Фильм о зле (видео)

Обладатель премии «ТЭФИ-Регион–2007» хочет изменить современное телевидение к лучшему

Недавно НГС.НОВОСТИ сообщали о том, что награда «ТЭФИ-Регион–2007» в номинации «Лучший документальный фильм» досталась снятому в Новосибирске фильму «Проклятые вопросы бытия» (из цикла «Сибирская энциклопедия» на ГТРК «Новосибирск»). В прошлом же году та же команда документалистов представляла Россию наряду с «Островом», «Эйфорией» и «Гарпастумом» на Стамбульском международном кинофестивале своей предыдущей работой «На окраине Млечного пути». Корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с Павлом Головкиным, одним из авторов «Проклятых вопросов» о серьезной стороне сегодняшнего телевидения.
Можете ли вы рассказать о команде, которая делала «Проклятые вопросы бытия», и добавить несколько слов о самом фильме?

Это очень добрые, порядочные люди и блестящие профессионалы. Это Станислава Касаткина — талантливый человек с огромным опытом телевизионной режиссуры, без нее этого фильма бы не было. Это Петр Сиднев — знаменитый новосибирский оператор. Он много лет был творческим партнером Юрия Шиллера, в 1990-е годы вошел в двадцатку лучших операторов-документалистов мира по рейтингу Международной телевизионной ассоциации INPUT. Это звукорежиссер Анатолий Гревцов и видеоинженер Владимир Бурсянин. Это наш самоотверженный водитель Виктор Картавых.

А фильм «Проклятые вопросы бытия» о зле. Главный герой — Леонид Соломонович Трус, известная в Академгородке личность. Но фильм не о человеке, пострадавшем от сталинских репрессий, а о человеке вообще. Потому что зло рано или поздно приходит в каждую жизнь. Эта история могла случиться в V веке до н.э. в Китае и, я боюсь, сможет случиться в Англии ХХII века нашей эры, но она, как и, к сожалению, многие другие, произошла в ХХ веке в России. Фильм посвящен памяти Анны Политковской.

Справка: Леонид Трус — председатель новосибирского общества «Мемориал», созданного для увековечивания памяти жертв репрессий, в настоящее время ведущего исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. В 1953 году Леонид Трус был обвинен в подготовке террористического акта и приговорен к расстрелу, замененному на 25 лет лагерей. Амнистирован после ХХ съезда КПСС, развенчавшего «культ личности» Сталина.

Такие глобальные категории, как добро и зло, лежат в основе всего, но обычно они завуалированы, упрятаны в некую обертку, а в «Проклятых вопросах бытия» о них говорят напрямую, настойчиво повторяя слово «зло»…

Вы знаете, любой человек, который из года в год имеет возможность сравнивать русское и западное документальное кино (в Новосибирске, например, на фестивале «Встречи в Сибири»), может отметить для себя очень важную вещь: западное документальное кино начинает сильно вырываться вперед. Это происходит потому, что западное документальное кино часто ставит гуманитарные сверхзадачи мирового порядка, в отличие от русского документального кино, которое начинает о них забывать. Я думаю, что совершенно неважно, чем ты занимаешься, — документальным кино, телевидением, литературой или наукой, — но очень важно ставить гуманитарные сверхзадачи.

На телевидении приходится сталкиваться с тем, что какие-то темы встречают преграды как слишком «заумные», неудобные, нестандартные?

Временами приходится, временами нет. Но если считать для себя преграды определяющим фактором, то ничего не будет. Ничего и никогда. Считается, что «высокие» темы нельзя поднимать на современном телевидении. Но раз они все-таки были подняты, раз этот факт произошел, значит, можно?

Для кого сегодня снимается документальное кино? На кого ориентированы ваши фильмы?

Фильм о зле (видео)
Я расскажу вам одну историю... Однажды я зашел в музыкальный магазин. Как всегда, там играла какая-то обычная популярная мелодия. И вдруг один из продавцов включил диск с записью Дживана Гаспаряна — знаменитого армянского музыканта, который играет на древнем духовом инструменте — дудуке. И люди, которые никогда не слышали Гаспаряна, начали подходить совершенно зачарованные и спрашивать: «Скажите, а что это? А это можно купить?». Я думаю, что когда человек берется что-то делать, а тем более заниматься творчеством, меньше всего он должен думать о реакции. Нужно просто делать то, что интересно и идет от сердца. А потом это можно кому-нибудь показать. И вот только тогда и будет ясно, так ли однотонен мир. Я не верю в диктат «формата». Формат действует только до того момента, пока ты по гамбургскому счету с ним согласен или боишься высунуться.

Как вы попали в теледокументалистику?

В 2003 году я окончил историческое отделение гуманитарного факультета НГУ и до сих пор считаю, что наука — это одно из лучших времяпрепровождений в жизни. Но в какой-то момент мне захотелось не писать о том, как кто-то что-то сделал, а самому что-то сделать. Но сегодня в России очередная эпоха застоя, и многие сферы деятельности просто имитируются. Тогда мне показалось, что телевидение должно быть «живым» миром. И я пошел на телевидение: изначально на студию «Репортер», потом в культурное вещание ГТРК «Новосибирск». Работал в программе «Коллекция», делал интервью для «Вестей Плюс», которые выходили в полночь, — всего было около ста таких бесед. И параллельно обратился к большому формату — к «Сибирской энциклопедии», которая задумывалась как исследование региональной истории. Тогда же мне захотелось сделать программу в жанре философского эссе, и первым таким серьезным опытом стала «На окраине Млечного пути», посвященная образу ребенка-старика. Редкому психологическому типажу, который в детстве уже мудр, как старик, а в старости не теряет интереса к жизни. В фильме было два героя: академик Сергей Васильевич Гольдин и мальчик из 130-й школы Глеб Летягин. Размышляли они на одни и те же темы.

Что будет с нашим телевидением дальше?

С ним будет то, чего мы сами захотим. Мы все смотрим наше телевидение и по большому счету прекрасно понимаем, что с ним происходит. Но если ничего не делать, оно таким и останется. Здесь речь идет уже не о стратегии того, как делать документальное кино, а о вопросе, что вообще делать — в жизни, в профессии... Представьте себе, что вы живете в скудной пустыне, окруженной высокими горами. Вы знаете, что где-то за ними есть красивая плодородная долина с прекрасным климатом и добрыми людьми, и вам нужно туда попасть. Революционер попытается эти горы взорвать. Какой-нибудь мученик отправится через них перебираться и, может быть, лет через сорок доберется до этой долины уставшим и измученным человеком. Остальные даже не будут пытаться что-то сделать. Я же полагаю, что в XXI веке до этой долины должны летать маленькие чартерные самолеты, и именно постройкой такого самолета я занимаюсь. Я прекрасно вижу на пути все преграды, но они не столь страшны, как многие думают.

Но все-таки самолеты маленькие. То есть этот рейс не слишком востребован?

Я бы ответил на этот вопрос «да», если бы не помнил телекомпанию НТВ середины 1990-х годов прошлого века. На сегодняшний день на телевидении возобладала точка зрения, которая — якобы! — придумана Западом: «Я журналист, я должен быть маленьким передатчиком информации к обществу». Но мы все видели пример другого телевидения с другим лозунгом: «Я журналист, но прежде всего я человек!», который был тогда на НТВ. «Это я видел, как падали бомбы, и я имею право сопереживать людям, на которых они падали, и делать все возможное, чтобы это не повторилось, и я имею право ненавидеть тех, кто это сделал». Номинально эта точка зрения сегодня проиграла, но уж очень рано ее решили похоронить. Я думаю, что часть кризиса, который мы сейчас видим в России, связана с тем, что все стараются выполнить свои профессиональные обязанности, забывая о том, что они прежде всего люди, а уже потом журналисты, политики, представители власти или дворники...

Разве может быть по-другому и это не утопия?

Это не утопия. Может быть, главная фраза фильма «Проклятые вопросы бытия» — это когда Леонид Соломонович Трус говорит, что существуют две точки зрения на развитие человечества. Первая точка зрения: человек может жить сообразно своим идеалам, и эти идеалы могут быть благородны. Вторая: человек такой, каким его создал Бог, он не может ничего изменить, и ему остается только мучиться. Леонид Соломонович сказал: «Если бы я был человеком Средневековья, я бы согласился со второй точкой зрения. Но я уже не человек Средневековья и я не могу с этим примириться! А где же тогда я? А если не я, так где homo sapiens? Так где «sapiens»-то? Я думаю, что здесь Трус сформулировал основную проблему сегодняшней России, сегодняшнего мира, сегодняшнего телевидения и сегодняшней документалистики. И что-то добавить сложно.


Елена Полякова
Фото Петра Сиднева


2008-05-14
  • PT4M13S(Размер файла 20 Мб)
    (Размер файла 20 Мб)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено