Тоска Зеленой

Сезон 2007/08 показал, что за развитие горнолыжного курорта платить приходится природе

Тоска Зеленой

В минувшие выходные подъемники горнолыжного комплекса на горе Зеленой работали для лыжников и сноубордистов в последний раз в этом сезоне. Пора подводить итоги. Зима–2007/08 в Шерегеше прошла под знаком бурного развития: заработали новые подъемники, открыты новые трассы. Такого рывка на склонах горы Зеленой еще никогда не было. Между тем именно активное освоение склонов еще больше подчеркнуло нехватку соответствующей инфраструктуры — туалетов, кафе, камер хранения. Но обо всем по порядку.

Самым разрекламированным и ожидаемым многими событием стало открытие трассы с искусственным оснежением в секторе Е на склоне Зеленой, обращенном в сторону Чугунаша, то есть в противоположную сторону от поселка Шерегеш. Хозяева нового спуска — спортивный клуб «Новая Лига» — не пожалели денег на новый подъемник с уютными кабинками и мощную систему снежных пушек. 4-километровая трасса позиционируется как один из самых длинных спусков с искусственным снегом в России и позволяет проводить на ней спортивные соревнования самого высокого уровня.

Между тем начало эксплуатации сектора Е подтвердило пессимистичные прогнозы: роза ветров здесь такова, что естественный снег выдувается. Аналогичная ситуация произошла и с его искусственным заменителем: несмотря на все усилия, более или менее закрыть камни в начале спуска удалось только к Новому году. Профиль трассы тоже многим пришелся не по вкусу: участки с очень малым уклоном сменяются крутыми сбросами. Так что ожидания многих не оправдалась. Зато дети из спортивной секции «Новой Лига» буквально «прописались» в секторе Е и получили возможность для полноценных тренировок на жестком склоне.

Еще три новых трассы обслуживает скоростной подъемник «Панорама», где закрытые гондолы чередуются с шестиместными креслами. Время подъема на вершину составляет всего 6 минут — благодаря такой пропускной способности здесь практически не бывает очередей.

Трассы «Панорамы» можно смело называть самыми ухоженными на Зеленой — ратрачат их практически ежедневно, а любители внетрассового катания с верхней станции получают доступ к неплохой лесной целине, да и спуск под опорами подъемника тоже представляет определенный интерес.

Однако как раз на этих двух примерах видно отставание в создании различных удобств для туристов. На нижней станции гондольного подъемника сектора Е подкрепиться можно только бутербродами из киоска «Подорожник», катающиеся на «Панораме» довольствуются несколькими блюдами среднеазиатской кухни, которые тут же, на улице, готовят в котлах расторопные гости из южных республик бывшего СССР. Про теплые туалеты речи даже не идет!

Порадовал и легендарный долгострой, так называемая «томская» просека Sky Way, что находится слева от подъемников «Шории-тур», если смотреть снизу. Во-первых, заработала вторая очередь бугельного подъемника, с помощью которой можно подняться на вершину горы. Во-вторых, под занавес сезона туристы получили сюрприз — впервые за 6 лет просеку, бывшую до сих пор излюбленным местом для внетрассового катания, полностью отратрачили. В-третьих, на опоры гондольного подъемника навесили трос и кабинки веселого оранжевого цвета и даже покрутили в тестовом режиме. До ввода в эксплуатацию пока не дошло, но обещают, что в следующем сезоне и этот подъемник заработает в полную силу.

На этом фоне совершенно удручающе выглядит отсутствие на горе единого скипасса. Если райдер хочет разнообразного катания, то он вынужден носить с собой несколько карточек от разных подъемников, стоять в очередях за разовыми бумажными талончиками и терять на это много времени и нервов.

Несмотря на обещания хозяев различных подъемников объединить в систему хотя бы часть из них, достичь принципиальных договоренностей так и не удалось.

Однако перемены, связанные со сменой собственников, позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Томский SkyWay значительно расширил свое присутствие на горе: помимо известной давно трассы со строящимся гондольным подъемником, томичам теперь принадлежит и «Панорама». А «Новая Лига» вошла в число акционеров «Шории-тура» — старейшего эксплуатанта на горе Зеленой. Вероятно, приток «свежей крови» заставил самую консервативную организацию заняться обновлением: под конец зимы рядом с опорами старого подъемника начались изыскательские работы, и к началу следующего сезона «Шория-тур» обещает заменить свой старый подъемник, который давно выработал свой ресурс, на новую скоростную 6-местную креселку. Не дремлет и «Каскад-подъем» — за лето они обещают закончить строительство подъемника на плато Мустага, так что любителям внетрассового катания не придется теперь отдавать по 500 рублей за снегоходную заброску в излюбленный район.

Есть, правда, во всей истории с освоением новых склонов одна очень неприятная деталь. Все меньше остается целинного леса — той изюминки, ради которой в Шерегеш едут райдеры со всей России.

Из уникального места Зеленая все быстрее и быстрее превращается в обычный горнолыжный курорт со всеми плюсами и минусами. И второй год подряд снега гораздо меньше, чем обычно. Эту неприятность люди тоже связывают с вырубкой леса под новые трассы — снег просто выдувает со склонов. И это, увы, плата за дальнейшее развитие горнолыжного комплекса.


Артем Шершнев

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА