А. Журавлева: «Кто из нас больший идиот?»

Известный журналист и продюсер считает, что глупое телевидение создало глупую аудиторию

Продюсер Журавлева призывает выключить телевизор
Очередная дискуссионная вечеринка «Умная среда», которая проходит в джазовом клубе «Труба», была посвящена нашему телевидению. Почему российское телевидение такое? Что поглупело раньше — телевизионный продукт или основная масса телезрителей? И наконец, кому это выгодно? На эти и другие вопросы как корреспондента НГС.НОВОСТИ, так и остальных участников дискуссии отвечала известный журналист и телевизионный продюсер Анастасия Журавлева. Начала свое выступление г-жа Журавлева необычно — с разговора о русалках.
Русалки делятся на два вида — на западных и славянских. Западные обычно перемещаются по воде, и у них только хвост, а славянские русалки обладают иногда возможностью ходить на двух ногах и близко подходят к жертвам… Я не сошла с ума. Я цитирую буквально текст программы, одной из моих любимейших на сегодняшний день, — «Необъяснимо, но факт», которая выходит на прекрасном канале под названием ТНТ.

Возникает вопрос ко мне: кто из нас больший идиот — тот, кто это придумал, или я, которая это смотрю и запомнила? А не запомнить это невозможно, потому что это выдающийся проект, где, на мой взгляд, как в зеркале отражаются все процессы, происходящие в нашем отечественном телевидении, которые меня не радуют. Самое интересное, что когда ты начинаешь рассказывать эту историю, причем людям достаточно просвещенным и разного возраста, они тебе в ответ говорят: «Да ты что! А вот ты про гномов не видела. Там была совершенно потрясающая программа!»

Но вы — человек телевидения…

У меня сложное отношение к телевидению как к явлению, поскольку я — его продукт… Я сформирована в том числе телевизором: я влюбилась в поэзию благодаря телевидению — была маленькая, приходила из школы, включала телевизор и смотрела программу, где кто-то из авторов, может, даже не очень любимых властью, стоял на сцене концертного зала, читал свои произведения… Тогда одна из функций телевидения была просвещать. Все, что происходит сегодня, происходит с точностью до наоборот. То, что нам предлагают принять на веру, в частности исследование по поводу русалок, просвещением назвать невозможно. И это случайный пример. А если начать выбирать, то можно найти еще более потрясающие. Например, «Битва экстрасенсов». Это самая бестактная программа, потому что нарушается одна из заповедей журналиста — «Не навреди»…

Сами смотрите все это?

Честно скажу, я все это смотрю, потому что это — то, что я изучаю, то, что является предметом моей работы. Телевидение отражает наше состояние — оно спрос отражает. Не только предлагает, но и отражает спрос — чего люди хотят сегодня видеть. Можно привести массу примеров — то ли «Секс со звездами», то ли «Цирк со звездами»… Не важно. Важно то, что это — причастность к некой другой жизни, где я смотрю на людей, которые наряжаются для меня, стараются для меня, у которых не все прекрасно получается. И значит, я, которая не умеет там висеть на одной руке, понимаю, что и вот у этой звезды все не очень здорово получилось. И второй момент: если я их люблю, то оправдаю и буду радоваться: «Эх, моя-то как, и это может!» Это чужая жизнь, в которую невозможно поверить, потому что мир гармонии, которые демонстрируют такие шоу, эту дружескую поддержку, любовь артиста к артисту, эту неконкурентную среду, — это абсолютный глянец. Не в смысле модного журнала, а в том старом смысле: глянцевой картинкой раньше называлась картинка, в которой были убраны многие подлинные черты — черты времени, ситуации… Глянец — это «Фотошоп» жизни.

Вы занимаетесь и политтехнологиями, и в этом случае телевидение является конкретным инструментом…

Да, телевидение — инструмент эффективный, наиболее понятный, он действует как раз на ту часть аудитории, которую принято называть электоратом. Я извиняюсь перед всем интернет-сообществом. Простите, интернет-сообщество — не электорат. Что бы там умные люди в блогах не писали, к электорату это не имеет отношения. Это те люди, которые не выбирают правителей. Они не ходят никуда, а просто сидят и переживают. Конечно, это я о российском сообществе.

Оценивая рынок телевидения, я понимаю, что этот инструмент сегодня — абсолютно государственный. Это инструмент, которым пользуется сегодня определенная часть людей — вершителей наших судеб. Невольно вспоминается замечательная фраза: «Мы имеем тех правителей, которых заслуживаем». А коли это так, то мы имеем и то телевидение, которое заслуживаем.

Насколько велико влияние ТВ на аудиторию?

Этот инструмент влияет на аудиторию. Его, естественно, нельзя делать содержательным и дающим возможность думать. Потому что нужно, чтобы одномоментно во все точки страны пришла нужная информация и в таком объеме, чтобы она дошла как импульс до мозга избирателя. И лучше, чтобы он вообще ничего не думал — жил хорошо и весело. Прекрасный пример был несколько лет назад в Кемеровской области. Проводили опрос и спрашивали: «Вы стали лучше жить при Тулееве?». Почти все говорили: «Да». «А чем?» — «Не знаю». «Давайте по-другому: а что изменилось в лучшую сторону? Транспорт?» — «Нет». «Вы зарабатывать стали больше?» — «Нет…» Результат опроса был сенсационный… Что произошло? Тулеев — человек разумный. Он уже тогда понял, что такое имидж и формирование общественного мнения, и начал давить прессу значительно раньше, нежели это начали делать другие.

Анастасия признает, что люди не хотят подлинной информации
Анастасия признает, что люди не хотят подлинной информации
Выбор информации — это инструмент. Все видно на примере любого новостийного выпуска. Что всегда отличало советские новости? — Страда, успехи… Что происходит сегодня? Был период катастроф, смертей и т.д. Но сегодня в какой-то момент даже любимый мною канал НТВ стал первой новостью рассказывать, например, о чемпионате мира по футболу. Ну не может чемпионат мира по футболу в нормальной общественной среде быть воспринят как новость дня…

Может! (реплика из зала)

Не может. Потому что он имеет отношение к определенной части… А кстати, наверное, может. И это грустно. Значит, все получилось у тех людей, которые все это придумали со всеми этими шоу, если для аудитории чемпионат мира по футболу на фоне других событий, где речь идет о жизни людей, об исторических решениях, является новостью дня…

В чем опасность этого процесса?

Это такое очарование-отупление. И к сожалению, формирование очень низкого вкуса. Мне можно возразить и сказать: есть же канал «Культура»! А вы видели эти жалкие потуги канала «Культура» осовремениться? Эти девочки с губами, в коротких юбках и на большой платформе, которые говорят об искусстве. Это очень смешно. Это суррогат. Это напоминает миниатюру из одной комедийной программы «6 кадров»: показывают даму, которая очень чувственно раздевается, крупные планы мужских глаз, все тяжело дышат… В конце концов, включается свет и дама говорит: «Вот! Наконец я собрала всех пап 6 «Б» класса».

На «Культуре», бесспорно, есть хорошие люди, есть попытки говорить о том, что за рамками массовой культуры, но почему-то эти люди решили, что надо гнаться за определенной частью аудитории, и подумали, что если они ведущих разденут, накрасят по-другому, то получат другую аудиторию. Те, кому нужно другое, они давно уже в онлайне смотрят совсем раздетых женщин. Те формы, которые перенимает канал «Культура» сегодня, — попытка работать неуверенно и неэстетично с какими-то такими приемами, которые якобы должны увеличить аудиторию.

На ваш взгляд, что все же появилось вперед — глупый зритель или глупый телевизионный продукт?

Я думаю, что все же телевидение стали переформировывать и потихоньку с помощью этого инструмента отупили часть аудитории. Но при этом есть целое поколение, которое продукт совсем тупого телевидения, которое было раньше. Но в том тупом телевидении всегда была возможность для эзопова языка, как ни странно. И люди мыслящие, они тянулись к этому и шли к этой информации. А сейчас еще проблема в том, что люди не хотят подлинной информации. Чаще всего говорят: да не хотим мы про это знать, самим жить трудно.

Так и во что это все может вылиться?

На мой взгляд, то, что сегодня происходит с телевидением, может закончиться перенасыщением — когда зритель не хочет, а телевидение не может. Мы в одном городе работали против поддержанной властью партии. И в рамках эксперимента провели следующую акцию «Не забудьте выключить телевизор!» Все пространство было заклеено плакатами «Не забудьте выключить телевизор!», были массовые пикеты, на спине у людей было написано «Не забудьте выключить телевизор!». Эти люди раздавали соответствующий текст с таким же призывом… Посыл был очень прост: не забудьте выключить телевизор, т.к. все, что там, — суррогат и жвачка. Попробуйте поговорить с собой, ответить не на вопросы ведущего ток-шоу, а на свои вопросы.

Результат превзошел все наши ожидания. По исследованиям мы получили плюс 3,5 %. В масштабах целого региона это очень большой процент. Значит, работает. Значит, призыв «Не забудьте выключить телевизор!» оказывается сегодня более эффективным, нежели «Послушай и почитай!» За сутки вряд ли, но за какой-то определенный период времени происходит очищение организма даже у наркомана. Откажись от этого наркотика! Побудь с собой, почитай книжку, поговори с людьми, посмотри на улицу, попробуй выстроить свое собственное представление о том, что вокруг тебя происходит!


Илья Калинин
Фото Ирины Гавва


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено