Горе без ума

Новосибирские выпускники сдали ЕГЭ по литературе на «двойку», чтобы получить «тройку»

В этом году впервые каждый выпускник обязан сдать не менее трех экзаменов в форме ЕГЭ: два обязательных (русский язык и математику) и один на выбор. Экзамены по предметам на выбор (обществознание, физика, литература, химия, биология, английский, немецкий или французский язык, география, история России, информатика, или информационные технологии) уже позади. Результаты ЕГЭ по русскому языку обрабатываются, а экзамен по математике состоится 4 июня. Уже известно, что хуже всего на сегодняшний день пришлось великому наследию Пушкина и Достоевского — треть школьников, добровольно выбравших экзамен по литературе, как выяснилось, знают ее на «двойку».
В школах и в департаменте образования провальные результаты ЕГЭ по литературе (и ее популярность в качестве экзамена на выбор) объясняют тем, что итоговая оценка по этому предмету будет выставляться по системе «три пишем, два в уме». «В этом году льгота «плюс один балл» (при получении «двойки» выводится среднее арифметическое из оценки в аттестате и результата ЕГЭ) распространялась на литературу, а также на оба обязательных предмета для сдачи экзамена — русский язык и математику, — комментирует Наталья Сальникова, главный специалист департамента образования Новосибирской области. — Мы полагаем, что большое количество «двоек» по литературе связано именно с льготой. Многие школьники выбрали литературу, зная, что ее не придется пересдавать. Другие же необязательные экзамены выбирали более осмысленно, чтобы использовать результаты при поступлении в вузы. И по остальным предметам результаты достаточно хорошие. Например, 90 % писавших тест сдали такой сложный предмет, как физика, на положительные оценки. Что касается «двоек», то они должны быть — они показывают, что система проверки действительно работает».

Из читателей, участвовавших в опросе НГС.НОВОСТИ, около трети назвали ЕГЭ «несправедливым и обезличенным». Но представители школ, опрошенные корреспондентом НГС.НОВОСТИ, не торопятся жаловаться на несправедливость замены классических экзаменов тестом.

Сергей Бирюков, заместитель директора гимназии № 10, считает, что ЕГЭ показывает реальный уровень знаний: «Каждый повар похвалит суп, который сам сварил. Так и мы на экзаменах оценивали результаты собственной работы. А ЕГЭ — это внешняя проверка. Меня прежде всего устраивает то, что это единый измерительный стандарт для всех, а не тот вариант, когда в одной школе определенный уровень оценивается на «тройку», а в другой — на «пятерку». «Практически все наши дети результатами ЕГЭ подтвердили свои годовые оценки. Результатов ЕГЭ ниже уже имеющейся оценки практически нет», — рассказывает Ирина Косячкова, завуч по учебной работе лицея № 130.

Распространенное мнение о том, что тестирование снижает для ученика планку и ведет к «отупению», учителя не разделяют.

Людмила Распопина, учитель литературы и завуч по учебно-воспитательной работе муниципальной гимназии № 1, например, назвала пресловутый тест по литературе достаточно сложным. По ее словам, наибольшее затруднение у школьников вызвали те части задания, в которых требовался развернутый ответ (до мини-сочинения многие испытуемые и вовсе не добрались). Распространенное мнение о том, что у современных школьников беда с гуманитарными науками, госпожа Распопина подверждает и не обвиняет в плохих результатах ЕГЭ по литературе составителей теста: «Безусловно, школьники меняются, они воспитаны уже не на книгах, а на телевидении. И это проблема не только нашей страны. Уже сейчас у детей в голове, красиво говоря, гипертекст, а грубо говоря — каша из названий, авторов, дат и героев. Что касается традиционных экзаменов, то в последние годы в связи с доступностью готовой информации они были уже не те.

То же сочинение, после того как появилось огромное количество всевозможных сборников готовых работ, перестало быть идеальной формой проверки».

Впрочем, все опрошенные корреспондентом НГС.НОВОСТИ учителя и руководители дружно отметили, что материалы ЕГЭ нуждаются в доработке, и среди вопросов встречаются некорректно составленные — например, задания, рассчитанные скорее на «продвинутого» ученика профильного класса. Либо спорные вопросы, на которые можно дать больше одного правильного ответа — здесь ученику пригодилась бы возможность живого диалога с экзаменатором. Учителя отмечают и то, что на тесты можно и нужно натаскивать специально. «В этом году сложность заключалась в том, что о проведении ЕГЭ для всех выпускников мы узнали поздно и готовили детей в спешном порядке. С сентября этого года мы будем работать целенаправленно, и в следующем году результаты будут лучше», — комментирует господин Бирюков. «Тесты составлены так, что их нужно очень внимательно читать. Очень часто ребенка ловят именно на том, что он не натренирован именно для этой формы сдачи», — отмечает еще одна учительница, пожелавшая остаться неназванной.

В целом представители школ осторожно называют свое отношение и отношение своих коллег к ЕГЭ «двойственным». Представители вузов также осторожны в оценках. «Все зависит от того, как использовать результаты ЕГЭ. Мы, например, начинаем считать оценку, скажем, «пятеркой», с большего количества баллов, чем требует официальный критерий, — комментирует Владимир Резников, декан факультета естественных наук НГУ. — Я бы лично обеспокоился, только если от нас потребуют считать оценки ЕГЭ по официальным критериям окончательными и принимать всех. Кроме того, у нас есть и другая система набора студентов — по результатам олимпиад».


Елена Полякова
Фото gettyimages.com


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено