Тоска Зеленой

Сезон 2007/08 показал, что за развитие горнолыжного курорта платить приходится природе

В минувшие выходные подъемники горнолыжного комплекса на горе Зеленой работали для лыжников и сноубордистов в последний раз в этом сезоне. Пора подводить итоги. Зима–2007/08 в Шерегеше прошла под знаком бурного развития: заработали новые подъемники, открыты новые трассы. Такого рывка на склонах горы Зеленой еще никогда не было. Между тем именно активное освоение склонов еще больше подчеркнуло нехватку соответствующей инфраструктуры — туалетов, кафе, камер хранения. Но обо всем по порядку.
Самым разрекламированным и ожидаемым многими событием стало открытие трассы с искусственным оснежением в секторе Е на склоне Зеленой, обращенном в сторону Чугунаша, то есть в противоположную сторону от поселка Шерегеш. Хозяева нового спуска — спортивный клуб «Новая Лига» — не пожалели денег на новый подъемник с уютными кабинками и мощную систему снежных пушек. 4-километровая трасса позиционируется как один из самых длинных спусков с искусственным снегом в России и позволяет проводить на ней спортивные соревнования самого высокого уровня.

Между тем начало эксплуатации сектора Е подтвердило пессимистичные прогнозы: роза ветров здесь такова, что естественный снег выдувается. Аналогичная ситуация произошла и с его искусственным заменителем: несмотря на все усилия, более или менее закрыть камни в начале спуска удалось только к Новому году. Профиль трассы тоже многим пришелся не по вкусу: участки с очень малым уклоном сменяются крутыми сбросами. Так что ожидания многих не оправдалась. Зато дети из спортивной секции «Новой Лига» буквально «прописались» в секторе Е и получили возможность для полноценных тренировок на жестком склоне.

Еще три новых трассы обслуживает скоростной подъемник «Панорама», где закрытые гондолы чередуются с шестиместными креслами. Время подъема на вершину составляет всего 6 минут — благодаря такой пропускной способности здесь практически не бывает очередей.

Трассы «Панорамы» можно смело называть самыми ухоженными на Зеленой — ратрачат их практически ежедневно, а любители внетрассового катания с верхней станции получают доступ к неплохой лесной целине, да и спуск под опорами подъемника тоже представляет определенный интерес.

Однако как раз на этих двух примерах видно отставание в создании различных удобств для туристов. На нижней станции гондольного подъемника сектора Е подкрепиться можно только бутербродами из киоска «Подорожник», катающиеся на «Панораме» довольствуются несколькими блюдами среднеазиатской кухни, которые тут же, на улице, готовят в котлах расторопные гости из южных республик бывшего СССР. Про теплые туалеты речи даже не идет!

Порадовал и легендарный долгострой, так называемая «томская» просека Sky Way, что находится слева от подъемников «Шории-тур», если смотреть снизу. Во-первых, заработала вторая очередь бугельного подъемника, с помощью которой можно подняться на вершину горы. Во-вторых, под занавес сезона туристы получили сюрприз — впервые за 6 лет просеку, бывшую до сих пор излюбленным местом для внетрассового катания, полностью отратрачили. В-третьих, на опоры гондольного подъемника навесили трос и кабинки веселого оранжевого цвета и даже покрутили в тестовом режиме. До ввода в эксплуатацию пока не дошло, но обещают, что в следующем сезоне и этот подъемник заработает в полную силу.

На этом фоне совершенно удручающе выглядит отсутствие на горе единого скипасса. Если райдер хочет разнообразного катания, то он вынужден носить с собой несколько карточек от разных подъемников, стоять в очередях за разовыми бумажными талончиками и терять на это много времени и нервов.

Несмотря на обещания хозяев различных подъемников объединить в систему хотя бы часть из них, достичь принципиальных договоренностей так и не удалось.

Однако перемены, связанные со сменой собственников, позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Томский SkyWay значительно расширил свое присутствие на горе: помимо известной давно трассы со строящимся гондольным подъемником, томичам теперь принадлежит и «Панорама». А «Новая Лига» вошла в число акционеров «Шории-тура» — старейшего эксплуатанта на горе Зеленой. Вероятно, приток «свежей крови» заставил самую консервативную организацию заняться обновлением: под конец зимы рядом с опорами старого подъемника начались изыскательские работы, и к началу следующего сезона «Шория-тур» обещает заменить свой старый подъемник, который давно выработал свой ресурс, на новую скоростную 6-местную креселку. Не дремлет и «Каскад-подъем» — за лето они обещают закончить строительство подъемника на плато Мустага, так что любителям внетрассового катания не придется теперь отдавать по 500 рублей за снегоходную заброску в излюбленный район.

Есть, правда, во всей истории с освоением новых склонов одна очень неприятная деталь. Все меньше остается целинного леса — той изюминки, ради которой в Шерегеш едут райдеры со всей России.

Из уникального места Зеленая все быстрее и быстрее превращается в обычный горнолыжный курорт со всеми плюсами и минусами. И второй год подряд снега гораздо меньше, чем обычно. Эту неприятность люди тоже связывают с вырубкой леса под новые трассы — снег просто выдувает со склонов. И это, увы, плата за дальнейшее развитие горнолыжного комплекса.


Артем Шершнев

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено