Предчувствие автобуса

Чтобы сократить пассажирам ожидание на остановках, общественный транспорт подключают к спутниковой навигации

Посмотреть все фото
21 августа в Управлении пассажирских перевозок мэрии Новосибирска состоялось совещание по внедрению на пассажирском транспорте второго этапа программы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Бортовые навигаторы призваны максимально сократить отставания автобусов от графика и помочь диспетчерам контролировать расход ГСМ. Авторы проекта намерены до конца этого года оборудовать навигаторами весь муниципальный общественный транспорт, а также всячески способствовать внедрению системы на коммерческих маршрутах.
Справка: ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) — российская спутниковая система навигации, призванная стать аналогом американской системе GPS. Основу ГЛОНАСС теоретически должны составлять 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19 тыс. км. На практике формирование ГЛОНАСС еще не закончено.

Пилотный проект спутниковой навигации наземного общественного транспорта в Новосибирске был запущен еще в октябре 2007 года. На тот момент инициативу проявило Министерство транспорта, выделив на оснащение муниципальных автобусов и троллейбусов 2,5 миллиона рублей. Сегодня, спустя почти год, власти Новосибирска намерены развивать проект и дальше, что выразилось в решении выделить из городского бюджета сумму в размере 8 миллионов рублей. По данным представителей Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, за описываемый период в систему было включено 230 бортов общественного транспорта: 14 троллейбусных маршрутов, 10 автобусных муниципальных маршрутов и 10 маршрутов коммерческих перевозчиков.

Удалось выяснить некоторые номера коммерческих маршрутов, оборудованных системой спутниковой навигации: 1038 (ТК «Толмачевский» – Земнухова ), 1264 (Свечникова – Краснообск), 1003 (Таймырская – с. Верх-Тула), 1045 (Центральный корпус (Облбольница) – Чемской бор) и 1243 (Западный ж/м – Радиостанция).

Основная декларируемая цель программы «ГЛОНАСС на транспорте» — оптимизация графика движения общественного транспорта по известным маршрутам. Другими словами, данный технический комплекс призван свести к минимуму опоздания и большие паузы между прибытиями на остановки автобусов, троллейбусов и маршруток. По мнению представителей мэрии, более упорядоченное движение техники по маршрутам сделает проезд в общественном транспорте более удобным и снизит временные потери пассажиров. Помимо этого, начальник Управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов отметил, что ГЛОНАСС поможет диспетчерской службе наиболее эффективно контролировать расход ГСМ на автобусных маршрутах.

Предчувствие автобуса
«В себестоимости проезда 70 % занимает топливо, а существующая на сегодня система контроля расхода топлива имеет погрешность в 10 %. В связи с этим новый способ контроля по-настоящему необходим», — отметил Валерий Новоселов.

Описываемый технический комплекс имеет официальное название «АСУ «Навигация» и состоит из бортового устройства и компьютера диспетчера с программным обеспечением, которые соединены между собой спутниковым сигналом в режиме реального времени. Небольшое устройство, установленное в кабине водителя, «следит» за соблюдением маршрута и графика движения, показывая на монохромном экране данные об отставании от графика в минутах. В память устройства внесена информация о предполагаемом по графику времени прибытия на каждую остановку. Навигатор постоянно анализирует соответствие между планом и реальным положением автобуса на улицах города, подсказывая водителю, как снова встроиться в график.

Помимо навигатора в устройстве присутствует модуль связи, благодаря которому диспетчер имеет возможность в любой момент связаться по радио с водителем или послать ему SMS с рекомендациями относительно графика движения.

Корреспонденту НГС.НОВОСТИ в ходе презентации проекта удалось понаблюдать за работой диспетчерской АСУ «Навигатор». На экране своего компьютера диспетчер видит карту Новосибирска, по которой движутся значки единиц техники, отображая траекторию реального ТС. Относительно каждого конкретного транспортного средства высвечиваются данные о пробеге, скорости передвижения, заторах, произошедшем ДТП, неблагоприятных погодных явлениях (например, гололед) или обрыве линии. Благодаря данной системе диспетчер имеет возможность оперативно управлять работой маршрута.

По словам директора ООО «Автопрайд» (маршруты 1045 и 1223) Олега Вербицкого-Захарова, судя по опыту, АСУ «Навигатор» ощутимо помогает оптимизировать работу автопарка.

Предчувствие автобуса
«Когда я установил эти приборы на машины, то был поражен, обнаружив, что мои водители посреди рабочего дня покидают маршруты, загружаются баулами и везут торговцев на барахолку. Все эти водители были уволены», — рассказал Олег Вербицкий-Захаров.

По информации директора МУ «ЦУГАЭТ» Ольги Рязановской, бортовое устройство АСУ «Навигатор» для автобуса и троллейбуса стоит 16 тыс. рублей, а для маршрутного такси — 11 тыс. рублей.

Также Ольга Рязановская отметила, что в планах мэрии — до конца 2008 года оборудовать АСУ «Навигатор» полностью весь парк муниципальных автобусов и троллейбусов. Кроме продолжения внедрения АСУ на транспорте в четвертом квартале этого года специалисты планируют начать установку цифровых информационных табло на остановочных пунктах. Первыми будут оборудованы Речной вокзал и вокзал Новосибирск-Главный. Благодаря табло пассажиры смогут видеть расписание транспорта, место его реального нахождения и время прибытия. В течение 2009 года планируется установка подобных табло на пл. Маркса, пл. Калинина, на ост. «Цветной проезд» и на конечной остановке в микрорайоне Родники.

Единственной проблемой федеральной программы ГЛОНАСС оказывается то, что при навигации используются не отечественные спутники ГЛОНАСС, а американские сателлиты GPS. Этот факт корреспонденту НГС.НОВОСТИ подтвердили в пресс-службе мэрии. В чем секрет не соответствующего действительности названия программы, проанализировать трудно.

По информации заместителя директора новосибирской навигационной компании «НовосибирскРефСервис» Дмитрия Бугаёва, на сегодня в России еще не налажен массовый выпуск ГЛОНАСС-навигаторов, а у самой системы не хватает восьми необходимых для ее полноценной работы спутников. «Однако я считаю введение GPS-навигации для общественного транспорта разумным решением — теперь водителям будет труднее «пролетать» мимо остановки или уйти с маршрута», — отметил эксперт.


Марк Волков

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено