В. Косьяненко: «Безопасность на первом месте»

Интервью с директором муниципальной гимназии № 1 — ведущей школы Новосибирска

Департамент образования администрации Новосибирской области подвел итоги областной олимпиады школьников по различным предметам. Согласно этим данным, тройку ведущих школ региона составляют СУНЦ НГУ, гимназия № 1 и лицей № 130. Они получили соответственно 37, 36 и 27 дипломов разной степени. Однако по количеству дипломов первой и второй степени гимназия № 1 оставляет двух своих именитых конкурентов позади. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с директором 1-й гимназии (бывшая школа № 42) Виктором Косьяненко, чтобы побеседовать о современном среднем образовании.
Виктор Григорьевич, насколько для вас важен результат областных олимпиад?

Важен не просто этот итог. Я в принципе считаю, что участники школьных олимпиад — это наиболее интересные дети. Они даже, на мой взгляд, интереснее, чем медалисты, хотя и среди них много талантливых ребят. Но из многих медалистов вырастают конформисты, а вот «олимпиадники» — это дерзкий народ. Они бывают сильны не во всех, а в одной–двух дисциплинах, но зато умеют дерзать. Считаю, что в будущем в науке нужна дерзость, и всегда стараюсь поддерживать в ребятах это стремление.

Как еще, кроме олимпиад, новосибирские школы могут определить лидера? Каким рейтингам доверяете вы?

Единого рейтинга не существует. Я не склонен думать, что наша школа лучше всех, ведь каждая школа хороша по-своему. Даже периферийные школы могут быть очень интересными. Есть очень яркие школы, где здорово работают с детьми по патриотическому воспитанию, кто-то силен в науке. Мне в свое время приходилось работать, начиная с детского дома и заканчивая этой гимназией, а между ними были периферийные школы: 86-я школа на Западном поселке — самая окраинная, там, где ипподром, на Затулинке. В ней я начинал работать. И все эти школы мне были интересны. И дети в каждой школе были интересны по-своему: в центральной есть возможности для развития детей в науке, а в других есть еще какие-то возможности.

Поэтому никогда бы не стал ранжировать школы и стричь их под одну гребенку. Мы свою нишу нашли — это олимпиадное движение. Считаю, что это правильно, потому что у нас есть возможности приглашать сюда специалистов, привлекать к себе детей. Но каждая школа может найти свою нишу, если работать творчески. Если руководство школы, учителя, весь коллектив этим занимаются, то каждая школа может проявить себя и стать известной. В советское время была очень известной мундыбашская средняя школа (поселок Мундыбаш на Алтае), она прославилась своим удивительным оркестром. Нужно творчество.

Гимназия № 1 была одной из первых городских школ, начавших сотрудничество с СУНЦ НГУ (ФМШ). Как построена эта совместная работа сейчас?

Прошло уже, наверное, лет семь, как мы начали сотрудничать с физматшколой при НГУ, и я думаю, что тогда мы поступили очень дальновидно. Мне часто приходится говорить о математизации школ. Уверен, что самые талантливые лирики — это физики. Интересно то, что эти детишки побеждают у нас и на олимпиадах по физике, химии и математике, и они же побеждают на конкурсах полиглотов, на олимпиадах по истории и праву, причем доходят до самого высокого уровня — международного. В физико-математических классах собираются дети если талантливые, то талантливые во всем — и в спорте, и в лирике.

Мы очень довольны тем, что еще при Александре Никитине, который был тогда директором физматшколы, нам удалось установить контакты. Думаю, что и они довольны, потому что наши ребятишки выглядят не хуже, чем дети из ФМШ. Практически все дети класса от физматшколы (а он у нас идет под литерой «Е») поступают в университет на бюджетной основе. Очень рад, что мы продолжаем работать вместе.

Как будет проходить новый набор в такой класс?

Набор конкурсный, прием ведет комиссия физматшколы. Наши учителя участвуют, но последнее слово за преподавателями ФМШ. В начале апреля дети сдают математику и физику, а потом проходят курс в летней физико-математической школе при НГУ. Уже по итогам этой школы СУНЦ НГУ принимает решение о зачислении ребят к нам в девятый класс. Но у нас есть еще свой, традиционный, физико-математический класс. Поэтому, если ребенок не добрал баллов и не попал в совместный класс гимназии и СУНЦ НГУ, он может заниматься в нашем физматклассе.

Какие еще профильные классы есть в 1-й гимназии?

Профили традиционные: экономический, гуманитарный, физико-математический, медицинский (раньше он назывался медико-биологическим, а сейчас — естественнонаучным).

Сколько учеников в обычные профильные классы вы принимаете со стороны? Ведь у вас же есть и собственные восьмиклассники…

Дополнительно в профильные классы из других школ к нам приходят 10–15 человек. В профильном классе СУНЦ НГУ процентов 80–85 — это наши дети, доморощенные, а примерно 15–20 % — это дети из других школ, прошедшие конкурс. Конкурс в этот класс составляет от двух человек на место и больше. Дети знают, что туда поступить очень трудно, и ребята со слабой подготовкой просто не пытаются — туда идут крепкие ребята, олимпиадники.

И обучение в этом классе бесплатное?

Да, как и во всех наших классах.

Есть мнение, что для того чтобы учить ребенка в престижной школе, родителям приходится нести дополнительные затраты или иметь какие-то связи?

Почему же? Если у нас есть место, мы всегда с удовольствием берем детей. Мы это очень даже приветствуем и стараемся следить за тем, чтобы была, что называется, свежая кровь.

Трудно руководить престижной школой?

Нет. Надо просто любить свою работу. И не надо руководить — надо жить интересами детей, интересами учителей, работать вместе и не мешать учителям, а помогать им реализовать свои способности и способности детей.

Еще несколько лет назад гимназия № 1 не попадала в список ведущих спортивных школ города. Как вы решились сочетать науку и спорт?

Помню, что и 20 лет, да еще и 10 лет назад спорт у нас был, что называется, далеко не на первом месте. Думаю, что все, чего мы достигли, удалось нам благодаря кадрам. За это время в школе появились очень интересные тренеры, пять или шесть преподавателей физвоспитания. Есть тренеры со специализациями «плавание», «волейбол», «баскетбол», «легкая атлетика», «гимнастика». И каждый тренер увлеченно работает со своими детьми. И еще: лет пять назад мне удалось привлечь на работу Виктора Ивановича Швецова, который является председателем Совета физкультуры школы. Это знаменитый тренер, заслуженный тренер Советского Союза, подготовивший трех чемпионов мира и олимпийских чемпионов по спортивной ходьбе. Человек, фанатично преданный спорту. Не проходит и дня, чтобы он не приходил ко мне: он очень близко принимает все к сердцу и очень болезненно реагирует на бюрократические препоны в спорте. На таких людях должна держаться школа, да и вся жизнь вообще.

Как вы считаете, расписание занятий в вашей школе перегружено?

К сожалению, это бич, и не только нашей школы. Мы, например, никак не можем добиться строительства спортивного зала. Был бы еще один спортивный зал — нам легче было бы составлять грамотное оптимальное расписание. Пока его нет, приходится ставить нулевые уроки. Не буду скрывать — перегруженность детей есть, но это компенсируется большой внеклассной и спортивной работой.

Вынуждена ли школа расставаться со слабыми учениками, которые не выдерживают растущих нагрузок?

Слабый — это тоже понятие относительное. Ребенок приходит из другой школы с отличными отметками, а здесь не может их подтвердить. Отметка — это вещь субъективная, а знания объективны. Слабые дети есть, и они нам, что называется, не в тягость. Мы с ними работаем, и успешно — практически все дети поступают в вузы. Но я для себя никогда деления на слабых и сильных учеников не делаю — все дети хороши и интересны по-своему.

Большинство читателей НГС.НОВОСТИ считает, что главная причина, по которой может быть уволен директор школы, — это криминальная обстановка в учебном заведении. Вы согласны с этим мнением?

Стараюсь за этим очень внимательно следить. Если только в школе обстановка среди учащихся будет нездоровой, это отразится на всем. И первоклассники, и школьники среднего звена, и старшеклассники должны чувствовать себя комфортно. Безопасность и психологический комфорт — это очень важно. Для меня как для директора эта сторона дела всегда на первом месте.

Справка: Средняя школа № 42 основана в 1936 году. В 1996 году ей был присвоен статус гимназии и номер 1. В гимназии обучается 1149 человек (42 класса). В 2007 году школа выпустила 11 золотых и 16 серебряных медалистов. За последние три года 98,5 % выпускников гимназии № 1 поступили в вузы, из них 10 человек в Высшую школу экономики (Москва) и МГИМО (Москва), ежегодно более 3 выпускников гимназии поступают в МГУ.


Константин Пономарев

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено