждать на кухнях или где-то еще. Или он перейдет в какие-то публичные проявления, что гораздо страшнее, нежели это бы оставалось в виртуальном пространстве.

Вы говорите, что аудитория мультимедийных СМИ пока узкая, но зато качественная. В ближайшее время она будет как-то меняться?

Я думаю, она будет расширяться. Но я бы поостерегся говорить, что этот процесс будет происходить в геометрической прогрессии.


Илья Калинин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей

Реклама

Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено