Сиднейская гавань

Архитектор из Австралии продемонстрировал, как нам обустроить набережную Оби

Австралийский архитектор Томас Ривард
28 февраля, в первый день II Открытого градостроительного форума «Город завтра», в Новосибирске состоялся мастер-класс австралийского архитектора Томаса Риварда (Thomas Rivard) «Город как архитектурный проект». Преподаватель университета Нового Южного Уэльса и Сиднейского университета показал аудитории, как может выглядеть современная городская среда и ее нескучный архитектор. Корреспондент НГС.НОВОСТИ вместе с главным архитектором Новосибирска Валерием Арбатским прислушался к идеям господина Риварда, по аналогии с которыми в конце своей лекции австралиец предложил уже местным архитекторам спроектировать набережную Оби.
Проект набережной East Darling Harbour в Сиднее выполняет студия господина Риварда Lean Productions, и в него заложены некоторые интересные моменты, которые даже непрофессионалу позволяют отличить архитектуру гармоничной среды для человека от привычной архитектуры зданий для архитекторов.

«Для меня города — это прежде всего места великого общения, обмена мнениями между людьми. И у меня есть точка зрения на развитие города: это волшебное место, где соединяется несоединимое», — начал Ривард и заметил, что в современном городе нет наблюдателей — все принимают участие в его жизни и развитии.

Архитектор, считает Томас, должен использовать то, что есть в наличии: для Сиднея это земля, вода и замечательное сочетание этих двух сред на побережье. Набережная East Darling Harbour как раз воплощение этого принципа. Эта гавань долго была грузовым портом, и сейчас город поставил вопрос о пересмотре назначения этой территории (Томас употребил термин «редевелопмент»): «Вместо того чтобы сделать ее просто зоной для развлечений или коммерческим центром, мы связываем эти функции вместе и добавляем много других возможностей».

Валерий Арбатский (слева) не услышал от своего коллеги ничего нового
Валерий Арбатский (слева) не услышал от своего коллеги ничего нового
Гавань, которая тянется вдоль берега и прорезается глубокими доками, по проекту господина Риварда, делится на множество функциональных зон как вдоль берега, так и поперек и в вертикальной плоскости. Объединяет этот «слоеный пирог» общая инфраструктура: здесь пешеходы пользуются полным приоритетом, а внутри района разрешен только электрический транспорт. До East Darling Harbour, по проекту архитектора, можно добраться на скоростном трамвае, автобусе или водном транспорте, а вот внутри района горожане передвигаются только пешком, на велосипеде, на электромобилях, взятых напрокат, или электротакси.

Транспортная идеология набережной East Darling — максимальная доступность, прозрачность и «проницаемость» района.

Еще один важный момент освоения этой территории — возможность использования в течение 24 часов в сутки и 7 дней в неделю. Исходя из этого и размещаются объекты внутри района. В результате East Darling Harbour нельзя назвать ни спальным, ни рабочим, ни офисным, ни досуговым, ни культурным районом. Здесь есть и собственное производство, правда, в современном австралийском варианте: архитектор предполагает построить там электростанцию, работающую на океанической биомассе.

Томас Ривард считает, что в каждом проекте развития города должно быть место сумасшествию. Для набережной East Darling он с коллегами придумал небольшой участок очень густого леса: «Он непроницаем. Он мрачен. Там можно спрятаться. Общественные места требуют прозрачности, но иногда нужно ее не иметь. И я верю, что он будет удобен для поцелуев». Примечательно еще и то (об этом господин Ривард умолчал), что вариантов реконструкции гавани East Darling Harbour существует достаточно много: проводятся специальные открытые конкурсы таких проектов, и предложение Lean Productions для Сиднея одно в череде многих других.

Идея набережной, по Риварду, — это сочетание всех возможных назначений
Идея набережной, по Риварду, — это сочетание всех возможных назначений
Отвечая на вопрос слушателей, Томас Ривард заметил, что когда он приехал в Новосибирск (а он здесь впервые), его очень впечатлила река: «Это удивительно удобное общественное место. У нас в Сиднее аналогичное публичное место — это гавань. Вода — это ваш фантастический ресурс, это пространство».

Что касается проекта гавани East Darling Harbour, то вне рамок лекции Томас Ривард оказался весьма прагматичным человеком: «Я никогда не мешаю тем, кто делает деньги. Мы — партнеры, и нам всем надо делать деньги. Нам надо сохранять эту невидимую нить в городе: деньги производят настроение, удовлетворение и удовольствия. Каждый раз, когда вы занимаете квадратный метр площади, вы должны обеспечить квадратный метр комфорта — это простая формула. И в конце концов, деньги, которые тратят девелоперы, обогащают город».

Главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский в ходе Градостроительного форума еще раз сказал, что начинает сбываться вековая мечта новосибирских архитекторов: строители выходят со своими проектами на берега Оби. Однако комментируя для НГС.НОВОСТИ проект набережной Томаса Риварда, он высказал мнение, что мы не сможем сразу к нему перешагнуть: «Основные принципы, конечно, можно и нужно использовать. Для меня в этом не было ничего нового, но они этим живут. Это их практика, а у нас это даже не теория, а где-то на уровне познавания». Арбатский уверен, что такой инвестор, как «Крокус», может столь же комплексно осмыслить свой участок набережной Оби на левом берегу рядом с метромостом: рокадная дорога параллельно реке выделит его в аналогичную совершенно особую зону. Но достичь такого высокого уровня урбанизации на пустом месте девелоперы в Новосибирске не смогут, считает главный архитектор.


Константин Пономарев
Фото автора, иллюстрации Lean Productions


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено