Тюнинг для IKEA

Дизайнеры интерьера соединили дешевые светильники с дорогим итальянским фарфором

Светильники «Сафари»: высокая бутылка ассоциируется с жирафом, пузатая — с носорогомВсе фотографии
Светильники «Сафари»: высокая бутылка ассоциируется с жирафом, пузатая — с носорогом

В Новосибирске в рамках фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель» завершился проект «Дизайн-тюнинг», устроенный журналом «Современный Интерьер-Сибирь». В отличие от прошлогоднего бабушкиного наследства в виде старых стульев, щедро предоставленных дизайнерам для креатива, на сей раз пищей для ума и рук стали светильники IKEA и дорогой итальянский фарфор. Подобная последовательность не случайна: сумел сделать стул — сделаешь и светильник, считают кураторы фестиваля.

Справка: Летний фестиваль дизайна «Золотая капитель» — событие, призванное привлечь внимание к дизайну как средству улучшения пространственной среды обитания сибиряков. Организатором фестиваля выступает Фонд региональной архитектуры «Золотая капитель», в течение 12 лет проводящий в Новосибирске одноименные архитектурные фестиваль и смотр-конкурс. Фестиваль должен стать инструментом профессиональной коммуникации сибирских дизайнеров, явлением в культурной жизни Новосибирска.

Принцип проекта «Дизайн-тюнинг», по словам Татьяны Волковой, редактора журнала «Современный Интерьер-Сибирь», предельно прост. Дизайнерам раздавались предметы, полностью лишенные декора, — простые светильники и простые на вид, но не дешевые тарелки, из которых, впоследствии им предстояло создать абсолютно новые арт-объекты.

Светильник и тарелка — вещи серийные и часто используемые. Поэтому результат, которого все ждали от проекта, — индивидуализация каждого предмета.

Работой, поразившей не только посетителей, но и кураторов выставки, стал сервиз дизайнера Ольги Грачевой «Надежда». Тарелки были выкрашены в цвета российского и испанского флагов, а оформление чайника стилизовано под футбольный мяч. «Тарелки были выданы 26 июня, а это знаменательная дата для всей России — игра с Испанией, — считает Ольга Грачева. — Страна жила этим событием несколько дней, сами знаем, что творилось. В принципе, хотелось запечатлеть это состояние. Тарелки красились как раз в режиме онлайн, их можно назвать непосредственно участниками этого матча. Поэтому сервиз так и назван — «Надежда».

Из тарелок арт-объекта «Пища для ума» можно поесть гаек
Из тарелок арт-объекта «Пища для ума» можно поесть гаек
На вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ, можно ли выделить конкретный стиль или течение, которого придерживались дизайнеры, организаторы ответили с улыбкой: «У нас царит полная демократия. Масса стилей имеет право на существование, этакий плюрализм мнений и вкусов. На основании уже имеющихся стилей создаются новые миксы, которые пока еще не имеют какого-то четкого определения. Кто-то называет это эмоциональным минимализмом, кто-то как-то еще».

В сущности, проект «Дизайн-тюнинг» может послужить источником вдохновения для людей, профессионально не связанных с дизайном и архитектурой.

Если присмотреться к созданным дизайнерами арт-объектам — все решения яркие, гениальные, но очень простые. Светильники Андрея Чернова «Вторая жизнь Design» действительно получили право на вторую жизнь — плафон одного из светильников дизайнер заменил на сваренный из железа, второй покрасил в черный цвет и проделал небольшие отверстия, за счет которых светильник стал смотреться совершенно иначе.

«Понятно, что этот кусок железа нужно найти в подвале или на каком-нибудь винтажном развале, достать, скрутить, — комментирует Алексеева Наталья, один из кураторов проекта «Дизайн-тюнинг». — Но изысканность не столько в тех средствах, которые используются в работе, а в самих идеях и приемах. Если взять композицию A3D.ru «Пища для ума» — что может быть примитивнее? Взять болты, диски, покрасить плафон. Но здесь вся ценность и гениальность в самой идее и, конечно же, в названии. В каждой из этих вещей изначально присутствует определенная степень изысканности».

Кураторы «Золотой капители» отметили, что фестиваль позволяет не только получить положительный опыт и эмоции, но и обнажает некоторые проблемы, связанные с современным состоянием архитектуры в Новосибирске. По словам Татьяны Иваненко, куратора фестиваля «Золотая капитель», нет связи между заказчиком, в данном случае мэрией, и профессиональным сообществом архитекторов. Нужно выстраивать систему, которая позволит подключать к проектированию городской среды специалистов высокого класса.

Тарелка «Fud Fag» предупреждает: вокруг сплошная химия
Тарелка «Fud Fag» предупреждает: вокруг сплошная химия
Появление в городе такого архитектурного объекта, как «Соболя», считает Татьяна Иваненко, свидетельствует о том, что такой системы нет.

«Я против того, чтобы главный художник или мэр выступал цензором, — говорит Александр Ложкин, представитель оргкомитета фестиваля. — На этом фестивале мы стараемся показывать определенный уровень качества — с тем чтобы в итоге у нас в городе появлялись достойные архитектурные сооружения. К сожалению, Новосибирск не имеет исторически высокой культурной планки, как Санкт-Петербург, где определенные вещи просто никогда не могут появиться. Главный художник города Юрий Бурика мне очень правильно сказал: приходите, приносите проекты. Пока у нас город такой — кто что принес, то и стоит».


Кристина Фарберова
Фото автора и Елены Балгеймер


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА