Сиднейская гавань

Архитектор из Австралии продемонстрировал, как нам обустроить набережную Оби

Австралийский архитектор Томас РивардВсе фотографии
Австралийский архитектор Томас Ривард

28 февраля, в первый день II Открытого градостроительного форума «Город завтра», в Новосибирске состоялся мастер-класс австралийского архитектора Томаса Риварда (Thomas Rivard) «Город как архитектурный проект». Преподаватель университета Нового Южного Уэльса и Сиднейского университета показал аудитории, как может выглядеть современная городская среда и ее нескучный архитектор. Корреспондент НГС.НОВОСТИ вместе с главным архитектором Новосибирска Валерием Арбатским прислушался к идеям господина Риварда, по аналогии с которыми в конце своей лекции австралиец предложил уже местным архитекторам спроектировать набережную Оби.

Проект набережной East Darling Harbour в Сиднее выполняет студия господина Риварда Lean Productions, и в него заложены некоторые интересные моменты, которые даже непрофессионалу позволяют отличить архитектуру гармоничной среды для человека от привычной архитектуры зданий для архитекторов.

«Для меня города — это прежде всего места великого общения, обмена мнениями между людьми. И у меня есть точка зрения на развитие города: это волшебное место, где соединяется несоединимое», — начал Ривард и заметил, что в современном городе нет наблюдателей — все принимают участие в его жизни и развитии.

Архитектор, считает Томас, должен использовать то, что есть в наличии: для Сиднея это земля, вода и замечательное сочетание этих двух сред на побережье. Набережная East Darling Harbour как раз воплощение этого принципа. Эта гавань долго была грузовым портом, и сейчас город поставил вопрос о пересмотре назначения этой территории (Томас употребил термин «редевелопмент»): «Вместо того чтобы сделать ее просто зоной для развлечений или коммерческим центром, мы связываем эти функции вместе и добавляем много других возможностей».

Валерий Арбатский (слева) не услышал от своего коллеги ничего нового
Валерий Арбатский (слева) не услышал от своего коллеги ничего нового
Гавань, которая тянется вдоль берега и прорезается глубокими доками, по проекту господина Риварда, делится на множество функциональных зон как вдоль берега, так и поперек и в вертикальной плоскости. Объединяет этот «слоеный пирог» общая инфраструктура: здесь пешеходы пользуются полным приоритетом, а внутри района разрешен только электрический транспорт. До East Darling Harbour, по проекту архитектора, можно добраться на скоростном трамвае, автобусе или водном транспорте, а вот внутри района горожане передвигаются только пешком, на велосипеде, на электромобилях, взятых напрокат, или электротакси.

Транспортная идеология набережной East Darling — максимальная доступность, прозрачность и «проницаемость» района.

Еще один важный момент освоения этой территории — возможность использования в течение 24 часов в сутки и 7 дней в неделю. Исходя из этого и размещаются объекты внутри района. В результате East Darling Harbour нельзя назвать ни спальным, ни рабочим, ни офисным, ни досуговым, ни культурным районом. Здесь есть и собственное производство, правда, в современном австралийском варианте: архитектор предполагает построить там электростанцию, работающую на океанической биомассе.

Томас Ривард считает, что в каждом проекте развития города должно быть место сумасшествию. Для набережной East Darling он с коллегами придумал небольшой участок очень густого леса: «Он непроницаем. Он мрачен. Там можно спрятаться. Общественные места требуют прозрачности, но иногда нужно ее не иметь. И я верю, что он будет удобен для поцелуев». Примечательно еще и то (об этом господин Ривард умолчал), что вариантов реконструкции гавани East Darling Harbour существует достаточно много: проводятся специальные открытые конкурсы таких проектов, и предложение Lean Productions для Сиднея одно в череде многих других.

Идея набережной, по Риварду, — это сочетание всех возможных назначений
Идея набережной, по Риварду, — это сочетание всех возможных назначений
Отвечая на вопрос слушателей, Томас Ривард заметил, что когда он приехал в Новосибирск (а он здесь впервые), его очень впечатлила река: «Это удивительно удобное общественное место. У нас в Сиднее аналогичное публичное место — это гавань. Вода — это ваш фантастический ресурс, это пространство».

Что касается проекта гавани East Darling Harbour, то вне рамок лекции Томас Ривард оказался весьма прагматичным человеком: «Я никогда не мешаю тем, кто делает деньги. Мы — партнеры, и нам всем надо делать деньги. Нам надо сохранять эту невидимую нить в городе: деньги производят настроение, удовлетворение и удовольствия. Каждый раз, когда вы занимаете квадратный метр площади, вы должны обеспечить квадратный метр комфорта — это простая формула. И в конце концов, деньги, которые тратят девелоперы, обогащают город».

Главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский в ходе Градостроительного форума еще раз сказал, что начинает сбываться вековая мечта новосибирских архитекторов: строители выходят со своими проектами на берега Оби. Однако комментируя для НГС.НОВОСТИ проект набережной Томаса Риварда, он высказал мнение, что мы не сможем сразу к нему перешагнуть: «Основные принципы, конечно, можно и нужно использовать. Для меня в этом не было ничего нового, но они этим живут. Это их практика, а у нас это даже не теория, а где-то на уровне познавания». Арбатский уверен, что такой инвестор, как «Крокус», может столь же комплексно осмыслить свой участок набережной Оби на левом берегу рядом с метромостом: рокадная дорога параллельно реке выделит его в аналогичную совершенно особую зону. Но достичь такого высокого уровня урбанизации на пустом месте девелоперы в Новосибирске не смогут, считает главный архитектор.


Константин Пономарев
Фото автора, иллюстрации Lean Productions


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА