Испортили воздух

Дышать стало труднее из-за промышленных предприятий и опаснее из-за автомобилей

Испортили воздух

По данным Новосибирскстата, в первом полугодии 2008 года выбросы загрязняющих веществ от стационарных предприятий в атмосферный воздух Новосибирской области составили 129,3 тыс. тонн, что на 21,3 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Официальные источники считают самыми вредными предприятия, связанные с производством и распределением электроэнергии, газа и воды (77,3 тонны — 59,8 % от всех стационарных предприятий). Однако больше всего воздух загрязняют машины. По данным Ростехнадзора, около 70 % всех выбросов приходится на транспорт.

Здесь следует отметить, что Ростехнадзор проводит мониторинг лишь транспорта предприятий и не собирает данных по частному транспорту. Между тем, как заявил глава ГИБДД Новосибирской области Сергей Штельмах, за первое полугодие 2008 года прирост транспортных средств в области составил 27 800 единиц (в прошлом году в тот же период прирост составлял 24 000 машин). Таким образом, вполне правдоподобной выглядит оценка независимых экологов, считающих, что на долю автотранспорта сейчас приходится более 90 % от всех выбросов.

Среди загрязняющих веществ, которые попадают к нам в легкие благодаря выхлопам автотранспорта, можно назвать бензпирен (самый опасный — способствует развитию онкозаболеваний), фенол и формальдегид. Все эти соединения также способствуют заболеваниям органов дыхания.

По данным Западно-Сибирского центра мониторинга окружающей среды, среднегодовая концентрация бензпирена у нас в 2007 году превысила предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 1,8 раза, формальдегида — в 2,2 раза (в Советском районе — в 4 раза). Угарный газ (СО) в среднем по городу оставался в пределах нормы, хотя у замерочных постов в Академгородке, а также в Ленинском и Калининском районах превысил ПДК в 1,9–2,3 раза.

«Ленинский и Первомайский районы у нас являются самыми загрязненными, — отмечает Олег Козьмин, сотрудник центра мониторинга окружающей среды. —

Наиболее благополучны ОбьГЭС и Академгородок. Калининский район относительно благополучный, хотя по выбросам хлора в 2007 году было до 10 звонков от жителей».

Официальные источники информации мало сообщают о выбросах автомобилей (исследования этих выбросов, как выяснилось, практически не ведутся), предпочитая говорить о стационарных предприятиях. При этом больше всего говорится о вреде, который приносит производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Таким образом, по официальным данным, больше всего воздух загрязняют различные ТЭЦ.

Независимый эколог, сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН Сергей Пащенко подвергает критике методику анализа выбросов загрязняющих веществ в городе. По его мнению, государство слишком много внимания уделяет ТЭЦ и слишком мало проблеме автотранспорта. «У нас достаточно современный город, и трубы на предприятиях достаточно высокие, около 100 м и больше. У ТЭЦ-5, например, труба около 300 м — комментирует Сергей Пащенко. — Поэтому когда наступает мощная инверсия, эти трубы способны ее перебросить. Продувается Новосибирск, надо заметить, достаточно хорошо. Что действительно опасно, так это транспорт и малые котельные».

Оценки центра мониторинга окружающей среды, по мнению господина Пащенко, завышены.

Происходит это из-за того, что пункты наблюдения, коих на данный момент в Новосибирске всего 10, в большинстве своем расположены на оживленных магистралях. Сотрудники центра с этим согласны, однако поделать ничего не могут — финансировать еще 10 пунктов (20 для нашего города — необходимый минимум) государство пока не собирается.

Как считают экологи, необходимо различать условия жизни тех, кто живет рядом с оживленными магистралями, и тех, кто живет во втором ряду домов. Около 50 тыс. человек у нас проживает рядом с магистралями, и концентрация вредных веществ там действительно превышает ПДК и в 3, а то и в 5 раз.

С домами во втором ряду ситуация не так плоха, однако беспорядок с парковками также приводит к превышению ПДК.

Из всех вредных веществ Сергей Пащенко сделал особенный акцент на бензпирене: «Это очень опасный канцероген. Как и радиация, через 10–15 лет он дает высокий процент рака. То, что рак «молодеет», многие связывают именно с проникновением в организм человека бензпирена, содержащегося в автомобильных выхлопах. Поэтому мне кажется неимоверной глупостью, когда современные мамаши возят все время с собой детей на заднем сиденье».


Владимир Иткин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА