Стена плачет

Вирус граффити в Новосибирске еще не распространился, но общественность его уже опасается

Одна из заявок, поданных на конкурс проектов «Парад идей» 17 мая этого года, исходила от группы молодых художников, которые хотели арендовать у города стену и превратить ее в галерею. Речь шла о бетонной ограде долгостроя в самом центре города — там, где улица Орджоникидзе переходит в Вокзальную магистраль. Идея проекта заключалась в том, что любой, считающий себя художником, без ограничений по возрасту или квалификации мог бы рисовать на стене что душе угодно. По замыслу авторов проекта, стена должна была превратиться в галерею под открытым небом, галерею без кураторов — посредников между художником и аудиторией. Жюри отклонило заявку, а из зала поступило шутливое предложение для авторов обратить внимание на внутреннюю сторону забора — ту, которая находится со стороны замороженной стройки.
Справка: «Парад идей» — открытый конкурс, по результатам которого выделяются гранты на культурные инициативы (прошлогодний проект «Поэзия в движении» по размещению стихов в вагонах метро — одна из таких инициатив). Конкурс проводят агентство «Открытая Сибирь» и проект «Кухня» (известный прежде всего «Умными средами» в клубе «Труба») при поддержке программы «Матра» Министерства иностранных дел Нидерландов и института «Открытое общество».

«По сравнению с другими заявками эта была слабее, хотя вообще-то проект интересный и смелый, — комментирует председатель жюри, программный директор фонда «Открытая Сибирь» Андрей Шаповалов. — Именно в том, что рисовать было бы предложено любому желающему, и заключалась слабость заявки. Большая часть жюри прекрасно представляет себе, что рядом с работами талантливых граффитчиков появились бы и экстремистские призывы, и просто матерные надписи от подростков».

Вообще-то, граффити на ограде облюбованного группой молодых художников долгостроя уже появились без всяких грантов и конкурсов — с другой стороны объекта, прилегающего к административному зданию, которому, кстати, тоже досталось. Жаловаться на нехватку всевозможных надписей и рисунков на стенах никому в голову, конечно, не придет — достаточно выйти на улицу, и в поле зрения непременно попадут сохранившиеся со времен выборов политические лозунги, вариации на тему трехбуквенных словечек или другие каракули.

Стена плачет
Что касается культуры (или, если будет угодно, субкультуры) граффити как узнаваемого стиля — одного из слагаемых хип-хоп культуры, то в Новосибирске она, по словам самих ее представителей, находится в практически зачаточном состоянии.

«По сравнению, например, с Красноярском у нас это движение очень мало развито, — комментирует граффитчик, представившийся Мориком (по основной профессии — дизайнер и иллюстратор). — Думаю, дело в том, что граффити распространяется как вирус: чем больше интересных «кусков» можно увидеть на стенах, тем больше будет новых увлеченных. У нас же примечательных работ практически не видно». К тому же качественные баллончики стали продаваться в Новосибирске только в последние годы — до этого их приходилось заказывать из столиц.

Граффити традиционно ассоциируется с вандализмом, но в действительности не всегда делается под покровом ночи. «Выбор места определяется нормальными человеческими правилами: разумный человек не станет писать на культурных достопримечательностях или частной собственности, например, машинах, — комментирует Морик. — Я лично не занимаюсь бомбингом (нелегальные рисунки «на скорость» — прим. автора). Обычно мы катаемся по Академгородку, и если присматриваем подходящую стенку, договариваемся с теми, в чьем ведении находится объект». Впрочем, граффитчик тут же оговаривается, что бомбинга в Новосибирске «тоже толком нету». «Изначально бомбинг на Западе был прежде всего рисованием на вагонах метро и поездов железной дороги. У нас этим в основном занимаются дети, которые что-то узнали про граффити, вдохновились и пошли повсюду на стенах рисовать тэги (быстро набросанное имя — прим. автора).

Кстати, о вагонах: новосибирское метро чуть ли не единственное в России, совершенно не тронутое граффитчиками, потому что это очень сложно и опасно».

Стена плачет
Человек, уверенно владеющий баллончиком с краской, может и подзаработать на коммерческих предложениях. Заказчику, желающему добавить своему объекту немного уличного шика, квадратный метр обойдется от 1500 рублей в зависимости от сложности рисунка.

НГС.НОВОСТИ попросили главного художника Новосибирска Юрия Бурику прокомментировать теоретическую возможность отдавать художникам глухие стены трансформаторных будок и тому подобных объектов, не представляющих архитектурной ценности. «Теоретически, если в некоторой степени бюрократизировать и контролировать этот процесс — потребовать от авторов доказать предварительно, что они умеют рисовать, и итог получится достойным и красивым, — то почему бы и нет?» — ответил господин Бурика, также отметив, что сам недавно побывал на фестивале граффити в Санкт-Петербурге, где было «интересно и зрелищно».


Елена Полякова
Фото Алены Балгеймер. В оформлении использованы работы анонимных авторов на стенах административного здания по улице Орджоникидзе, 18


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено